КЕРУБИНИ Луиджи это:

КЕРУБИНИ Луиджи
( 14 IX 1760, Флоренция - 13 III 1842, Париж)

В 1818 г. Л. Бетховен, отвечая на вопрос, кто ныне является величайшим композитором (исключая самого Бетховена), сказал: "Керубини".

"Выдающимся человеком" назвал итальянского маэстро Дж. Верди.

Керубиниевскими произведениями восхищались Р. Шуман и Р. Вагнер. Брамс испытывал сильное влечение к музыке Керубини, называл оперу "Медея прекрасным произведением", которое его необычайно захватило. Ему отдавали должное Ф. Лист и Г. Берлиоз - великие художники, у которых, правда, сложились не лучшие личные отношения с Керубини: первому (как иностранцу) Керубини (как директор) не позволил обучаться в Парижской консерватории, второго он хоть и принял в ее стены, но сильно невзлюбил.

Начальное музыкальное образование Керубини получил под руководством отца, Бартоломео Керубини, а также - Б. и А. Феличи, П. Биццари, Дж. Каструччи. Свое обучение Керубини продолжил в Болонье у Дж. Сарти - известнейшего композитора, педагога, автора музыкально-теоретических работ. В общении с большим художником молодой композитор постигает сложное искусство контрапункта (многоголосного полифонического письма). Постепенно и в совершенстве овладев им, он приобщается к живой практике: осваивает церковные жанры мессы, литании, мотета, а также наиболее престижные светские жанры аристократической оперы-seria и широко бытующей на городских оперных сценах и подмостках оперы-buffa. Заказы приходят из итальянских городов (Ливорно, Флоренция, Рим, Венеция. Мантуя, Турин), из Лондона - здесь Керубини служит придворным композитором в 1784-86 гг. Более широкое европейское признание талант музыканта получил в Париже, где Керубини обосновался в 1788 г.

С Францией связан весь его дальнейший жизненный и творческий путь. Керубини - видный деятель Великой французской революции, с его именем связано рождение Парижской консерватории (1795). Ее организации и совершенствованию музыкант отдал много энергии и таланта: вначале как инспектор, затем - профессор и, наконец, - директор (1821-41). Среди его учеников - крупные оперные композиторы Ф. Обер и Ф. Галеви. Керубини оставил несколько научно-методических трудов; это способствовало становлению и укреплению авторитета консерватории, ставшей со временем образцом профессионального обучения для более молодых консерваторий Европы.

Керубини оставил богатое музыкальное наследие. Он не только отдал дань практически всем современным ему музыкальным жанрам, но и активно способствовал формированию новых.

В 1790-е гг. вместе со своими современниками - Ф. Госсеком, Э. Мегюлем, И. Плейелем, Ж. Лесюэром, А. Жаденом, А. Бертоном, Б. Сарретом - композитор создает гимны и песни, марши, пьесы для торжественных шествий, празднеств, траурных церемоний Революции ("Республиканская песнь, Гимн братства, Гимн Пантеону" и др.).

Однако главное творческое достижение композитора, определившее место художника в истории музыкальной культуры, связано с оперным театром. Оперы Керубини 1790-х гг. и первых десятилетий XIX в. суммируют наиболее яркие черты итальянской оперы-seria, французской лирической трагедии (разновидности пышного придворного музыкального спектакля), французской комической оперы и новейшей музыкальной драмы реформатора оперного театра К. В. Глюка. Они провозглашают рождение нового оперного жанра: "оперы спасения" - остросюжетного спектакля, прославляющего борьбу с насилием и тиранией за свободу и справедливость.

Именно оперы Керубини помогли Бетховену в выборе главной темы и сюжета его единственной и знаменитой оперы "Фиделио", в ее музыкальном воплощении. Их черты мы узнаем в опере Г. Спонтини "Весталка", обозначившей начало эпохи большой романтической оперы. Как называются эти произведения? "Лодоиска" (1791), "Элиза" (1794), "Два дня" (или "Водовоз", 1800). Не менее известны сегодня "Медея" (1797), "Фаниска" (1806), "Абенсераги" (1813), персонажи и музыкальные образы которых напоминают нам многое из опер, песен и инструментальных произведений К. М. Вебера, Ф. Шуберта, Ф. Мендельсона.

Музыка Керубини обладала в XIX в. большой притягательной силой, о чем свидетельствует и живой интерес к ней русских музыкантов: М. Глинки, А. Серова, А. Рубинштейна, В. Одоевского. Автор свыше 30 опер, 6 квартетов, симфонии, 77 романсов, 2 реквиемов (один из них - до-минорный - исполнялся на похоронах Бетховена, который видел в этом сочинении единственно возможный образец для подражания), 11 месс, мотетов, антифонов и других произведений, Керубини не забыт и в XX столетии. Его музыку исполняют на лучших оперных сценах и эстрадах, записывают на грампластинки.


Творческие портреты композиторов. — М.: Музыка. 1990.

Смотреть что такое "КЕРУБИНИ Луиджи" в других словарях:

  • Керубини Луиджи — Луиджи Керубини Мария Луиджи Карло Зенобио Сальваторе Керубини (итал. Maria Luigi Carlo Zenobio Salvatore Cherubini; 14 сентября 1760, Флоренция  15 марта 1842, Париж)  итальянский композитор и музыкальный теоретик. Учился в Болонье у Джузеппе… …   Википедия

  • Керубини, Луиджи — Луиджи Керубини. КЕРУБИНИ (Cherubini) Луиджи (1760 1842), французский композитор, педагог. По происхождению итальянец. Преподаватель и инспектор Парижской консерватории со дня ее основания (1795; в 1822 41 директор). Творчески синтезировал… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Керубини Луиджи — (Cherubini) (1760 1842), композитор. По происхождению итальянец. Ученик Дж. Сарти. Работал во Франции. С 1795 преподаватель (со дня основания), затем профессор и дирижер Парижской консерватории. Следовал традициям итальянской оперы и принципам… …   Энциклопедический словарь

  • Керубини, Луиджи — Луиджи Керубини Основная информация Имя при рождении …   Википедия

  • КЕРУБИНИ Луиджи — (Cherubini, Luigi) (1760 1842), итальянский композитор. Родился 14 сентября 1760 во Флоренции. К 16 годам был уже автором нескольких месс, ораторий, кантат и других сочинений в церковных жанрах. Он покинул Италию в возрасте двадцати с небольшим… …   Энциклопедия Кольера

  • Керубини Луиджи Карло Зенобио Сальваторе Мария — Керубини (Cherubini) Луиджи Карло Зенобио Сальваторе Мария (8 или 14.9.1760, Флоренция, ‒ 15.3.1842, Париж), композитор, по национальности итальянец. Член института Франции (1815). Музыкальное образование завершил в Болонье (под руководством Дж.… …   Большая советская энциклопедия

  • Луиджи Керубини — Мария Луиджи Карло Зенобио Сальваторе Керубини (итал. Maria Luigi Carlo Zenobio Salvatore Cherubini; 14 сентября 1760, Флоренция  15 марта 1842, Париж)  итальянский композитор и музыкальный теоретик. Учился в Болонье у Джузеппе Сарти, сочинял с… …   Википедия

  • Керубини — Керубини, Луиджи Луиджи Керубини Мария Луиджи Карло Зенобио Сальваторе Керубини (итал. Maria Luigi Carlo Zenobio Salvatore Cherubini; 14 сентября 1760, Флоренция  15 марта …   Википедия

  • Керубини Л. — Луиджи Керубини Мария Луиджи Карло Зенобио Сальваторе Керубини (итал. Maria Luigi Carlo Zenobio Salvatore Cherubini; 14 сентября 1760, Флоренция  15 марта 1842, Париж)  итальянский композитор и музыкальный теоретик. Учился в Болонье у Джузеппе… …   Википедия

  • КЕРУБИНИ (Cherubini) Луиджи — (1760 1842) композитор. По национальности итальянец. Работал во Франции. С 1795 преподаватель (со дня основания), затем профессор и директор Парижской консерватории. Следовал традициям итальянской оперы и принципам драматургии К. В. Глюка. Один… …   Большой Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»