учение о середине это:

учение о середине
"ЧЖУН ЮН" "(Учение) о срединном и неизменном (пути)",
"Срединное и неизменное", "Учение о середине".
Конф. филос. трактат, традицией приписываемый Цзы Сы (5 в. до н.э.), но, видимо, созданный ок. 3 в. до н.э. (по разным версиям 5 - 3, 4 - 3, 3 - 2 вв. до н.э.). Первоначально - часть трактата "Ли цзи", с 4 - 6 вв. рассматривалась как самост. произв. Отличается тематич. разнообразием и сложной композицией.
Назв., восходящее к терминологич. сочетанию из "Лунь юя" (5 в. до н.э.), где оно представлено как принцип выявления "(совершенной) благодати/добродетели" (см. Дэ (1)), отражает осн. идеи памятника: источник гармонии ("срединности") в Поднебесной есть человеч. личность; выявление в себе "неизменной" "небесной природы" (см. Сын (1)) позволяет совершенствовать методы управления; потенциальное внутр. совершенство человека как эманация мира природы реализуется в процессе длительного, требующего внутр. усилий правильного ("срединного и неизменного") пути - дао. Выявление собств. "небесной природы" и совершенствование методов управления объединены операцией фань шэнь ("обращение к телу/личности"). Этот идущий от "Мэн-цзы" (4 - 3 вв. до н.э.) тезис в "Ч.ю." выражает идею преимуществ, направленности на индивидуума, на анализ и ориентацию его сознания. Практика осуществления дао освещается сначала в социальной сфере на основании слов Конфуция, а затем переносится в политич. сферу посредством изложения взглядов якобы самого Конфуция на методы управления первых государей дин. Чжоу (11 -3 вв. до н.э.)- Вэнь-вана и У-вана (11 - 12 вв. до н.э.).
Согласно "Ч.ю.", со смертью человека гибнет и его искусство управлять. Поэтому всякое совершенствование в сфере управления должно начинаться с самосовершенствования. Людей для управления следует подбирать не по умению, опыту, положению, а исключительно по личностному признаку. Правильно отобранные смогут следовать "срединным и неизменным" путем. Непременное качество для выполнения этой задачи - "искренность" (чэн (1)). Данная категория представлена в двух осн. аспектах: 1) "искренность Неба" - качество, имманентное миру, присущее "совершенномудрому" (шэн (1)) и обусловливающее его возможности оказывать на мир упорядочивающее воздействие самим фактом своего присутствия; 2) "искренность" нижестоящего - качество, направленное на поддержание должного социального контакта (в части., обретения "доверия" - синь (2) в отношениях с родственниками, друзьями и вышестоящими), нормального социального функционирования и обретаемое в процессе поиска и сознательного выбора цели ("стремящийся к искренности (должен) выбрать добро и твердо придерживаться (этого направления)"). Для обретения "искренности" нижестоящему следует "(обладать) обширной ученостью, (заниматься) доскональным исследованием и тщательным обдумыванием, достичь ясного понимания, (а затем постараться все это) точно воплотить на практике". В результате "даже глупый неизбежно становится умным", т.е. способным "ясно различать (добро и зло)".
"Высшая искренность" (чжи Ч.), обладатель к-рой имеет дар предвидения и потому "м.б. уподоблен духу (шэнь (1))", сходна с "высшей и совершенной мудростью" (чжи шэн), но если последняя благотворно действует на народ при непосредств. контакте (появление "совершенномудрого" перед народом, его речи и действия), то "высшая искренность" функционирует в более отвлеченной сфере - "устанавливает великую основу в Поднебесной и постигает изменяющую и взращивающую (силу) Неба и Земли"; ее обладатель "становится в троицу с Небом и Землей", приобретая возможность участвовать в космич. процессе становления всего сущего.
Согласно "Ч.ю.", между самостановлением и практикой, равно как между обладанием интеллектом и практикой, нет промежуточной сферы для волевого выбора: "Способный исчерпать свою природу (син (1)) способен тем самым исчерпать и природу других"; "(наделенный) интеллектом (мин (3)) воздействует (на других)", тем самым изменяя их. Т.о., правильное внутр. развитие неизбежно приводит к эффективной социальной практике.
Выделение в "Ч.ю." из общего контекста конф. проблематики темы "обращения к самому себе" обусловило повышенное внимание к идеям этого памятника со стороны основоположников неоконфуцианства, проявлявших особый интерес к проблемам соотношения сознания и природы человека, прежде всего Чжоу Дуньи (11 в.) и Чжу Си (12 в.).
*Древнекит. философия. Т. 2. М., 1973. С. 119 -36 (пер. В.Г.Бурова);
**Кан Ювэй. Ч.ю. чжу (Коммент. к Ч.ю.). Б.м., 1901; Legge J. The Chinese Classics. Vol. I. Confucian Analects. The Great Learning and the Doctrine of Mean. Oxf. - L., 1861. См. также лит-ру к ст. "Ли цзи", Чэн (1).
По материалам А.С. Мартынова

Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "учение о середине" в других словарях:

  • Эволюционное учение — (также эволюционизм и эволюционистика) система идей и концепций в биологии, утверждающих историческое прогрессивное развитие биосферы Земли, составляющих её биогеоценозов, а также отдельных таксонов и видов, которое может быть вписано в… …   Википедия

  • АТОМНОЕ УЧЕНИЕ — (атомистика) – учение о прерывистом, дискретном (зернистом) строении материи. А. у. утверждает, что материя состоит из отдельных чрезвычайно малых частиц, к рые до конца 19 в. считались неделимыми. Для совр. А. у. характерно признание не только… …   Философская энциклопедия

  • ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ — ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ, учение о преемственном, рассматриваемом во времени историческом развитии живых форм (животных и растений). Согласно Э. у. все ныне существующие живые формы произошли путем изменения (превращения, трансформации) ранее… …   Большая медицинская энциклопедия

  • Иск о запрещении преподавании теории Дарвина в России — Дело Шрайбер  судебный иск Марии Шрайбер и её отца Кирилла Шрайбера к министерству образования РФ и Комитету по образованию Санкт Петербурга за нарушение прав человека путём «безальтернативного навязывания теории Дарвина» об эволюции видов в… …   Википедия

  • Иск о запрещении преподавания теории Дарвина в России — Дело Шрайбер  судебный иск Марии Шрайбер и её отца Кирилла Шрайбера к министерству образования РФ и Комитету по образованию Санкт Петербурга за нарушение прав человека путём «безальтернативного навязывания теории Дарвина» об эволюции видов в… …   Википедия

  • Определение Святейшего Синода о графе Льве Толстом — Эта статья входит в тематический блок Толстовство Российские сподвижники П. Бирюков · Бодянский · В. Булгаков · Горбунов Посадов · Гусев · Наживин · П. Николаев · …   Википедия

  • История развития представлений о Вселенной — С ранних времен человек задумывался об устройстве окружающего его мира как единого целого. И в каждой культуре оно понималось и представлялось по разному. Так, в Вавилоне жизнь на Земле тесно связывали с движением звезд , а в Китае идеи гармонии… …   Википедия

  • Отрицание и критика догмата о Троице — Отрицание и критика Догмата о Троице. Христианский догмат Триединого Бога, или Троицы, является одним из главных объектов критики и полемики как со стороны теологов других религий и деноминаций, так и со стороны атеистов и агностиков. Содержание… …   Википедия

  • “ПЛАТОНОВСКОЕ БОГОСЛОВИЕ О БЕССМЕРТИИ ДУШ” —     “ПЛАТОНОВСКОЕ БОГОСЛОВИЕ О БЕССМЕРТИИ ДУШ” (Theologia Platonica de immortaьtate animorum) крупнейшее произведение итальянского гуманиста и философа неоплатоника М. Фичино. Написано в 1469 74, издано в 1482 во Флоренции. Состоит из предисловия …   Философская энциклопедия

  • КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — сложившийся в глубокой древности слой мировой культуры. Возникнув в I тыс. до н.э., К.ф. стала неотъемлемой частью духовных цивилизаций не только Китая, но и большинства стран Востока и Юго Восточной Азии. Кит. традиция выделяет шесть основных… …   Философская энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «учение о середине» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»