чжань жошуй это:

чжань жошуй
. Чжань Юаньмин, прозв. Ганьцюань.
1466, Цзэн чэн (совр. пров. Гуандун),- 1560
Философ-неоконфуцианец, чл. Ханлинь академии. В разное время возглавлял ведомства назначений и аттестации, ритуалов, военное ведомство. Нек-рое время учился у Чэнь Сяньчжана, преподавал вместе с Ван Янмином и полемизировал с ним, исходя из общих установок, унаследованных от Лу Цзююаня и У Юйби. Осн. соч. - "Эр ли цзин чжуань цэ" ("Исслед. и коммент. к двум канонам (ритуальной) благопристойности"), "Чунь цю чжэн чжуань" ("Исправленный коммент." к "Веснам и осеням"), "Гу Юэ цзин чжуань" ("Коммент. к тексту "Канона музыки", (написанного) старыми (письменами)"), "Ганьцюань синь лунь" ("Новые высказывания Гань-цюаня"), "Чжань Ганьцюань цзи" ("Собр. произв. Чжань Ганьцюаня"). Рассматривал "небесный принцип" (тянь ли, см. Ли (1)) как некий "единый великий мозг, (возможности к-рого соответствуют возможностям) тысяч совершенномудрых и тысяч гениев"; он охватывает все сущее и "повсеместно (м.б.) телесно различаем" (т.е. чувственно познаваем). "Телесное различение (небесного принципа)", по Ч.Ж., равно "знанию и действию" (см. Чжи - син), рассматриваемым как некое единство. Рассматривал синь сюэ (1) ("учение о сердце") как "телесное различение (небесного принципа) сердцем (синь (1))", т.е. трактовал "учение о принципе" (ли сюэ) как разновидность "учения о сердце". Способность "сердца" вмещать в себе внеш. мир равносильна "пронизыванию" им этого мира и исключению т.о. дихотомии внешнего и внутреннего. Ч.Ж. подчеркивал отличие собств. трактовки "сердца" от толкования Ван Янмина: последний якобы говорил о сердце, находящемся в груди, тогда как сам Ч.Ж. имел в виду то, что "телесно (объемлет) тьму вещей и не м.б. утрачено". Сведения о жизни и творчестве Ч.Ж. вошли в сб. "Мин жу сюэ ань" ("Учения конфуцианцев эпохи Мин") Хуан Цзунси (17 в.) и в "Мин ши" ("Истории дин. Мин", 18 в.). *Чжань Ганьцюань вэнь цзи (Собр. произв. Чжань Ганьцюаня) (1579) // Цзычжэнтан (Зал Содействия управлению). Б.м., 1886; Шэн сюэ гэ у тун (Проникновение в учение совершенномудрых о выверении вещей). Янчжоу, 1533; **Линь Цзипин. Ганьцюань сюэ таньцзю юй Ван Чжань бицзяо (Исслед. учения (Чжань) Ганьцюаня и его сравнение с Ван (Янмином)) // Жэньшэн. 1965. Т. 30; Араки Кзнго. Ч.Ж. и Ван Янмин (на япон. яз.) // Тэцугаку нэмпо. 1968. Т. 27; Сига Итиро. Ван Янмин и Ч.Ж. (на япон. яз.) // Синтося. 1975.
Сюй Юаньхэ, А.И. Кобзев

Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "чжань жошуй" в других словарях:

  • ЧЖАНЬ ЖОШУЙ — Чжань Юаньмин, Чжань Минцзэ, прозвище Ганьцюань (1466 1560), китайский философ неоконфуцианец, государственный деятель, педагог, член академии Ханлинь. Родился 20 ноября 1466 в Цзэнчэне (совр. провинция Гуандун). Происходил из богатой семьи. В… …   Энциклопедия Кольера

  • Чжань (фамилия) — Чжань  две китайские фамилии (кланы). 湛  глубокий, тёмный, чистый. 展 Известные Чжань Чжань Жошуй (кит: 湛若水; Zhàn Ruòshuǐ; 1466 1560), китайский философ конфуцианец. Чжань Цзиньвэй (р. 8 января 1985, Гаосюн)  китайская теннисистка.… …   Википедия

  • НЕОКОНФУЦИАНСТВО —         [лисюе учение о законе, принципе (природы, неба), или син ли сюе учение о природе (человека, вещей) и законе (природы), а также дао сюе учение о пути (в отличие от дао цзяо даосизма)}, течение в кит. философии, возникшее при династии Сун… …   Философская энциклопедия

  • СИНЬ СЮЭ —     СИНЬ СЮЭ (кит. учение о сердце) направление в неоконфуцианстве. Долгое время в отечественном китаеведении господствовало представление, согласно которому неоконфу     цианство состоит из двух направлений: объективно идеалистического,… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»