БРУКНЕР Антон это:

БРУКНЕР Антон
( 4 IX 1824, Ансфельден, близ Линца - 11 X 1896, Вена)

Мистик-пантеист, наделенный языковой мощью Таулера, воображением Экхарта и визионерским пылом Грюневальда, в XIX веке - воистину чудо!

О. Ланг

Не прекращаются споры о подлинном значении А. Брукнера. Одни видят в нем "готического монаха", чудесным образом воскресшего в эпоху романтизма, другие воспринимают его как скучного педанта, одну за другой сочинявшего симфонии, похожие друг на друга как две капли воды, длинные и схематичные. Истина, как всегда, лежит далеко от крайностей. Величие Брукнера заключается не столько в истовой вере, которой пронизано его творчество, сколько в гордом, необычном для католицизма представлении о человеке как центре мира. Его произведения воплощают идею становления, прорыва к апофеозу, устремления к свету, единения с гармонизованным космосом. В этом смысле он не одинок в XIX в. - достаточно вспомнить К. Брентано, Ф. Шлегеля, Ф. Шеллинга, позднее в России - Вл. Соловьева, А. Скрябина.

С другой стороны, как показывает более или менее внимательный анализ, отличия между, симфониями Брукнера весьма заметны. Прежде всего поражает огромная работоспособность композитора: будучи занят преподаванием около 40 часов в неделю, он сочинял и переделывал свои произведения подчас до неузнаваемости и притом в возрасте от 40 до 70 лет. В общей сложности можно говорить не о 9 и не об 11, а о 18 симфониях, созданных за 30 лет! Дело в том, что, как выяснилось в результате работы австрийских музыковедов Р. Хааса и Л. Новака по изданию полного собрания сочинений композитора, редакции 11 его симфоний столь различны, что каждая из них должна быть признана самоценной. О понимании же сути искусства Брукнера хорошо сказал В. Каратыгин: "Сложное, массивное, в основе своей имеющее титанические художественные концепции и отлитое всегда в крупные формы, творчество Брукнера требует от слушателя, желающего проникнуть во внутренний смысл его вдохновений, значительной напряженности апперцепционной работы, мощного активно-волевого импульса, идущего навстречу высоко вздымающимся валам актуально-волевой анергии брукнеровского искусства".

Брукнер вырос в семье крестьянского учителя. В 10 лет начал сочинять музыку. После смерти отца мальчик был отправлен в капеллу певчих монастыря Св. Флориана (1837-40). Здесь он продолжил учиться игре на органе, фортепиано и скрипке. После кратковременного обучения в Линце Брукнер стал работать помощником учителя в деревенской школе, он также подрабатывал на сельских работах, играл на танцевальных вечеринках. Одновременно продолжал учиться композиции и игре на органе. Уже с 1845 г. он - учитель и органист в монастыре Св. Флориана (1851-55). С 1856 г. Брукнер живет в Линце, служит органистом в соборе. В это время он завершает свое композиторское образование у С. Зехтера и О. Кицлера, ездит в Вену, Мюнхен, знакомится с Р. Вагнером, Ф. Листом, Г. Берлиозом. В 1863 г. появляются первые симфонии, за ними следуют месссы - Брукнер стал композитором в 40 лет! Столь велика была его скромность, строгость к себе, что до той поры он не разрешал себе и помышлять о крупных формах. Растет известность Брукнера как органиста и непревзойденного мастера органной импровизации. В 1868 г. он получает звание придворного органиста, становится профессором Венской консерватории по классу генерал-баса, контрапункта и органа и переезжает в Вену. С 1875 г. он также читает лекции по гармонии и контрапункту в Венском университете (среди его учеников был Г. Малер).

Признание к Брукнеру-композитору пришло только в конце 1884 г., когда в Лейпциге А. Никиш с огромным успехом впервые исполнил его Седьмую симфонию. В 1886 г. Брукнер играл на органе во время траурной церемонии похорон Листа. В конце жизни Брукнер много и тяжело болел. Последние годы он провел в работе над Девятой симфонией; уйдя на пенсию, жил в предоставленной ему императором Францем Иосифом квартире во дворце Бельведер. Прах композитора похоронен в церкви монастыря Св. Флориана, под органом. Перу Брукнера принадлежат 11 симфоний (в т. ч. фа минор и ре минор, "Нулевая"), струнный Квинтет, 3 мессы, "Те Deum", хоры, пьесы для органа. Долгое время наиболее популярными были Четвертая и Седьмая симфонии, самые стройные, ясные и легкие для непосредственного восприятия. Позднее интерес исполнителей (а вместе с ними и слушателей) переместился на Девятую, Восьмую, Третью симфонии - самые конфликтные, близкие "бетховеноцентризму", распространенному в трактовке истории симфонизма. Вместе с появлением полного собрания сочинений композитора, расширением знаний о его музыке появилась возможность периодизации его творчества. Первые 4 симфонии образуют ранний этап, вершиной которого стала колоссальная патетическая Вторая симфония, наследница порывов Шумана и борений Бетховена. Симфонии 3-6 составляют центральный этап, в течение которого Брукнер достигает великой зрелости пантеистического оптимизма, которому не чужды ни эмоциональный накал, ни волевые устремления. Светлая Седьмая, драматичная Восьмая и трагически просветленная Девятая - последний этап, они вбирают в себя многие черты предшествующих партитур, хотя и отличаются от них значительно большей протяженностью и неспешностью титанического развертывания.

Трогательная наивность Брукнера-человека вошла в легенду. Изданы сборники с рассказами о нем анекдотического характера. Трудная борьба за признание наложила известный отпечаток на его психику (боязнь критических стрел Э. Ганслика и т. п.). Основным содержанием его дневников были пометки о прочитанных молитвах. Отвечая на вопрос об исходных побуждениях к написанию "Те Deum\'"a (ключевого произведения для понимания его музыки), композитор ответил: "В благодарность богу, так как моим преследователям до сих пор не удалось меня погубить... Я хочу, когда будет судный день, подать господу партитуру "Те Deum\'a" и сказать: "Посмотри, это я сделал только для тебя одного!" Уж после этого я, наверное, проскочу". Наивная деловитость католика в расчетах с богом появилась и в процессе работы над Девятой симфонией - заранее посвятив ее богу (уникальный случай!), Брукнер молился: "Милостивый боже, дай мне скорее выздороветь! Посмотри, мне ведь нужно быть здоровым, чтобы закончить Девятую"!

Нынешнего слушателя привлекает исключительно действенный оптимизм искусства Брукнера, восходящий к образу "звучащего космоса". Средством достижения этого образа служат с неподражаемым мастерством выстраиваемые мощные волны, устремленные к заключающему симфонию апофеозу, в идеале (как в Восьмой) собирающему все ее темы. Этот оптимизм выделяет Брукнера среди современников и придает его творениям символическое значение - черты монумента незыблемому человеческому духу.


Творческие портреты композиторов. — М.: Музыка. 1990.

Смотреть что такое "БРУКНЕР Антон" в других словарях:

  • Брукнер, Антон — Anton Bruckner Антон Брукнер (с почтовой карточк …   Википедия

  • Брукнер Антон — (Bruckner) (1824 1896), австрийский композитор, органист, педагог. Один из крупнейших симфонистов второй половины XIX в., мастер полифонии. 11 симфоний, 4 мессы (1854 64), Реквием (1849), Магнификат (1852), мотеты, псалмы, песни и др. * * *… …   Энциклопедический словарь

  • Брукнер Антон — Брукнер (Bruckner) Антон (4.9.1824, деревня Ансфельден, близ Линца, 11.10.1896, Вена), австрийский композитор, органист и педагог. Служил органистом в австрийских монастырях, позднее в соборе г. Линца. С 1868 жил в Вене, преподавал музыкально… …   Большая советская энциклопедия

  • Брукнер, Антон — БРУКНЕР (Bruckner) Антон (1824 1896), австрийский композитор, органист, педагог. Представитель позднего романтизма. В музыке Брукнера ярко выраженные этическое и интеллектуальное начала. Один из крупнейших композиторов симфонистов 19 в., мастер… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Брукнер Антон — Anton Bruckner Антон Брукнер (с почтовой карточки 1900 х годов) Дата рождения 4 сентября 1824 Место рождения Ансфельден (Верхняя Австрия Дата смерти …   Википедия

  • БРУКНЕР Антон — (Bruckner, Anton) (1824 1896), австрийский композитор. Родился 4 сентября 1824 в Ансфельдене (близ Линца) в семье сельских школьных учителей. Как музыкант Брукнер развивался медленно: ему было около сорока, когда появилось первое его значительное …   Энциклопедия Кольера

  • Брукнер Антон — I (Bruckner) композитор, родился 4 сент. 1824 г. в Ансфельдене (Верхняя Австрия); самоучкой достиг в музыке таких результатов, что в 1855 г. мог принять место органиста собора в Линце. Отсюда предпринимал неоднократные поездки в Вену, где ему… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Брукнер (значения) — Брукнер  немецкая фамилия. Брукнер, Агнес (р. 1985)  американская актриса. Брукнер, Антон (1824 1896)  австрийский композитор, органист и музыкальный педагог …   Википедия

  • Брукнер — (Антон Bruckner) композитор, родился 4 сент. 1824 г. вАнсфельдене (Верхняя Австрия); самоучкою достиг в музыке такихрезультатов, что в 1855 г. мог принять место органиста собора в Линце.Отсюда предпринимал неоднократные поездки в Вену, где ему… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • БРУКНЕР (Bruckner) Антон — (1824 96) австрийский композитор, органист, педагог. Один из крупнейших симфонистов 2 й пол. 19 в. 11 симфоний, 4 мессы, Реквием (1849). Магнификат (1852), песни и др …   Большой Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»