чжан цзай это:

чжан цзай
Чжан Цзыхоу, Чжан Хэнцюй, Чжан-цзы.
1020, Хэнцюй уезда Фэнсянмэй (ныне уезд Мэйсян, пров. Шэньси), - 9.1.1078
Философ, один из основоположников неоконфуцианства ("учения о принципе" - ли сюэ). Занимал должность редактора в Академии лит-ры, преподавал в Гуаньчжуне (к западу от перевала Хань-гугуань в совр. уезде Линбао, пров. Хэнань), поэтому его последователи именуются сторонниками Гуаньчжунской школы (сокр. гуань сюэ). Осн. соч. - "Си мин" ("Зап. надпись"), "Дун мин" ("Вост. надпись"), "Чжэн мэн" ("Наставление непросвещенным"), "Цзин сюэ ди ку" ("Бездонность принципов изучения канонов"), "И шо" ("Учение "(Канона) перемен").
Ч.Ц. связал понятие мировой "пневмы" (ци (1)) с космология, категориями у цзи ("Беспредельное", см. Тай цзи) и "Великая пустота" (тай сюй). Последняя не имеет "форм" (син (2)) и является основой "пневмы", тождественной абсолютной "пустотности" (сюй кун, см. Сюй, Кун) и одновременно "рассеянной" в ней. Протекающие в соответствии с мировыми "принципами" (ли (1)) "концентрация" и "рассеяние" "пневмы", сравниваемые Ч.Ц. с застыванием и таянием льда в воде, образует все многообразие вещей. "Пневма" неуничтожима: "наличие/бытие" (ю, см. Ю - у) и "отсутствие/небытие" (у (1)) суть "две сущности одной вещи", т.е. "пневмы", "концентрированное", "оформленное" и "рассеянное", "бесформенное" ее состояния. "Рассеянное" состояние "пневмы" тождественно "Великой гармонии" (тай хэ, см. Хэ (1)), в к-рой потенциально присутствуют "две крайности (противоположности)" (лян ду-ань), проявляющие себя в вещном мире как "трансформации Неба и Земли"- двух гл. природных начал. Если они не проявлены в их взаимодействии ("не установлены" - бу ли), их "нельзя увидеть".
Двуединство и взаимозависимость "крайностей" предполагают, по Ч.Ц., "противостояние" (фань) и "враждебность" (чоу), но одновременно - общемировую тенденцию к их "примирению" и т.о. к "разрешению (враждебности)". Взаимодействие этих противоположных тенденций выражается в наличии двух видов мировых трансформаций: резкое ("грубое") "изменение" (бянь (2)), и постепенное ("едва различимое", "тонкое") "превращение" (хуа). Последнее в определенный момент предстает как явное "изменение", после чего вновь идет процесс постепенных "превращений". "Деятельное проявление" (юн (2), см. Ти - юн) "крайностей" в потоке "превращений" есть выражение дао. Его манифестация дэ (1) ("благодать/добродетель")- это "дух" (шэнь (1)), обусловливающий способность вещей к взаимному восприятию.
Из данного положения у Ч.Ц. вытекает тезис, на к-ром основано его учение о познании: зависимость знания от чувственных "восприятий/ощущений" (гань), для возникновения к-рых необходимо существование познаваемой вещи. Сам по себе человек "не обладает сердцем (синь (1))", т.е. сознанием и психикой, "сердце появляется благодаря (внеш.) вещам". Парадоксальность этого утверждения снимается положением об универсальности "духа" как всеобщей способности к взаимовосприятию, преимущественная реализация к-рой человеком объясняется наличием у него органов чувств, способности к обучению и особым характером его знания. Восприятие вещей посредством органов чувств рождает знание как результат "соединения внутреннего и внешнего", т.е. контакта "духовной" субстанции человека ("внутреннее") и вещи ("внешнее"). Однако специфичность человеч. знания прежде всего в его двуединстве: оно состоит из "знания увиденного и услышанного", а также из "совокупного знания природы благодати/добродетели" (дэ син со чжи), источник к-рого Ч.Ц. усматривал в надопытном "благом (врожденном) знании небесной благодати/добродетели" (тянь дэ лян чжи).
Это противопоставление корреспондирует с введенной Ч.Ц. оппозицией "природы Неба и Земли" (тянь ди чжи син), т.е. всеобщей совершенной "природы" (син (1)) и "природы телесной сущности пневмы" (ци чжи чжи син), в к-рой реализуются индивид, качества человека, в т.ч. дурные. Сознательно преодолевая "природу сущности пневмы", в первую очередь посредством "учебы", можно добиться "изменения и превращения сущности пневмы", возвращения к исконной "природе Неба и Земли".
Ч.Ц. подверг резкой критике даос, и буд. трактовки понятий "кун" ("пустота", шунья) и "у (1)", а также буд. представления о сознании как источнике феноменального мира. Он усматривал в них неоправданное "возвеличение" роли "сердца" (синь (1)) и т.о. "замыкание в себе", отрицание реальности существования мира - среды человеч. деятельности. Истолковывая буд. учение о сансаре (см. Луньхуэй) в русле идущей с 4 - 6 вв. конф. традиции как апологетику "неуничтожимое™ души" (см. Шэнь бу ме), он усматривал его логич. противоречие с буд. же представлениями о роли сознания ("Небо (Вселенная) рождается и умирает с рождением и смертью каждого человека"), т.о. доказывая несостоятельность буддизма относительно задачи познания окружающего мира.
Социально-политич. воззрения Ч.Ц. опирались на положения о всеобъемлющем единстве "пневмы Неба и Земли", охватывающей все сущее, о "единоутробное народа и меня, в равной степени (каждой) вещи и меня". Отсюда представления об универсальности "совокупного небесного повеления" (тянь чжи со мин, см. Мин (1)), к-рое следует воспринимать "с радостью и спокойствием", в т.ч. подчинение "великим мужам", согласное с всеобщим миропорядком. Средства борьбы с влиянием буддизма на обществ, сознание Ч.Ц. видел в "использовании вышестоящими норм ритуальной благопристойности (ли (2))" и "учебе (обучении и воспитании) простых людей" в конф. духе.
Взгляды Ч.Ц. получили продолжение в осн. течениях неоконфуцианства (ли сюз и синь сюэ (1)). Так, противопоставление двух аспектов человеч. природы воспринято его младшим современником Чэн И, положение о неуничтожимости "пневмы" - Чжу Си (12 в.) и его последователями; понятие "благое знание" ("благосмыслие" - лян чжи) стало гл. категорией учения Ван Ян-мина (15-16 вв.); трактовка соотношения "наличия/бытия" и "отсутствия/небытия" (ю - у), а также ряд др. тезисов Ч.Ц. развиты в учении Ван Чуаньшаня (17 в.).
*Чжан-цзы цюань шу (Поли. собр. соч. Чжан-цзы). Шанхай, 1935; Ч.Ц. цзи (Собр. соч. Ч.Ц.). Пекин, 1978; Натурфилос. воззрения; О познании. Пер. М.Л. Титаренко // Антология мир. философии. Т. 1. Ч. 1. М., 1969; Chang Wing-tsit. Source Book in Chinese Philosophy. Princ., 1963. P. 495 - 517; **Конрад Н.И. Запад и Восток. М., 1972. С. 174 - 207; Буров В.Г. Материалистич. тенденции в сунской философии (Ч.Ц.) // Конф. аспирантов и молодых науч. работников Ин-та народов Азии и Африки 20 - 24 мая 1963 г. М., 1963; Его же. Мировоззрение кит. мыслителя 17 в. Ван Чуаньшаня. М., 1976. С. 39 - 68; Обществ, науки за р-жом. РЖ АН СССР. ИНИОН. Сер. 9. Востоковедение и африканистика. М., 1986. №2. С. 191 - 201 (реф.); Чжан Дайнянь. Ч.Ц. ши и шицзи Чжунго вэйучжуи чжэсюэцзя (Ч.Ц.- кит. философ-материалист 11 в.). Ухань, 1956; Цзян Гочжу. Ч.Ц. дэ чжэсюэ сысян (Филос. идеи Ч.Ц.). Шэньян, 1982; Huang Siu-chi. Chang Tsai's Concept of Ch'i // PEW. 1968. Vol. 18. №4.
А.Г. Юркевич

Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "чжан цзай" в других словарях:

  • ЧЖАН ЦЗАЙ —         Чжан Цзыхоу, Чжан Хэн цюй, Чжан цзы (учитель Чжан) (1020 9.1. 1078), кит. философ, один из основоположников неоконфуцианства. Род. в Чанъане (ныне Сиань, пров. Шэньси). В юности изучал буддизм и даосизм, затем стал заниматься… …   Философская энциклопедия

  • Чжан Цзай — кит. упр. 张载, пиньинь: Zhāng Zǎi …   Википедия

  • Чжан Цзай —         Чжан цзы (1020 1077), китайский философ, один из основоположников неоконфуцианства (См. Неоконфуцианство). Ч. Ц. считал, что Вселенная едина, хотя проявления её различны, объединяет же её «ци» («материальная сила»), которая вследствие… …   Большая советская энциклопедия

  • Цзай Тянь — Гуансюй 光緒 Айсиньгиоро Цзайтянь …   Википедия

  • КИТАЙ — Китайская Народная Республика, гос во, расположенное в Центр. и Вост. Азии. Площ. ок. 10 млн. км2. Нас. 656,6 млн. чел. (1957). Ок. 94% (1953) населения китайцы (хань), кроме того, чжуаны, уйгуры, хуэй, и, тибетцы, мяо, маньчжуры, монголы, буи,… …   Советская историческая энциклопедия

  • Китай —         Китайская Народная Республика, КНР (кит. Чжунхуа жэньминь гунхэго).          I. Общие сведения К. крупнейшее по численности населения и одно из крупнейших по площади государств в мире; расположен в Центральной и Восточной Азии. На востоке …   Большая советская энциклопедия

  • фигура — СИН (1). (Индивид.) природа ( качество , характер , пол ). Категория традиц. кит. философии и культуры. Этимология иероглифа С. (знаки сердце и жизнь , рождение ) указывает на его отношение к природному началу, а применительно к человеку на связь …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • ЦИ — (кит., пневма, эфир, воздух, дыхание, дух, нрав, энергия, жизненная сила, материальное начало) одна из важнейших категорий кит. философии, близкая к понятию субстанции. Традиционно составляет оппозицию категории ли («закон/принцип»). В… …   Философская энциклопедия

  • Китайская философия — (кит. 中国哲学) является частью восто …   Википедия

  • НЕОКОНФУЦИАНСТВО —         [лисюе учение о законе, принципе (природы, неба), или син ли сюе учение о природе (человека, вещей) и законе (природы), а также дао сюе учение о пути (в отличие от дао цзяо даосизма)}, течение в кит. философии, возникшее при династии Сун… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»