ЗАРИНЬ Маргер Оттович это:

ЗАРИНЬ Маргер Оттович
( р. 24 V 1910 - Яунпиебалга)

"Мы можем гордиться, что принадлежим к самой прогрессивной, самой могучей музыкальной семье в мире, что мы тесно сблизились с народом", - считает выдающийся латышский композитор М. Заринь. Страстная любовь к Родине, к своему народу пронизывает все его творчество, известное в нашей стране и за рубежом.

Среди основных произведений композитора 7опер, 10 вокально-симфонических и вокально-инструментальных произведений, 12 инструментальных концертов, 23 кантаты и хора, музыка к более 50 спектаклям и 20 кинофильмам.

Заринь рос в музыкальной семье. Его отец (сельский учитель) был хорошим органистом. Мать пела в хоре Рижского оперного театра, часто выступала солисткой в концертах. Неудивительно, что с ранних лет мальчик горячо полюбил музыку.

Его первым учителем по органу и фортепиано был отец. Благодаря своим выдающимся способностям и завидному трудолюбию в 13 лет Маргер становится студентом Рижской консерватории по классу фортепиано. Однако вскоре он должен был прекратить занятия и вернуться домой: семья не имела средств для его обучения в Риге. В 1929 г. Маргер окончил педагогический институт в Елгаве и, получив диплом школьного учителя, снова приехал в Ригу. Работая в вечерней школе, он в то же время занимался в консерватории по трем специальностям: композиции (в классе Я. Витолса), органа и фортепиано.

Первое произведение Зариня - хоровая песня "Радость" на собственные стихи - была премирована на конкурсе Праздника песни. За ней последовали другие песни и кантаты, также имевшие большой успех. "В молодости я очень увлекался музыкальным импрессионизмом. Дебюсси, Равель были моими, кумирами", - говорил Заринь. - "Занимаясь же в классе фортепиано, я благоговел перед Бахом. Думаю, эти пристрастия отражаются в моем творчестве до сих пор".

Новым, важным этапом в жизни Зариня стал 1940 г., когда после восстановления Советской власти Латвия вошла в состав братских республик нашей страны. Зариня пригласили в качестве музыкального руководителя и дирижера в Рижский Художественный театр Дайлес. Маргер безмерно счастлив! Ведь теперь он работает рядом с художественным руководителем театра Э. Смильгисом, вписавшим неповторимую страницу в историю латышской культуры. Смильгис учил Зариня искать новые средства выражения, воспитывать в себе чувство формы, постоянно обогащать свою музыкальную мысль. "Театр, его волнующую атмосферу люблю с юных лет", - вспоминает композитор, - "годами стараюсь постичь специфику этого удивительного вида искусства". За 10 лет работы в театре Дайлес Заринь написал музыку к спектаклям "Ромео и Джульетта, Много шума из ничего, Двенадцатая ночь" В. Шекспира; "Мария Стюарт" Ф. Шиллера; "Дубровский" А. Пушкина; "Анна Каренина" Л. Толстого; к пьесам А. Н. Островского, М. Горького, Вс. Иванова, Н. Погодина, К. Тренева, Б. Лавренева. Но особо следует выделить спектакли латышской классики и только что зарождавшейся латышской советской драматургии с музыкой Зариня: "Золотой конь, Огонь и ночь" Я. Райниса, "Проделки Трины" Р. Блауманиса, "1905 год" и "Спартак" А. Упита.

В полную силу музыкально-театральный талант Зариня раскрылся в оперном творчестве: ..."Мне ближе всего героико-эпический оперный жанр, раскрывающий такие моменты истории, когда общественные и личные конфликты разрешались наиболее драматично". 20 июня 1955 г. с большим успехом прошла премьера его оперы "К новому берегу" (либр. Ф. Рокпельниса по роману В. Лациса), ставшей первой советской латышской оперой. Это сочинение выдержано в классических традициях большой оперы; в нем национально яркие латышские элементы лирической, массовой, народной песенности тонко сочетаются с традиционным оперным стилем.

В ином ключе написана "Опера нищих" (1964, либр. собств. по рассказу Ж. Гривы "В тени голубой мечети"). В либретто включены стихи Н. Хикмета и О. Хайяма. События развертываются в Стамбуле: тема борьбы против империализма удачно переплетается с колоритными жанровыми эпизодами и лирическими зарисовками из жизни простых людей Турции. В опере использованы драматургические приемы музыкального, драматического театров и кино.

По-своему оригинальна сатирическая опера-балет Зариня "Чудо Святого Маврикия" (либр, собств.). Произведение было написано в 1964 г., однако его премьера состоялась лишь в 1974 г. Сюжет заимствован из истории Риги XVI в.

Значительный интерес представляет "Опера на площади", посвященная 100-летию со дня рождения В. И. Ленина (по мотивам поэм В. Маяковского и документальным рассказам Дж. Рида). Это сочинение синтезирует черты оперы, оратории и грандиозного массового действа. В нем занят огромный состав исполнителей: 7 хоров, 10 солистов и большой симфонический оркестр. "Я поставил своей целью в этом произведении говорить с аудиторией очень демократическим языком, так как адресат мой на этот раз - широкие массы слушателей, собранные не в театре, а под небесным сводом... В своей музыке я стремился опираться на интонационную основу советской массовой песни с ее характерными фанфарными линиями-мотивами, эмоционально-приподнятыми и одновременно очень простыми, лапидарными". Театральное мышление Зариня получило яркое выражение в его ораториях: "Герои Валмиеры" (1950), "Борьба с Чертовым болотом" (1951), "Махагони" (1965).

"Махагони" (либр. А. Круклиса) повествует о судьбах конголезского народа, столетиями томившегося под игом иноземцев, о самоотверженной борьбе за свободу своего народа и трагической гибели П. Лумумбы, о могучей силе пробуждающейся Африки. Литературной основой оратории послужили стихи известного негритянского поэта Л. Хьюза. Музыка, проникнутая национальным колоритом, захватывает драматизмом и напряженностью развития. Одна из наиболее впечатляющих страниц оратории - плач по П. Лумумбе, обреченном на смерть. Финал этого величественного произведения исполнен огромной жизнеутверждающей силы.

Богатством содержания и красочностью музыкального языка отмечены вокальные циклы Зариня: "Советская женщина в борьбе за мир" (1951, ст. латышских советских поэтов), "Серебристый свет" (1952, ст. Я. Райниса), "Четыре японские миниатюры" (1963, ст. М. Басе), "Песни на слова Я. Порука" (1971) и др.

Заринь неоднократно обращался и к сочинениям других жанров - к инструментальным концертам, фортепианным миниатюрам, сочинениям для органа, к киномузыке. Из кинофильмов с его музыкой наиболее значительны "Эдгар и Кристина, Времена землемеров, В тени смерти, Афера Цеплиса".

Начиная с 70-х гг. член Союза писателей Латвии, Заринь активно работает и на литературном поприще: ..."свою работу литератора считаю продолжением деятельности композитора, ибо в моем творчестве - как в литературном, так и в музыке - есть общие принципы. В последние годы моя писательская и композиторская работа как бы слились в одно целое". По словам композитора, в его литературных сочинениях очень много из собственной биографии, из биографии его поколения. В основном он пишет о музыке и музыкантах. Первый рассказ он посвятил Ж. Оффенбаху. Среди литературных сочинений Зариня - рассказы, эссе, новеллы. Оригинальны его романы "Лже-Фауст, Мистерии и хеппенинги, Чудесные приключения старого Тайзеля, Календарь капельмейстера Коциня", композитор написал интереснейшие воспоминания "Оптимистическая энциклопедия жизни".

Жизнь Зариня наполнена постоянным творческим трудом: "Ужасен день, в котором нет значительных моментов, - впустую прожитые часы. С годами все яснее сознаешь, как страшно дорого время".


Творческие портреты композиторов. — М.: Музыка. 1990.

Смотреть что такое "ЗАРИНЬ Маргер Оттович" в других словарях:

  • Заринь, Маргер Оттович — род. 11 (24) мая 1910 в г. Цесне в Латвии. Композитор. Нар. арт. СССР (1970). В 1928 окончил Пед. ин т в Елгаве. В 1930 1935 учился в Рижской конс. у Я. Витола (композиция), А. Даугула (ф п.) и П. Йозууса (орган). В 1940 1950 дирижер и муз. рук.… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Заринь, Маргер Оттович — Маргер Зариньш Дата рождения 24 мая 1910 Место рождения Яунпиебалга Дата смерти 27 февраля 1993 Место смерти Рига Страны …   Википедия

  • Заринь Маргер Оттович — Заринь, Зариньш Маргер Оттович [р. 11(24).5.1910, Яунпиебалга], советский композитор, народный артист СССР (1970). В 1929≈33 учился в Латвийской консерватории в Риге. В 1940≈50 музыкальный руководитель Художественного театра им. Я. Райниса (Рига) …   Большая советская энциклопедия

  • Зариньш, Маргер Оттович — Маргер Зариньш Основная информация Дата рождения 11 (24) мая 1910(1910 05 24) Место ро …   Википедия

  • Маргер Заринь — Маргер Зариньш Дата рождения 24 мая 1910 Место рождения Яунпиебалга Дата смерти 27 февраля 1993 Место смерти Рига Страны …   Википедия

  • Маргер Зариньш — Дата рождения 24 мая 1910 Место рождения Яунпиебалга Дата смерти 27 февраля 1993 Место смерти Рига Страны …   Википедия

  • Заринь — I Заринь         Зариньш Индулис Августович (р.18.6.1929, Рига), советский живописец, член корреспондент AXCCCP (1967), заслуженный деятель искусств Латвийской ССР (1965). Член КПСС с 1964. Учился в Риге в АХ Латвийской ССР (1952 58) у Э. Калныня …   Большая советская энциклопедия

  • Заринь М. О. —         Зариньш Маргер Оттович (р. 11 (24) V 1910, Яунпиебалга) сов. композитор. Нар. арт. СССР (1970). В 1929 33 учился в Латв. консерватории по классу композиции (Я. Витола), фп. (А. Даугула) и органа (П. Йозуус). В 1940 50 муз. руководитель… …   Музыкальная энциклопедия

  • Зариньш, Маргер — Маргер Зариньш Дата рождения 24 мая 1910 Место рождения Яунпиебалга Дата смерти 27 февраля 1993 Место смерти Рига Страны …   Википедия

  • Список народных артистов Латвийской ССР — Ниже приведён список народных артистов Латвийской ССР по годам присвоения звания …   Википедия

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»