мудрец из ущелья навей это:

мудрец из ущелья навей
ГУЙГУ-ЦЗЫ ("Мудрец из Ущелья навей")
Основополагающий трактат древнекит. школы политич. философии цзунхэн цзя (букв, "школа продольно-вертикальных и поперечно-горизонтальных (политич. связей)"), традиционно датируемый 4 в. до н.э., но, по-видимому, сформированный или даже написанный значительно позже.
Сов р. текст "Г. -ц.", осн. на комментированной редакции Тао Хунцзина (5 - 6 вв.), снабженный послесловием Жуань Юаня (18 - 19 вв.) и опубликованный в 1789, состоит из трех "свитков" (цзюаней) и 21 главы (пянъ), две из них ныне утрачены. Название трактата воспроизводит прозвище его предполагаемого автора, к-рому приписывается еще одно соч. - "Г.-ц. тянь суй лин вэнь" ("Духовный текст Мудреца из Ущелья навей о небесной сердцевине" - два "свитка"), как и "Г.-ц.", входящее в собр. даос, текстов "Дао цзан". В "Каталоге к Дао цзану" ("Дао цзан му лу", 1726) отшельник Гуйгу-цзы идентифицирован с учеником Лао-цзы Ван Сюем (6 в. до н.э.), а в "Ши цзи" (гл. 69, 70) Сыма Цяня
*(2-1 вв. до н.э.) представлен жившим в 4 в. до н.э. наставником прямых основателей цзунхэн цзя - Су Циня и Чжан И. Существует предположение, что "Г.-ц."- это псевдоним Су Циня (4 в. до н.э.), к-рый, вероятно, в той или иной мере участвовал в создании "Г.-ц.".
Выраженные в трактате воззрения в осн. представляют собой сочетание идей даосизма и легизма. Генетико-субстанциальное первоначало всего сущего - единое дао, материальное ("пневменное"-ци (1)) и "принципосообразное" (ли |1)), но "телесно" (син (2)) не оформленное исходное состояние к-рого наз. "утонченным духом" (шэнь лин). Высшая закономерность дао - циркулирующий ("обратный" и "перевертывающийся" - фань фу) переход от одной противоположности к другой (би цы). Противоположные фазы гл. структур мироздания - Неба (тянь) и Земли (ди (2)), инь (1) и ян (1), "продольно-вертикального" (цзун) и "поперечно-горизонтального" (хэн) - обобщены в оригинальных категориях "открывание" (бай) и "закрывание" (хэ (21), к-рые вместе с аналогичной парой пи (синоним бай) и хэ (2J из "Чжоу и" ("Си цы чжуань", I, 11) восходят к мифологич. образу ворот, философско-поэтически осмысленному в "Дао дэ цзине" (§ 1, 6) как символ сокровенного лона всепорождающей матери-природы. Универсальная и постоянная изменчивость по модели "открывание - закрывание" служит в "Г.-ц." теоретич. обоснованием легистских принципов политич. прагматизма и утилитаризма в сочетании с полным единовластием. Предлагаемая практика манипулирования людьми на основе предварительного поощрения и раскрытия их интересов обозначена термином "возносящие клещи" (фэй цянь), давшим назв. гл. 5. Но "чтобы знать др. людей, надо знать самого себя". Поэтому овладение и собой, и другими предполагает "достижение глубин сердца (синь (1))" - "хозяина духа". "Дух" (шэнь (1)) является гл. среди пяти "пневм" человека; остальные четыре - "горняя душа" (хунь, см. Хунь по), "дольняя душа" (по), "семенная душа" (цзин (3)), "воля" (чжи (3)). Согласно "Г.-ц.", имена (мин (2)) "рождаются" от "реалий" (ши (2)), а "реалии" - от "принципов" (ли (1)). Совместно выражая чувственные свойства (цин (2), см. Сип (1)), "имена" и "реалии" взаимозависимы, и "принципы" "рождаются" от их гармоничного "благоустройства" (дэ (1)).
**Kim Chung-Se. Kuei-kuh-Tze, der Philosoph vont Teufelstal (Einleitung und ubersetzung des Textes) // Asia Major. 1927. №4.

Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "мудрец из ущелья навей" в других словарях:

  • гуйгу-цзы — см. мудрец из ущелья навей …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • ЦЗУНХЭН ЦЗЯ —     ЦЗУНХЭН ЦЗЯ (“школа союзов по вертикали и горизонтали”, “школа продольно вертикальных и поперечно горизонтальных политических связей”, “школа дипломатов”) название древнекитайской философской школы, объединявшей теоретиков и практиков… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»