ЖАНЕКЕН Клеман это:

ЖАНЕКЕН Клеман
( ок. 1475, Шательро, близ Пуатье - ок. 1560, Париж)

Сквозь мастера смотри на мастерство.

В. Шекспир

Слагает ли он мотеты в массивных аккордах, дерзает ли он воспроизводить шумное смятение, передает ли он в своих песнях женскую болтовню, воспроизводит ли он птичьи голоса, - во всем, что воспевает великолепный Жанекен, он божествен и бессмертен.

А. Банф

К. Жанекен - французский композитор первой половины XVI в. - одна из самых ярких и значительных фигур эпохи Возрождения. К сожалению, достоверных сведений о его жизненном пути сохранилось крайне мало. Но облик художника-гуманиста, жизнелюба и весельчака, тонкого лирика и остроумного сатирика-жанриста выразительно раскрывается в его творчестве, разнообразном по сюжетам и жанрам. Как и многие представители музыкальной культуры Возрождения, Жанекен обращался к традиционным жанрам духовной музыки - писал мотеты, псалмы, мессы. Но наиболее самобытные, имевшие большой успех у современников и сохраняющие до сегодняшнего дня свое художественное значение, произведения созданы композитором в светском жанре французской полифонической песни - шансон. В истории развития музыкальной культуры Франции этот жанр сыграл очень важную роль. Уходя своими корнями в народную песенно-поэтическую культуру средневековья, бытуя в творчестве трубадуров и труверов, шансон выражала думы и чаяния всех социальных слоев общества. Поэтому в ней органичнее и ярче, чем в каких-либо иных жанрах, воплотились черты ренессансного искусства.

Наиболее раннее (из известных) издание песен Жанекена относится к 1529 г., когда старейший в Париже нотопечатник Пьер Аттеньян опубликовал ряд крупных песен композитора. Эта дата стала своеобразной точкой отсчета при определении вех жизненного и творческого пути художника. Первый этап интенсивной музыкальной деятельности Жанекена связан с городами Бордо и Анже. С 1533 г. он занимает видное место музыкального руководителя в анжерском соборе, который славился высоким исполнительским уровнем своей капеллы и превосходным органом. В Анже - крупном центре гуманизма XVI в., где видную роль в общественной жизни играл университет, композитор провел около 10 лет. (Интересно, что с Анже связана юность и другого выдающегося представителя французской ренессансной культуры - Франсуа Рабле. В прологе к четвертой книге "Гаргантюа и Пантагрюэль" он тепло вспоминает об этих годах.)

Из Анже Жанекен уезжает ок. 1540г. О последующем десятилетии его жизни практически ничего не известно. Документальное свидетельство имеется о поступлении Жанекена в конце 1540-х гг. на службу в качестве капеллана к герцогу Франсуа де Гизу. Сохранилось несколько шансон, посвященных Жанекеном военным победам герцога. С 1555 г. композитор становится певцом королевской капеллы, затем получает звание "постоянного композитора" короля. Несмотря на европейскую известность, успех произведений, многократные переиздания сборников шансон, Жанекен испытывает серьезные материальные затруднения. В 1559 г. он даже обращается со стихотворным посланием к французской королеве, в котором прямо жалуется на бедность.

Сложности повседневного существования не сломили композитора. Жанекен являет собой ярчайший тип ренессансной личности с ее неистребимым духом бодрости и оптимизма, любовью ко всем земным радостям, умением видеть красоту в окружающем мире. Широко распространено сравнение музыки Жанекена с творчеством Рабле. Художников роднит сочность и колорит языка (у Жанекена это не только выбор поэтических текстов, изобилующих меткими народными выражениями, искрящихся юмором, весельем, но и любовь к красочным детальным описаниям, широкое использование изобразительных и звукоподражательных приемов, придающих его произведениям особую правдивость и жизненность). Ярким примером может служить знаменитая вокальная фантазия "Крики Парижа" - развернутая, словно театрализованная сценка уличного парижского быта. После мерного вступления, где автор спрашивает слушателей, не желают ли они послушать уличную разноголосицу Парижа, начинается первый эпизод представления - непрерывно звучат, сменяясь и перебивая друг друга, зазывные возгласы продавцов: "пирожки, красное вино, сельди, старые башмаки, артишоки, молоко, свекла, вишня, русские бобы, каштаны, голуби"... Темп исполнения все убыстряется, создавая в этой цветистой разноголосице картину, ассоциирующуюся с гиперболами "Гаргантюа". Фантазия завершается призывами: "Слушайте! Слушайте крики Парижа!"

Ряд картинно-изобразительных хоровых композиций Жанекена родился как отклик на важные исторические события его эпохи. Одно из популярнейших сочинений композитора - "Битва" - описывает сражение при Мариньяно в сентябре 1515 г., где французские войска нанесли поражение швейцарцам. Ярко и рельефно, словно на батальных полотнах Тициана и Тинторетто, выписан звуковой образ грандиозной музыкальной фрески. Ее лейттема - призывный клич походного горна - проходит через все эпизоды произведения. В соответствии с развертывающимся поэтическим сюжетом эта шансон состоит из двух разделов: 1ч. - подготовка к битве, 2 ч. - ее описание. Свободно варьируя фактуру хорового письма, композитор следует за текстом, стремясь передать эмоциональное напряжение последних мгновений перед битвой и героическую решимость воинов. В картине боя Жанекен использует множество новаторских, крайне смелых для своего времени, приемов звукоподражания: партии хоровых голосов имитируют дробь барабанов, сигналы труб, бряцание мечей.

Ставшая открытием для своей эпохи шансон "Битва при Мариньяно" вызвала множество подражаний как у соотечественников Жанекена, так и за пределами Франции. Сам композитор неоднократно обращался к композициям подобного рода, вдохновленный патриотическим подъемом, вызванным победами Франции ("Битва при Меце" - 1555 и "Битва при Ренти" - 1559). Воздействие героико-патриотических шансон Жанекена на слушателей было чрезвычайно сильным. Как свидетельствует один из его современников, "когда исполняли "Битву при Мариньяно"... каждый из присутствующих хватался за оружие и принимал воинственную позу".

Среди выразительных поэтических зарисовок и иллюстративных картин жанрово-бытового плана, созданных средствами хорового многоголосия, почитатели таланта Жанекена выделяли "Охоту на оленя", звукоподражательные пьесы "Пение птиц, Соловей" и комическую сценку "Женская болтовня". Сюжетность, живописность музыки, тщательность звуковой прорисовки многочисленных деталей вызывают ассоциации с полотнами голландских художников, которые придавали значение мельчайшим деталям изображаемого на полотне.

Камерная вокальная лирика композитора значительно менее известна слушателям, чем его монументальные хоровые композиции. В ранний период творчества Жанекен тяготел к поэзии Клемана Маро, одного из любимейших поэтов А. Пушкина. С 1530-х гг. появляются шансон на стихи поэтов знаменитой "Плеяды" - творческого содружества семи выдающихся деятелей искусства, назвавших свой союз в память о созвездии александрийских поэтов. В их творчестве Жанекена пленили изысканность и изящество образов, музыкальность слога, пылкость чувств. Известны вокальные композиции на стихи П. Ронсара - "короля поэтов", как прозвали его современники, Ж. Дю Белле, А. Баифа. Традиции гуманистического искусства Жанекена в области многоголосной полифонической песни были продолжены Гильомом Котле и Клоденом де Сермизи.


Творческие портреты композиторов. — М.: Музыка. 1990.

Смотреть что такое "ЖАНЕКЕН Клеман" в других словарях:

  • ЖАНЕКЕН Клеман — ЖАНЕКЕН (Жаннекен) (Janequin, Jannequin) Клеман (ок. 1485 1558), французский композитор. Один из создателей многоголосной шансон (см. ШАНСОН) (в т. ч. жанрово изобразительной «Охота», «Женская болтовня») …   Энциклопедический словарь

  • Жанекен, Клеман — Клеман Жанекен или Жаннекен (фр. Clément Janequin/Jannequin; ок. 1475, Шательро  после 1558, Париж)  французский композитор, один из важнейших представителей светской многоголосной песни  шансон. Содержание 1 Биография 2 …   Википедия

  • ЖАНЕКЕН Клеман — ЖАНЕКЕН (Жаннекен) (Janequin Jannequin) Клеман (ок. 1485 1558), французский композитор. Один из создателей многоголосной шансон (в т. ч. жанрово изобразительной Охота , Женская болтовня ) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Жанекен, Клеман — ЖАНЕКЕН (Жаннекен) (Janequin, Jannequin) Клеман (около 1485 1558), французский композитор. Один из создателей жанра светской многоголосной песни шансона (в том числе жанрово изобразительного ”Охота”, “Женская болтовня”). Автор месс, мотетов,… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Жанекен — Жанекен, Клеман Жанекен, Жаннекен (Janequin, Jannequin) Клеман (около 1475, Шательро, близ Пуатье  после 1558, Париж), французский композитор, один из важнейших представителей светской многоголосной песни  шансон. Содержание 1 Биография …   Википедия

  • ЖАНЕКЕН — (Жаннекен) (Janequin, Jannequin) Клеман (около 1485 1558), французский композитор. Один из создателей жанра светской многоголосной песни шансона (в том числе жанрово изобразительного Охота , Женская болтовня ). Автор месс, мотетов, псалмов …   Современная энциклопедия

  • Жанекен, Жаннекен (Janequin, Jannequin) Клеман — (около 1485 — 1558), французский композитор. Один из создателей жанра светской многоголосной песни — шансон (в том числе жанрово изобразительные — «Охота», «Женская болтовня», лирические, любовные на слова поэтов «Плеяды»). Мессы,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Жанекен — Жаннекен Клеман (Janequin, Jannequin) (около 1485  1558), французский композитор. Один из создателей многоголосной шансон (в том числе жанрово изобразительной  «Охота», «Женская болтовня»). Мессы, мотеты, псалмы …   Энциклопедический словарь

  • Жанекен К. — ЖАНЕКÉН, Жаннекен (Janequin, Jannequin) Клеман (ок. 1485–1558), франц. композитор. Один из создателей жанра светской многоголосной песни – шансон (в т. ч. жанрово изобр. – Охота , Женская болтовня , лирич., любовные на слова поэтов …   Биографический словарь

  • шансон — а; м. [франц. chanson] Современная эстрадная песня из репертуара шансонье. * * * шансон (франц. chanson), французская песня  народная, в XV XVI вв. профессиональная полифоническая, а также современная эстрадная (из репертуара шансонье). * * *… …   Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»