и цзин это:

и цзин
"ЧЖОУ И" "И цзин"
Наиболее авторитетное и ориг. произв. кит. канонич. и филос. лит-ры, стоящее во главе как "Тринадцатиканония" ("Ши сань цзин"), так и "Пятиканония" ("У цзин") и оказавшее фундаментальное нормативное воздействие на всю культуру традиц. Китая, стран Дальнего Востока и Юго-Вост. Азии. Каждый из двух иероглифов, составляющих название "Ч. и.", может быть понят по крайней мере двояко: "Чжоу" - 1) имя династии, правившей в Китае с конца 2 тыс. до н.э. по сер. 3 в. до н.э., и хронологич. обозначение данной эпохи; 2) слово, имеющее значения "оборот, круг, цикл", "везде, повсюду", "полный, исчерпывающий"; "и (4)"- 1) "легкий, нетрудный"; 2) "перемена, метаморфоза". Соответственно сочетание "Чжоу и" допускает четыре толкования: 1) "(Канон) перемен (эпохи) Чжоу"; 2) "Легкий (канон эпохи) Чжоу"; 3) "Всеохватно-крутовые перемены"; 4) "Всеохватно-круговой легкий (канон)" (тут слово "канон" - эквивалент иероглифа цзин (1), входящего в состав синонимичного "Ч.и" обозначения - "И цзин", "Канон перемен", "Книга перемен"; см. Цзин вэй). "Ч. и." включает в себя канонич. часть (в двух разд.), созд., видимо, в 8 - 7 вв. до н.э., т.е. собственно "И цзин", и комментирующую часть, созд. в 6 - 4 вв. до н.э., - "И чжуань" (или "Ши и" - "Десять крыльев", т.е. семь коммент.-чжуань, три из к-рых имеют по два разд.). Специфич. основу "И цзина" составляют возникшие, вероятно, в кон. 2 - нач. 1 тыс. до н.э. 64 гексаграммы (люшисы гуа, см. Гуа) - особые графич. символы, состоящие из шести расположенных друг над другом черт двух видов - целой и прерванной - во всех комбинаторно возможных вариантах. Черты истолковываются как знаки универсальных мироустроительных сил инь ян (соответственно прерванная и целая), а их двойные, тройные и т.д. комбинации - как знаки более конкр. воплощений инь и ян во всех сферах бытия. Центр, роль в этой системе играют восемь триграмм (ба гуа) - сочетания из трех черт, считающиеся половинными компонентами гексаграмм и знаменующие собой восьмеричный набор универсалий:
Цянь - творчество, крепость, небо, отец;
Кунь - исполнение, самоотдача, земля, мать;
Чжэнь - возбуждение, подвижность, гром, первый сын;
Кань - погружение, опасность, вода, второй сын;
Гэнь - пребывание, незыблемость, гора, третий сын;
Сюнь - утончение, проникновенность, ветер (дерево), первая дочь;
Ли - сцепление, ясность, огонь, вторая Дочь;
Дуй - разрешение, радостность, водоем, третья дочь.
Происхождение канонич. части "Ч. и." связано с двумя важнейшими видами гадательной практики - на панцирях черепах и костях крупного рогатого скота (бу) (образовывание геометрич. символов) и на стеблях тысячелистника (ши (7)) (различные числовые комбинации). В "Чжоу ли" содержится сообщение об использовании при "великом гадании" (да бу) "приемов трех перемен" (сань и чжи фа): "Лянь шань" ("Смыкающиеся горы"), "Гуй цзан" ("Возвращение в сокровищницу") и "Ч. и.". В традиц. "науке об "И цзине" - и сюэ указ, названия связываются с тремя вариантами одного произведения, соотносящимися с мифич. правителями древности Фуси (или последовавшим за ним Шэньнуном), Хуанди (преемником Шэньнуна) и основателем дин. Чжоу - Вэнь-ваном (12-11 вв. до н.э.), либо с тремя первыми династиями - Ся (23 - 16 вв. до н.э.), Шан-Инь (16 - 11 вв. до н.э.) и Чжоу (11-3 вв. до н.э.). 'Тексты "Лянь шань" и "Гуй цзан" считались утраченными. По предположению Пи Сижуя (19 в.), до Конфуция подобных текстов, как и записанного текста "Ч. и.", вообще не существовало и речь идет лишь о различных системах гадания. Древнейшие мантич. приемы преобразованы в "Ч. и." в нумерологич. (см. С ян шу чжи сюэ) систему математикоподобных операций с числами и геометрич. фигурами, задача к-рой - "разделять по родам свойства всей тьмы вещей" ("Си цы чжуань", II, 2). В приписываемой Конфуцию, но реально сложившейся, видимо, в 5 - 4 вв. до н.э. комментирующей части "Ч. и.", гл. обр. в ее наиболее философичном разделе - "Си цы чжуани" ("Коммент. привязанных слов"), эта система трактуется как учение о замкнутой, состоящей из 64 осн. ситуаций структуре постоянно и циклически изменяющегося мира. Формализованный характер операций с гексаграммами и их компонентами позволил "Ч. и." обрести общеметодологич. статус, функционально аналогичный тому, к-рый в Европе принадлежал "Органону" Аристотеля.. В эпоху Хань (3 в. до н.э. - 3 в. н.э.) под воздействием мистико-натурфилософских учений иньян цзя, "школы новых письмен" (см. Цзин сюэ) и оракуло-апокрифич. традиции (чэнь вэй) общеметодологич. потенциал схем гуа был реализован в максимальном увеличении их онтологич. референтов и координации со всеми др. аналогичными схемами - "пятью элементами" (у син (1)), циклич. и зодиакальными знаками, магич. числовыми фигурами Хэ ту и Ло шу. На р-же н.э. в соч. "И линь" ("Лес перемен") Цзяо Яньшоу (1 в. до н.э.) или Цуй Чжуаня (1 -2 вв.) и "Тай сюань цзин" ("Канон Великого сокровенного") Ян Сюна (1 в. до н.э. - 1 в. н.э.) были предприняты попытки усложнить нумерологию "Ч. и." или заменить ее альтернативной системой. Однако они не получили общего признания, и "Ч. и." сохранил свое центр, методологич. и мировоззренческое значение как для конфуцианства, так и для даосизма, окончательно утвердившееся в пер. правления дин. Сун (10-13 вв.), когда сформировалось неоконфуцианство. Наиболее авторитетными считаются переводы "Ч. и." на европ. языки, выполненные Дж. Леггом (англ, яз.), Р. Вильгельмом (нем. яз.), а также рус. пер. канонич. части ("И цзин") Ю.К. Щуцкого. *Ч. и. чжэн и ("Ч. и." в правильном осмыслении) // Ши сань цзин. Кн.1 - 2. Пекин, 1957; Нань Хуэйцзинь и др. (коммент., пер.). Ч. и. цзинь чжу цзинь и ("Ч. и." с совр. коммент. и пер.). Тайбэй, 1978; Цюй Ваньли. Ч. и. цзи ши ("Ч. и." с собр. толкований). Тайбэй, 1986; The Yi: King (Tr. by J. Legge) // The Sacred Books of the East. Vol. 16. Delhi, 1966; Le Yi: King ou Livre des changements de dynastie des Tsheou. Tr. par P.-L.-F. Philastre. Pt 1 - 2. P., 1975; Wilhelm R. I Ging. Das Bush der Wandlungen. 2 Bde. Jena, 1924 (англ. пер. - N.Y., 1950; фр. пер.- Р., 1969) ;**Щуцкий Ю.К. Кит. классич. "Книга перемен". М., 1960, 1993 (англ, пер. - Princ.- N.Y., 1979); Кобзев А.И. Учение о символах и числах в кит. классич. философии. М., 1994; Сюй Циньтин. И цзин яньцзю (Исслед. "Канона перемен"). Тайбэй, 1970; Чжу Вокунь. И сюэ чжэсюэ ши (История философии "Ч. и."). Кн. 1 - 2. Пекин, 1986 - 88; Лю Дсщзюнь. Ч. и. гайлунь (Общий взгляд на "Ч. и."). Цзинань, 1986; Чэнь Мэнлэй. Ч. и. цянь шу (Простое изложение "Ч. и.").
Кн. 1 - 4. Шанхай, 1988; журн. "Ч. и. яньцзю" (Исслед. "Ч. и."). Цзинань (изд. с 1988); Wilhelm И. Change: Eight Lectures on the I Ching. N.Y., 1960; Sung Z.D. The Symbols of Yi King. N.Y., 1969; Wilhelm H. Heaven, Earth, and Man in the Book of Changes. Seattle - L., 1977; Sherril W.A.. Chu W.K. An Anthology of I Ching. L., etc., 1977; Uu Da. I Ching Numerology: Based on Shao Yung's Classic "Plum Blossom Numerology". S.F., 1979; Offermann P.H. Das alte chinesische Orakel und Weisheitsbush I Ging: Konflikte klaren Zweifel losen. В., 1985.
А.И. Ко6зев

Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "и цзин" в других словарях:

  • И ЦЗИН — («Книга перемен», также «Чжоу и» «Чжоус кие перемены» по названию династии Чжоу (11 3 вв. до н.э.) или «Кругоспиральные перемены» по нарицательному значению иероглифа «чжоу») одна из систем формирования др. кит. культуры дао, связанная по… …   Философская энциклопедия

  • "И ЦЗИН" — ( Книга перемен ) – один из наиболее древних памятников кит. культуры. Кит. традиц. историография причисляет И ц. , наряду с Ши цзином , Шу цзином и др. древними текстами к конфуцианским классич. книгам. По своей композиции И ц. состоит из 64… …   Философская энциклопедия

  • И Цзин — (635 713), китайский путешественник, учёный, буддийский монах. В 671 695 совершил плавание в Индию, сообщил ценные географические сведения. * * * И ЦЗИН И ЦЗИН (635 713), китайский путешественник, ученый, буддийский монах; в 671 695 совершил… …   Энциклопедический словарь

  • “И ЦЗИН” —     “И ЦЗИН” см. “Чжоуи”. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001 …   Философская энциклопедия

  • И цзин — («И цзин»)         древнекитайский письменный памятник, первоначально использовавшийся при гадании и затем вошедший в конфуцианский канон (Пятикнижие). Наиболее ранний слой «И ц.» включает 64 графические фигуры (так называемые гексаграммы) с… …   Большая советская энциклопедия

  • И Цзин — (635 713 гг.) китайский путешественник и проповедник буддизма. В 671 г. посетил ряд индийских государств. Десять лет прожил в буддийском монастыре Наланда, по пути на родину несколько лет провёл на острове Суматра. В 695 г. возвратился в Китай с… …   Исторический словарь

  • И цзин — И Цзин  китайская классическая Книга Перемен Ицзин  буддийский монах, путешественник …   Википедия

  • «И ЦЗИН» — – см. «Чжоу и».           Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001 …   Философская энциклопедия

  • И ЦЗИН — (635 713) китайский путешественник, ученый, буддийский монах; в 671 695 совершил плавание в Индию, сообщил ценные географические сведения …   Большой Энциклопедический словарь

  • И Цзин — (635—713), китайский путешественник, учёный, буддийский монах. В 671—695 совершил плавание в Индию, сообщил ценные географические сведения …   Большой Энциклопедический словарь

Книги

Другие книги по запросу «и цзин» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»