ГУБАРЕНКО Виталий Сергеевич

ГУБАРЕНКО Виталий Сергеевич
( р. 13 VI 1934, Харьков)

Главное эмоциональное впечатление, которое рождается при встречах с творчеством В. Губаренко, можно определить как масштабность. Это проявляется в тяготении художника к серьезным общезначимым темам и широкому кругу образов - историко-героическое прошлое страны и нравственные проблемы сегодняшнего дня, мир чувств личности, неисчерпаемый поэтический мир народной фантазии и неуловимо изменчивой природы. Композитор постоянно обращается к монументальным музыкально-театральным и инструментальным жанрам и формам: 15 опер и балетов, 3 "большие" и 3 камерные симфонии, серия инструментальных концертов, среди которых Concerto grosso для струнных, хоровые сочинения и вокальные циклы на стихи русских и украинских поэтов, симфонические сюиты, поэмы, картины, музыка к драматическим спектаклям и кинофильмам.

Губаренко родился в семье военнослужащего. Заниматься музыкой начал сравнительно поздно - в 12 лет, но и эти занятия из-за частых переездов семьи по месту назначения отца носили несистематический и полулюбительский характер. Лишь с 1947 г. начинается учеба в иванофранковской и затем в одной из харьковских музыкальных школ.

Самообразование и живой интерес к музыке сыграли в этот период большую роль, чем школьное обучение, тем более что ярко заявил о себе дар импровизации и тяга к самостоятельному творчеству. К моменту поступления в музыкальное училище (1951) юноша успел попробовать свои силы в оперном жанре, в фортепианной, вокальной и хоровой музыке.

Первой настоящей школой для Губаренко стали уроки композиции под руководством композитора и педагога А. Жука, а в годы учебы в консерватории в классе Д. Клебанова, воспитавшего несколько поколений украинских композиторов, талант молодого музыканта обрел конкретные формы применения. Губаренко много и плодотворно работает в области вокальной лирики, создает цикл хоров a cappella на стихи С. Есенина и кантату "Русь".

В увлечении юноши красотой и эмоциональной выразительностью человеческого голоса немалую роль сыграла его работа в хоре, которым руководил известный хормейстер и композитор З. Заграничный. Обладая сильным и выразительным басом, Губаренко увлеченно занимался в хоре и помогал руководителю в работе с коллективом. Приобретенный опыт для автора будущих опер был поистине бесценным. Несмотря на экспериментальный, новаторский характер ряда сочинений композитора, партии в его операх всегда вокальны и удобны для исполнения. Пора становления - 60-е гг. - для Губаренко ознаменовалась первым значительным успехом его сочинений на всесоюзной эстраде (Первая симфония композитора на Всесоюзном конкурсе в Москве в 1962 г. была отмечена дипломом первой степени) и премьерой оперы "Гибель эскадры" (по А. Корнейчуку) на сцене Киевского академического театра оперы и балета им. Т. Г. Шевченко. Работа композитора и коллектива была высоко оценена прессой и музыкальной критикой.

Следующей знаменательной вехой в творческой эволюции музыканта стал балет "Каменный властелин" (по одноим. драме Л. Украинки). Оригинальное новаторское произведение украинской поэтессы, необычно трактующее "вечный" сюжет мировой литературы о Дон-Жуане, побудило авторов балета (либреттист Э. Яворский) искать нетрадиционное решение для будущего спектакля. Так родилась "философская драма в балете", вызвавшая ряд самобытных сценических решений в театрах Киева, Харькова, Днепропетровска, Ашхабада и болгарского города Русе.

В 70-е гг. Губаренко активно работает практически во всех жанрах. Яркая гражданственность, умение откликнуться на запросы времени со всей страстностью художника-публициста - вот позиция, которую определяет для себя композитор. В эти годы во многом неожиданно для слушателей раскрывается новая грань дарования уже зрелого мастера. С рождением одного из наиболее самобытных сочинений композитора - камерной интимной монодрамы "Нежность" (по новелле А. Барбюса) - в его творчестве в полный голос зазвучала лирическая струна. Это произведение сыграло важную роль в эволюции творческих интересов композитора - существенно расширяется жанровый спектр его сочинений для музыкального театра, рождаются новые художественные формы. Так появляются лирические дуодрамы "Помни меня" (1980) и "Альпийская баллада" (1985), симфония-балет "Ассоль" (1977). Но гражданская, героико-патриотическая тема продолжает волновать композитора. В Третьей симфонии с хором "Партизанам Украины" (1975), в музыке к двум частям кинотрилогии "Дума о Ковпаке" (1975), в опере "Сквозь пламя" (1976) и в балете "Коммунист" (1985) художник вновь выступает как монументалист, развивая художественные принципы героико-эпического жанра.

Пятидесятилетний юбилей композитор отметил премьерой сочинения, которое стало одновременно и вершиной достигнутых, и источником будущих открытий. Опера-балет "Вий" (по Н. Гоголю), поставленная на сцене Одесского оперного театра (1984), была по единодушному признанию публики и критики событием в жизни советского музыкального театра. Живые, колоритные, словно взятые с натуры, народные характеры, красочный бытовой колорит, сочный народный юмор и фантастика нашли яркое воплощение в грандиозном музыкально-театральном действе.

В комической опере "Сват поневоле" (по пьесе Г. Квитки-Основьяненко "Шельменко-денщик", 1985) и в балете "Майская ночь" (по Гоголю, 1988) Губаренко развивает и обогащает стилистические принципы "Вия", еще раз подчеркивая свое глубокое внутреннее родство с национальной культурой, ее традициями и умение всегда находиться на уровне новейших достижений современной музыки.


Творческие портреты композиторов. — М.: Музыка. 1990.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "ГУБАРЕНКО Виталий Сергеевич" в других словарях:

  • Губаренко, Виталий Сергеевич — род. 13 июня 1934 в Харькове. Композитор. Засл. деят. иск. УССР (1969). В 1960 окончил Харьковскую конс. по кл. композиции Д. Л. Клебанова. В 1958 1960 преподаватель теоретич. предметов и муз. литературы в детской муз. школе. С 1960 муз. редактор …   Большая биографическая энциклопедия

  • Губаренко В. С. —         Виталий Сергеевич (р. 13 VI 1934, Харьков) сов. композитор. Засл. деят. иск в УССР (1969). В 1960 окончил Харьковскую консерваторию по классу композиции Д. Л. Клебанова. В 1958 60 преподавал теорию и муз. литературу в дет. муз. школе. С… …   Музыкальная энциклопедия

  • Черкашина-Губаренко, Марина Романовна — М. Р. Черкашина. (Фото Ю. Щербинина) В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Черкашина. Марина Романовна Черкашина Губарен …   Википедия

  • Лауреаты Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко — Лауреаты Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко  полный список. Национальная премия Украины имени Тараса Шевченко  наивысшая награда Украины в области культуры и искусства. Содержание 1 Лауреаты Государственной премии Украины …   Википедия

  • Известные харьковчане — Структура категорий, содержащих статьи о харьковчанах: [−] …   Википедия

  • ДУМА О КОВПАКЕ. НАБАТ — «ДУМА О КОВПАКЕ» (фильм 1 й, «Набат»), СССР, киностудия им. А. Довженко, 1973, цв., 97 мин. Эпическая военная драма. Первый фильм трилогии («Набат», «Буран», «Карпаты, Карпаты») о зарождении в начале второй мировой войны партизанского отряда и… …   Энциклопедия кино

  • Дума о Ковпаке (фильм) — Дума о Ковпаке Жанр драма военный фильм Режиссёр Тимофей Левчук Автор сценария Игорь Болгарин Виктор Смирнов В главных ролях …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»