АМИРОВ Фикрет это:

АМИРОВ Фикрет
( 22 XI 1922. Гянджа, ныне Кировабад - 20 II 1984, Баку)

Я видел родник. Чистый и свежий, звонко журча, бежал он по родным полям.

Свежестью и чистотой дышат амировские песни.

Я видел чинар. Врастая корнями глубоко в землю, он кроной своей вознесся высоко в небо. Сродни этому чинару искусство Фикрета Амирова, возвысившееся именно благодаря тому, что укоренилось в родной почве.

Наби Хазри

Музыка Ф. Амирова обладает огромной притягательной силой и обаянием. Обширно и многогранно творческое наследие композитора, органично связанное с азербайджанской народной музыкой, с национальной культурой. Одной из самых привлекательных черт музыкального языка Амирова является мелодизм: "Богатым мелодическим даром обладает Фикрет Амиров", - писал Д. Шостакович. - "Мелодия - душа его творчества".

Стихия народной музыки окружала Амирова с детства. Он родился в семье известного таркста и пезцаханенде (исполнителя мугамов) Мешади Джамиля Амирова. "Шуша, откуда родом был мой отец, по праву считается консерваторией Закавказья", - вспоминал Амиров. - ..."Именно отец раскрыл мне мир звуков и тайну мугамов. Еще будучи ребенком, я стремился подражать его игре на таре. Иногда это мне хорошо удавалось и доставляло большую радость". Огромную роль в формировании композиторской личности Амирова сыграли корифеи азербайджанской музыки - композитор У. Гаджибеков и певец Бюль-Бюль. В 1949 г. Амиров окончил консерваторию, где занимался в классе композиции Б. Зейдмана. В годы учебы в консерватории молодой композитор работал в кабинете народной музыки (НИКМУЗ), теоретически постигая фольклор и искусство мугама. В это время формируется горячая приверженность молодого музыканта творческим принципам У. Гаджибекова - основоположника азербайджанской профессиональной музыки и, в частности, национальной оперы. "Меня называют одним из продолжателей дела Узеира Гаджибекова, и я горжусь этим", - писал Амиров. Подтверждением этих слов стала поэма "Посвящение Узеиру Гаджибекову" (для унисона скрипок и виолончелей с фортепиано, 1949). Под воздействием оперетт Гаджибекова (среди которых особой популярностью пользуется "Аршин мал алан") у Амирова возникла идея написать собственную музыкальную комедию "Похитители сердец" (пост. 1943). Работа протекала под руководством У. Гаджибекова. Он способствовал и постановке этого произведения в открывшемся в те тяжелые военные годы Государственном театре музыкальной комедии. Вскоре Амиров пишет вторую музыкальную комедию - "Радостная весть" (пост. 1946). В этот период появляются также опера "Улдиз" ("Звезда", 1948), симфоническая поэма "Памяти героев Великой Отечественной войны" (1943), двойной Концерт для скрипки и фортепиано с оркестром (1946). В 1947 г. композитор пишет симфонию Низами - первую в азербайджанской музыке симфонию для струнного оркестра. И наконец, в 1948 г. Амиров создает свои знаменитые симфонические мугамы "Шур" и "Кюрд-овшары", представляющие новый жанр, суть которого заключается в синтезе традиций азербайджанских народных певцов-ханенде с принципами европейской симфонической музыки.

"Создание симфонических мугамов "Шур" и "Кюрд-овшары" - инициатива Бюль-Бюля", - отмечал Амиров, Бюль-Бюль являлся "самым близким наперсником, советчиком и помощником произведений, написанных мною доныне". Оба сочинения составляют диптих, будучи самостоятельными и в то же время соединенными друг с другом ладово-интонационным родством, наличием мелодических связей и единым лейтмотивом. Главная роль в диптихе принадлежит мугаму Шур. Оба произведения стали выдающимся событием в музыкальной жизни Азербайджана. Они получили поистине международное признание и положили начало появлению симфонических макомов в Таджикистане и Узбекистане.

Амиров проявил себя новатором и в написанной по мотивам одноименной драмы Дж. Джабарлы опере "Севиль" (пост. 1953) - первой национальной лирико-психологической опере. "Драма Дж. Джабарлы знакома мне со школьной скамьи", - писал Амиров. - "В начале 30-х годов в городском драмтеатре г. Гяндж мне пришлось сыграть роль сына Севиль - маленького Гюндюза. ...Я постарался сохранить в своей опере основную идею драмы - идею борьбы женщины Востока за свои человеческие права, пафос борьбы новой пролетарской культуры с буржуазным мещанством. В процессе работы над сочинением меня не оставляла мысль о сходстве между характерами героев драмы Дж. Джабарлы и опер Чайковского. Севиль и Татьяна, Балаш и Герман были близки своим внутренним складом". Горячо приветствовал появление оперы народный поэт Азербайджана Самед Вургун: ...""Севиль" богата чарующими мелодиями, почерпнутыми из неиссякаемой сокровищницы мугамного искусства и искусно преломленными в опере".

Важное место в творчестве Амирова 50-60-х гг. занимают произведения для симфонического оркестра: ярко красочная сюита "Азербайджан" (1950), "Азербайджанское каприччио" (1961), "Симфонические танцы" (1963), пронизанные национальным мелосом. Линию симфонических мугамов "Шур" и "Кюрд-овшары" спустя 20 лет продолжает третий симфонический мугам Амирова - "Гюлистан Баяты-шираз" (1968), навеянный поэзией двух великих поэтов Востока - Хафиза и Сзади. В 1964 г. композитор делает вторую редакцию симфонии для струнного оркестра "Низами". (Поэзия великого азербайджанского поэта и мыслителя вдохновила его позднее на создание балета "Низами".) По случаю 600-летия другого выдающегося азербайджанского поэта - Насими - Амиров пишет хореографическую поэму для симфонического оркестра, женского хора, тенора, чтецов и балетной труппы "Сказание о Насими", а позже делает оркестровую редакцию этого балета.

Новой вершиной в творчестве Амирова стал балет "Тысяча и одна ночь" (пост. 1979) - красочная хореографическая феерия, словно излучающая волшебство арабских сказок. "По приглашению Министерства культуры Ирака я с Н. Назаровой" (балетмейстер-постановщик балета. - Н. А.) "посетил эту страну. Я стремился глубоко проникнуть в музыкальную культуру арабского народа, его пластику, красоту музыкальных обрядов, изучал исторические и архитектурные памятники. Передо мною стояла задача синтезировать национальное и общечеловеческое"... - писал Амиров. Ярко колористична партитура балета, основанная на игре тембров, имитирующих звучание народных инструментов. Важную роль в ней играют ударные, они несут важную смысловую нагрузку. Амиров вводит в партитуру еще одну тембровую краску - голос (сопрано), поющий тему любви и становящийся символом этического начала.

Амиров наряду с композиторской активно занимался музыкально-общественной деятельностью. Он был секретарем правлений Союза композиторов СССР и Союза композиторов Азербайджана, художественным руководителем Азербайджанской государственной филармонии (1947), директором Азербайджанского академического театра оперы и балета им. М. Ф. Ахундова (1956-59). "Я всегда мечтал и мечтаю о том, чтобы азербайджанская музыка звучала во всех уголках земного шара... Ведь по музыке народа судят о нем самом! И если хотя бы частично сумел осуществить свою мечту, мечту всей моей жизни, то я счастлив", - так выразил свое творческое кредо Фикрет Амиров.


Творческие портреты композиторов. — М.: Музыка. 1990.

Смотреть что такое "АМИРОВ Фикрет" в других словарях:

  • Амиров, Фикрет — …   Википедия

  • Амиров, Фикрет Мешади Джамиль оглы — Фикрет Амиров азерб. Fikrət Məşədi Cəmil oğlu Əmirov …   Википедия

  • Амиров Фикрет Мешади Джамиль оглы — (р. 22.11.1922, Ганджа, ныне Кировабад), азербайджанский советский композитор, народный артист СССР (1965). Член КПСС с 1947. В 1948 окончил Бакинскую консерваторию у У. Гаджибекова и Б. И. Зейдмана. Был художественным руководителем Кировабадской …   Большая советская энциклопедия

  • АМИРОВ Фикрет Мешади Джамиль оглы — (1922 84) азербайджанский композитор, народный артист СССР (1965), член корреспондент АН Азербайджана (1980), Герой Социалистического Труда (1982). Опера Севиль (1953), балет Тысяча и одна ночь . (1979), симфоническая музыка (мугамы Шур ,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Амиров Фикрет Мешади Джамиль оглы — (1922 1984), композитор, народный артист СССР (1965), член корреспондент АН Азербайджанской ССР (1980), Герой Социалистического Труда (1982). Опера «Севиль» (1953), балет «Тысяча и одна ночь» (1979), симфоническая музыка (мугамы «Шур»,… …   Энциклопедический словарь

  • Амиров, Фикрет Мешади Джамиль-оглы — род. 22 ноября 1922 в Гяндже. Композитор. Нар. арт. СССР (1965). В 1948 окончил Азерб. конс. по кл. композиции Б. И. Зейдмана (основы азерб. нар. музыки изучал под рук. Уз. Гаджибекова). В 1942 1943 директор и худож. рук. Кировабад, филармонии и… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Фикрет Амиров — Фикрет Мешади Джамиль оглы Амиров Fikrət Məşədi Cəmil oğlu Əmirov Дата рождения 22 ноября 1922(19221122) Место рождения Гянджа Дата смерт …   Википедия

  • АМИРОВ — Фикрет Мешади Джамиль оглы (1922 84), композитор, автор первой азербайджанской лирико психологической оперы Севиль (1953). Симфонические мугамы Шур , Кюрд овшары (оба 1948), Гюлистан Баяты Шираз (1971) повлияли на развитие симфонической музыки в… …   Современная энциклопедия

  • Амиров — фамилия. Известные носители: Амиров, Азад бек Аббас оглы (1883 1939)  врач, педагог. Один из первых физиологов Азербайджана. Амиров, Арсен Минаевич (или Амирян; 1881 1918)  армянский и российский революционер, один из 26 Бакинских… …   Википедия

  • Амиров Ф. М. Д. —         Фикрет Мешади Джамиль оглы (р. 22 XI 1922, Гянджа, ныне Кировабад) советский композитор. Нар. арт. СССР (1965). Чл. КПСС с 1947. Деп. Верх. Совета Азерб. ССР 4 7 го созывов. Сын нар. тариста и певца Мешади Джамиля Амирова. В 1948 окончил… …   Музыкальная энциклопедия

Книги

  • Гая (квартет), Джесси Рассел. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. High Quality Content by WIKIPEDIA articles! «Гая?» (азерб. «Qaya») — известный азербайджанский… Подробнее  Купить за 1254 руб


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»