ГЛИЭР Рейнгольд Морицевич

ГЛИЭР Рейнгольд Морицевич
( 11 I 1875, Киев - 23 VI 1956, Москва)

Глиэр! Семь роз моих фарсийских,

Семь одалиск моих садов,

Волшебств владыка мусикийских,

Ты превратил в семь соловьев.

Вяч. Иванов

Когда свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция, Глиэр - в то время уже известный композитор, педагог, дирижер - сразу же активно включился в работу по строительству советской музыкальной культуры. Младший представитель русской композиторской школы, ученик С. Танеева, А. Аренского, М. Ипполитова-Иванова, своей разносторонней деятельностью он осуществлял живую связь советской музыки с богатейшими традициями и художественным опытом прошлого. "Я не примыкал ни к какому кружку или школе", - писал о себе Глиэр, но его творчество невольно вызывает в памяти имена М. Глинки, А. Бородина, А. Глазунова из-за сходства в восприятии мира, который предстает у Глиэра светлым, гармоничным, цельным. "Передавать свои мрачные настроения в музыке считаю преступлением", - говорил композитор.

Творческое наследие Глиэра обширно и разнообразно: 5 опер, 6 балетов, 3 симфонии, 4 инструментальных концерта, музыка для духового оркестра, для оркестра народных инструментов, камерные ансамбли, инструментальные пьесы, фортепианные и вокальные сочинения для детей, музыка для театра и кино.

Начав заниматься музыкой вопреки воле родителей, Рейнгольд упорной работой доказал право на любимое искусство и после нескольких лет учебы в Киевском музыкальном училище в 1894 г. поступил в Московскую консерваторию по классу скрипки, а затем композиции. ..."Никто у меня никогда так много не работал в классе, как Глиэр", - писал Танеев Аренскому. И не только в классе. Глиэр штудировал произведения русских писателей, книги по философии, психологии, истории, интересовался научными открытиями. Не довольствуясь учебным курсом, он самостоятельно изучал музыкальную классику, посещал музыкальные вечера, где познакомился с С. Рахманиновым, А. Гольденвейзером и другими деятелями русской музыки. "В Киеве я родился, в Москве я увидел свет духовный и свет сердца"...- писал Глиэр об этом периоде жизни.

Такая сверхнапряженная работа не оставляла времени на развлечения, да Глиэр и не стремился к ним. "Я казался каким-то сухарем... неспособным собраться где-нибудь в ресторане, пивной, покутить"... На такое времяпровождение ему было жаль тратить время, он считал, что человек должен стремиться к совершенству, которое достигается упорным трудом, а поэтому нужно "волю закалить и превратить в стальную". Однако "сухарем" Глиэр не был. Сердце у него было доброе, душа певучая, поэтичная.

Консерваторию Глиэр окончил в 1900 г. с Золотой медалью, являясь к этому времени автором нескольких камерных сочинений и Первой симфонии. В последующие годы он пишет много и в разных жанрах. Самый значительный результат - Третья симфония "Илья Муромец" (1911), о которой Л. Стоковский писал автору: "Я думаю, что этой симфонией Вы создали памятник славянской культуре - музыку, которая выражает силу русского народа". Сразу же по окончании консерватории началась педагогическая деятельность Глиэра. С 1900 г. он вел класс гармонии и энциклопедии (так назывался расширенный курс ана- лиза форм, включавший полифонию и историю музыки) в музыкальной школе сестер Гнесиных; в летние месяцы 1902 и 1903 гг. готовил к поступлению в консерваторию Сережу Прокофьева, занимался с Н. Мясковским.

В 1913 г. Глиэр был приглашен профессором класса композиции в Киевскую консерваторию, а через год стал ее директором. Под его руководством получили образование известные украинские композиторы Л. Ревуцкий, Б. Лятошинский. Глнэру удалось привлечь к работе в консерватории таких музыкантов, как Ф. Блуменфельд, Г. Нейгауз, Б. Яворский. Помимо занятий с композиторами, он дирижировал студенческим оркестром, руководил оперным, оркестровым, камерным классами, участвовал в концертах РМО, устраивал в Киеве гастроли многих выдающихся музыкантов - С. Кусевицкого, Я. Хейфеца, С. Рахманинова, С. Прокофьева, А. Гречанинова. В 1920 г. Глиэр переехал в Москву, где до 1941 г. вел класс композиции в Московской консерватории. Он воспитал многих советских композиторов и музыковедов, среди которых А. Н. Александров, Б. Александров, А. Давиденко, Л. Книппер, А. Хачатурян... "Как-то так выходит", - писал Прокофьев, - "что кого из композиторов ни спросишь, он оказывается учеником Глиэра - или прямым, или внучатым".

В Москве в 20-х гг. развернулась многосторонняя просветительская деятельность Глиэра. Он возглавил организацию общедоступных концертов, взял шефство над детской колонией, где учил воспитанников хоровому пению, устраивал с ними спектакли или просто рассказывал сказки, импровизируя на рояле. Одновременно в течение ряда лет Глиэр руководил студенческими хоровыми кружками в Коммунистическом университете трудящихся Востока, что принесло ему как композитору немало ярких впечатлений.

Особенно важен вклад Глиэра в формирование профессиональной музыки советских республик - Украины, Азербайджана, Узбекистана. С детских лет он проявлял интерес к народной музыке различных национальностей: "эти образы и интонации были для меня наиболее естественным способом художественного выражения моих мыслей и чувств". Ранее всего состоялось его знакомство с украинской музыкой, которую он изучал в течение многих лет. Результатом этого явились симфоническая картина "Запорожцы" (1921), симфоническая поэма "Заповiт" (1941), балет "Тарас Бульба" (1952).

В 1923 г. Глиэр получил приглашение Наркомпроса АзССР приехать в Баку и написать оперу на национальный сюжет. Творческим итогом этой поездки стала опера "Шах-Сенем", поставленная в Азербайджанском театре оперы и балета в 1927 г. Изучение узбекского фольклора во время подготовки декады узбекского искусства в Ташкенте привело к созданию увертюры "Ферганский праздник" (1940) и в соавторстве с Т. Садыковым опер "Лейли и Меджнун" (1940) и "Гюльсара" (1949). Работая над этими произведениями, Глиэр все более убеждался в необходимости сохранять своеобразие национальных традиций, искать пути их слияния. Эта идея нашла свое воплощение в "Торжественной увертюре" (1937), построенной на русской, украинской, азербайджанской, узбекской мелодиях, в увертюрах "На славянские народные темы" и "Дружба народов" (1941).

Значительны заслуги Глиэра в формировании советского балета. Выдающимся событием советского искусства явился балет "Красный мак". ("Красный цветок"), поставленный в Большом театре в 1927 г. Это был первый советский балет на современную тему, рассказывающий о дружбе советского и китайского народов. Другим значительным произведением в этом жанре стал балет "Медный всадник" по поэме А. Пушкина, поставленный в 1949 г. в Ленинграде. "Гимн великому городу", завершающий этот балет, сразу стал широко популярным.

Во второй половине 30-х гг. Глиэр впервые обратился к жанру концерта. В его концертах для арфы (1938), для виолончели (1946), для валторны (1951) широко трактуются лирические возможности солиста и вместе с тем сохраняется присущая жанру виртуозность и праздничное воодушевление. Но истинным шедевром является Концерт для голоса (колоратурное сопрано) с оркестром (1943) - самое искреннее и обаятельное сочинение композитора. Стихия концертности вообще была очень естественна для Глиэра, в течение многих десятилетий активно концертировавшего в качестве дирижера и пианиста. Выступления продолжались до конца жизни (последнее состоялось за 24 дня до кончины), при этом Глиэр предпочитал ездить в самые глухие уголки страны, воспринимая это как важную просветительскую миссию. ..."Композитор обязан до конца своих дней учиться, совершенствовать мастерство, развивать и обогащать свое миропонимание, идти вперед и вперед". Эти слова Глиэр написал в конце творческого пути. Ими он руководствовался свою жизнь.


Творческие портреты композиторов. — М.: Музыка. 1990.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "ГЛИЭР Рейнгольд Морицевич" в других словарях:

  • Глиэр, Рейнгольд Морицевич — род. 30 дек. 1874 (11 янв. 1875) в Киеве, ум. 23 июня 1956 в Москве. Композитор. Нар. арт. СССР (1938). Доктор искусствоведения (1941). Учился в 1891 1894 в Киевском муз. училище по кл. скрипки О. Шевчика. В 1900 окончил Моск. конс. по кл.… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Глиэр Рейнгольд Морицевич — [30.12.1874(11.1.1875), Киев, 23.6.1956, Москва], советский композитор, дирижёр, педагог, общественный деятель, народный артист СССР (1938), народный артист Азербайджанской ССР (1934), народный артист РСФСР (1935), народный артист Узбекской ССР… …   Большая советская энциклопедия

  • Глиэр Рейнгольд Морицевич — Глиэр, Рейнгольд Морицевич композитор, родился в 1874 г., музыке учился в киевской музыкальной школе и московской консерватории (1894 1900), которую кончил с золотой медалью. Из его произведений изданы (у М. Беляева , СПб. Лейпциг, и П. Юргенсона …   Биографический словарь

  • ГЛИЭР Рейнгольд Морицевич — (1874/75 1956) российский композитор, музыкальный деятель, педагог, народный артист СССР (1938), доктор искусствоведения. Продолжатель традиций русской музыкальной классики. Балеты Красный мак (1927; с 1957 Красный цветок ), Медный всадник (1949) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Глиэр Рейнгольд Морицевич —       (1874 1956), композитор, дирижёр, педагог, директор искусствоведения (1941), народный артист СССР (1938). Окончил Московскую консерваторию (1900). В 1900 01 в Петербурге посещал собрания Беляевского кружка. Профессор Киевской (с 1913, с… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • Глиэр, Рейнгольд Морицевич — ГЛИЭР Рейнгольд Морицевич (1874/75 1956), композитор, дирижер, педагог, музыкально общественный деятель. Продолжатель традиций русской музыкальной классики (линии эпического симфонизма). Автор опер, сыгравших значительную роль в развитии… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Глиэр Рейнгольд Морицевич — (1874/1875  1956), композитор, музыкальный деятель, педагог, народный артист СССР (1938), доктор искусствоведения (1941). Продолжатель традиций русской музыкальной классики. Балеты «Красный мак» (1927; с 1957  «Красный цветок»), «Медный всадник»… …   Энциклопедический словарь

  • Глиэр, Рейнгольд Морицевич — Рейнгольд Морицевич Глиэр Основная информация Имя&# …   Википедия

  • Глиэр Рейнгольд Морицевич — (1874 1956) композитор, дирижер, педагог, муз. обществ. деятель. Окончил Моск. конс. в 1900 (по композиции кл. Ипполитова Иванова, по гармонии кл. Аренского, по полифонии кл. Танеева). Дир. Киев. конс. (1914), проф. Моск. конс. (1920 41). Нар.… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Глиэр Рейнгольд Морицевич — (1874/75, Киев  1956, Москва), композитор, дирижёр, педагог, доктор искусстведения (1941), народный артист СССР (1938). Предки Глиэра  выходцы из Центральной и Восточной Европы; отец и дед  потомственного мастера музыкальных инструментов.… …   Москва (энциклопедия)


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»