гуань-цзы

гуань-цзы
Один из крупнейших древнекит. филос. трактатов (ок. 130 тыс. иероглифов), объединяющий произв. разных авторов, в осн. 4 - 3 вв. до н.э., и состоящий из восьми тематич. разд. в 24 "свитках" (цзюань) и 86 главах (пянь), из к-рых 10 глав ныне утрачены.
В первонач. варианте сложился в сер. 3 в. до н.э. в академии Цзися (царство Ци), был окончательно сформирован Лю Сяном ок. 26 до н.э. и впервые напечатан в 13 в. Назван по имени Гуань Чжуна (Гуань Иу, Гуань-цзы, ? - 645 до н.э.), гл. министра царства Ци, прославившегося своими социально-политич. и экономич. реформами, к-рые послужили толчком для развития теории и практики легизма. Гуань Чжун, с одной стороны, стоял за абсолютизацию царской власти, распространяя ее на экономику в виде гос. контроля над ценами и монополии на соль и железо, а с др.- видимо, первым в Китае выдвинул концепцию управления страной на основе законов (фа (1)), к-рым должен следовать и сам государь ("закон - отец и мать народа", гл. 16). Авторитет Гуань Чжуна, особенно в его родном царстве Ци, стал причиной приписывания ему и объединения в "Г.-ц." произв. всех гл. филос. школ древнего Китая, представленных в Цзися. "Г.-ц." сначала квалифицировался как даос. ("Хань шу", из. 30, 1 в., см. Даосизм), а затем как легистский ("Суй шу", цз. 34, 6 - 7 вв.) трактат. Последняя г. зр. закрепилась и ныне доминирует в кит. науке, распространена в науч. лит-ре др. стран. Хотя адекватное понимание "Г.-ц." осложнено плохой сохранностью текста, нуждающегося в серьезной реконструкции, по-видимому, правильнее считать его первым в ряду энциклопедич. ("эклектич." - цза цзя) произведений типа "Хуайнань-цзы" и "Люй-ши чунь цю", в к-рых представлен широкий спектр знаний: филос., социально-политич., экономич., историч., естественнонауч. и др., почерпнутых из учений различных школ.
Специфику "Г.-ц." составляет, во-первых, общая ориентация на экономич. проблематику, во-вторых, отражение самых ранних форм синтеза конф. (см. Конфуцианство), даос, и легистских идей с включением отд. положений этики мо цзя, учения мин цзя и натурфилософии иньян цзя. Концентрированным выражением этого синтеза является тезис о производности законов от этико-ритуальных норм (ли (2)) и их конечной зависимости от дао, "главенствующего (во всей) тьме вещей". Легистская опора на закон как основу социальной регуляции совмещена с его конф. объективизацией и морализацией: закон не орудие в руках государя, а стоящая над ним сила (гл. 46), призванная обогащать народ, а не казну ("закон и есть любовь к народу", гл. 6). Даос, трактовка дао как пустотно-бесформенного и "Беспредельного" (гл. 36 - 38, 49) связана в "Г.-ц." с образом идеального правителя, больше ценящего дао и законы (или законы дао), чем свое гос-во (гл. 30). В гл. 36 - 38 и 49 представлено учение о дао, его конкретизации ("пристанище", шэ)-дэ (1) и универсальной субстанции- "пневме" (ци (1)), "эссенциальная" (цзин (3)) форма к-рой рождает разум, а высшее духовное состояние (шэнь (1)) - всеведение. В человеч. теле роль государя играет сердце, внутри к-рого находится руководящий им психич. центр -"сердце сердца" (синь чжи синь) (гл. 49). Это учение совр. исследователи атрибутируют Сун (Цзяня) - Инь (Вэня) школе, на даос, основе соединявшей конф. и моистские идеи. В гл. 40, 41 содержится учение иньян цзя о силах инь ян, представляющих собой "великий принцип (ли (1)) Неба и Земли", и "пяти элементах" (у сын (1)), определяющих осн. пространственно-временные характеристики "пневмы". Гл. 39 посвящена Земле (ди (2)) и воде - "первоисточникам тьмы вещей". Вода сопоставлена с дао и названа "кровью и пневмой Земли". Связанный с идеологией "школы дипломатов" (цзунхэн цзя) ведущий социально-экономич. принцип "Г.-ц." - цин чжун ("(установление баланса) легкого и тяжелого") изложен в обозначенных этим термином гл. 80 - 86. Данный принцип стабилизации хозяйства посредством выпуска денег и накопления товаров выражает идею гос. контроля над экономич. жизнью и представление о законосообразном характере обществ, бытия. "Г.-ц." является также ценным источником по истории кит. протологич. (гл. 6) и военной (гл. 17, 27) мысли, педагогики (гл. 59), календарной астрономии (гл. 8, 40), математики (гл. 58), гидрологии (гл. 39, 57) и географии (гл. 77).
* Го Можо, Вэнь Идо, Сюй Вэйюй. Гуань-цзы цзицзяо (Собр. редакций "Г.-ц."). Т. 1 - 2. Пекин, 1956; Штейн В.М. "Г.-ц.". Исслед. и пер. М., 1959; Древнекит. философия. Т. 2. М., 1973. С. 14 - 57; Maverick L, Tang Po-fu, Wen Kung-wen. Economic Dialogues in Ancient China: Selections from the Kuan-tzu. Carbondale (111.), 1954; Rickett W.A. Kuang-tzu. A Repository of Early Chinese Thought. A Translation and Study of Twelve Chapters. Vol. 1. Hong Kong, 1965;
**Иванов А. Материалы по кит. философии. Введение. Школа фа. "Хань Фэй-цзы". Пер. СПб., 1912. С. XXXVI - LV; Го Можо. Бронзовый век. М., 1959. С. 318 - 61; Ло Гэньцзэ. Г.-ц. тань юань (Выявление истоков Т.-ц."). Шанхай, 1931; "Г.-ц." яньцзю (Исслед. Т.-ц."). Сб. 1. Цзинань, 1987.
А.М. Кобзев

Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "гуань-цзы" в других словарях:

  • “ГУАНЬ-ЦЗЫ” —     “ГУАНЬ ЦЗЫ” один из крупнейших древнекитайских философских трактатов (около 130 тыс. иероглифов), объединяющий произведения разных авторов, в основном 4 3 вв. до н. э., и состоящий из восьми тематических разделов в 24 “свитках” (цзюань) и 86… …   Философская энциклопедия

  • ГУАНЬ-ЦЗЫ — один из крупнейших древнекитайских философских трактатов (около 130 тысяч иероглифов), объединяющий произведения разных авторов, в основном 4 3 вв. до н.э., и состоящий из восьми тематических разделов в 24 свитках (цзюань) и 86 главах (пянь), из… …   Энциклопедия Кольера

  • ГУАНЬ-ЦЗЫ — (7 в. до н. э.), китайский философ, создавший этическое учение …   Энциклопедический словарь

  • ГУАНЬ-ЦЗЫ — (7 в. до н. э.) китайский философ, создавший этическое учение …   Большой Энциклопедический словарь

  • "ГУАНЬ-ЦЗЫ" — др. кит. трактат, посвященный вопросам гос. управления, законодательства и экономики. Составлен в форме диалога между правителем царства Ци Хуань гуном (685 643 до н. э.) и его приближенным гос. деятелем Гуань Чжуном, по к рому трактат и получил… …   Советская историческая энциклопедия

  • гуань чжун — Гуань Цзин чжун, Гуань Иу, Гуань цзы. Иншан (совр. пров. Шаньдун),? 645 до н.э. Первый советник правителя царства Ци, признанный основоположник легизма. Сведения о его жизни и деятельности содержатся в основном в Го юй (5 3 вв. до н.э.). Выходец… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • ГУАНЬ-ИНЬ — Гуань ши инь, реже Гуань цзы цзай (кит. перевод санскр. имени Авалокитешвара, кор. Кваным, Квансеым; япон. Каннон), в буддийской мифологии в Китае, Корее и Японии божество, выступающее преимущественно в женском облике, спасающее людей от… …   Энциклопедия мифологии

  • Гуань Чжун (легист) — Гуань Чжун Дата рождения: 720 до н.э. Место рождения: Царство Ци Дата смерти: 645 до н.э. Школа/традиция: легизм Направление: китайская философия Испытавшие влияние: Шан Ян Г …   Википедия

  • ГУАНЬ ЧЖУН —         Г у а н ь И у (ум. 645 до н. э.), др. кит. политич. деятель. Один из основателей легизма. В 685 до н. э. стал первым министром в царстве Ци богатом государстве на В. Китая; осуществил ряд реформ, направленных на ослабление наследств.… …   Философская энциклопедия

  • ГУАНЬ ЧЖУН — (ум. в 645 до н. э.) гос. деятель др. кит. царства Ци. Несмотря на незнатное происхождение, Г. Ч. после прихода к власти царя Хуань гуна (685 643 до н. э.) возглавил всю администрацию страны. Благодаря его дипломатическому искусству в 679 до н. э …   Советская историческая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»