чжан бинлинь это:

чжан бинлинь
Чжан Тайянь
1896, уезд Юйхан пров. Чжэцзян, - 1936, Сучжоу.
Обществ, деятель, мыслитель, публицист, педагог, один из идеологов нац. бурж.-демократич. движения в Китае. С 1897 сотрудничал в прессе Шанхая, публиковал статьи в поддержку реформаторского движения. С 1900 выступал в печати против маньчж. владычества, высказывался за революц. обновление Китая. Написал предисловие к работе Цзоу Жуна "Армия революции", в результате чего подвергся аресту. Вместе с Цай Юаньпэем явился инициатором создания патриотич. об-ва Гуанфухуэй ("Союз возрождения славы"). В 1906 в Японии вступил в созд. Сунь Ятсеном Тунмэнхуэй ("Объединенный союз"), назначен гл. ред. газеты "Минь бао" ("Народ"), вел полемику с реформаторами. В 1910 вышел из "Объединенного союза", воссоздал "Союз возрождения славы". В 1912 назначен советником Нанкинского временного прав-ва. В 1913-16 вследствие оппозиции диктаторским претензиям президента Кит. Республики Юань Шикая находился под домашним арестом. В 1917 был нач-ком секретариата Военного прав-ва защиты конституции.
На р-же и в нач. 20-х гг. выступал против "движения за новую культуру", реорганизации Гоминьдана Сунь Ятсеном, сотрудничества между Гоминьданом и КПК, за "почитание Конфуция и изучение классич. трактатов". В последние годы жизни преподавал на организованных им курсах по изучению кит. традиц. науки и занимался издательской деятельностью.
В ранний период творчества испытал влияние эволюц. теории. Считал появление разума результатом борьбы за существование, законы к-рой переносил на историч. процессы. Истолковывал эволюцию как процесс "постепенного (развития) мышления и постепенных изменений предметов и явлений", в к-ром "мышление творит самое себя".
Воздействие идей Э. Канта, Д. Юма, учений Лао-цзы, Чжуан-цзы и прежде всего буддизма Хуаянь школы и Фасян школы привело Ч.Б. к оригинальной космологич. и историософской концепции. Грядущий период развития человечества - "пять исчезновений" - Ч.Б. разделил на три этапа. На первом должны исчезнуть "прав-ва", т.е. любая власть, затем "совместные поселения" и семья, что исключит ссоры и насилие. На втором исчезнет человечество - личности избавятся от собственного "я" и сольются с истиной нирваны; потом уйдет все живое, из к-рого мог бы возродиться человек с его горестями и страданиями. На третьем этапе исчезнет сама Вселенная и воцарится алайя (см. Ба ши) - высшее сознание, источник и конец всего сущего.
Периоду "пяти исчезновений" в Китае предшествует период "национализма" продолжительностью 100 лет. Он характеризуется поступательным обществ, развитием, в основе к-рого лежат "законы и мораль". За образец должны быть взяты старинные кит. правовые нормы, "близкие социализму" как образцу равенства (напр., "уравнение полей") и конф. этич. принципы. В социальном идеале Ч.Б.- суверенном, централизованном, бесклассовом "нар. гос-ве", основанном на "трех нар. принципах", прослеживается влияние взглядов Лю Шипэя и Сунь Ятсена. Ч.Б. выступал за республиканское правление с постепенным переходом от низшей формы - выборы только президента - к высшей - избрание парламента. Исполнительная, судебная, просветительная власти и, фактически, законодательная власть, представленная независимой группой ученых, должны быть разделены. Долг гос-ва и прав-ва - обеспечить "пребывание народа в равенстве и радости, спокойствии и безмятежности". Допускаются две формы собственности - частная и гос., отсутствует эксплуатация человека человеком, промышленные рабочие получают часть прибыли. В экономике сделан упор на сельское хоз-во, "уравнены права" на землю, частный найм максимально ограничен.
Моральное воспитание, пс Ч.Б., должно опираться на буд. религию, прежде всего учения школ Хуаянь и Фасян, и патриотизм. Последний трактовался как "защита расы", "любовь к своей расе". Ч.Б. настаивал на приоритете ханьцев в "получении служебных постов", считал ассимиляцию малых народов условием их равноправия. Даже деловые отношения с Западом Ч.Б. рассматривал как "предательство", подвергал резкой критике все известные ему зап. социально-политич. и филос. теории.
*Чжан Тайянь. Чжэнлунь сюаньцзи (Избр. политич. статьи Чжан Тайяня). Т. 1 - 2. Пекин, 1977; Чжан Тайянь сюаньцзи (Избр. соч. Чжан Тайяня). Шанхай, 1981; "Григорьев A.M. Социально-политич. идеи Чжан Тайяня в период подготовки Синьхайской революции // Синьхайская революция в Китае. М., 1962; Делюсин Л.Б. Спор о социализме в Китае. М., 1980; Калюжная Н.М. Мировоззрение Чжан Тайяня и его политич. деятельность в освещении историографии КНР // Обществ, науки в КНР. М., 1986; Ее же. Утопич. гос-во Ч.Б. // Кит. социальные утопии. М., 1987; Furth Ch. The Sage of Rebel!. The Inner World of Chang Ping-lin // The Limits of Change. Camb. (Mass.) - L., 1976.
Н.М. Калюжная

Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "чжан бинлинь" в других словарях:

  • КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — возникла примерно в то же время, что и древнегреческая и древнеиндийская философия, в середине I тысячелетия до н.э. Отдельные философские идеи и темы, а также многие термины, образовавшие потом основной состав лексикона традиционной китайской… …   Энциклопедия Кольера

  • ЛЯН ЧЖИ — благосмыслие (врожденное, естественное, природное, априорное, доопытное нравственное знание, интуиция, сознательность, совесть) термин китайской философии, главным образом конфуцианства, представляющий знание субъект объектно: как благое,… …   Энциклопедия Кольера

  • ЛЯН ЧЖИ —     ЛЯН ЧЖИ (кит., буквально благосмыслие, врожденное, естественное, природное, априорное, доопытное нравственное знание, интуиция, сознательность, совесть) термин китайской философии, гл. о. конфуцианства, представляющий знание субъект объектно …   Философская энциклопедия

  • ЧЖИ-СИН — Знание действие . Терминологическая оппозиция, выражающая соотношение двух специфических категорий китайской философии: чжи2 [[действенное]] знание ( сознание , познание , разумность , мудрость , понимание , видение ) и син3 [[сознательное]]… …   Энциклопедия Кольера

  • знание - действие — ЧЖИ СИН Знание действие Терминологич. оппозиция, выражающая проблему соотношения двух специфич. категорий кит. философии: чжи (2) (действенное) знание ( сознание , познание , разумность , мудрость , понимание , ведение ) и син (3) (сознательное)… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • ЧЖИ-СИН —     ЧЖИ СИН (знание действие) терминологическая оппозиция, выражающая соотношение двух специфических категорий китайской философии: чжи “[действенное] знание” (“сознание”, “познание”, “разумность”, “мудрость”, “понимание”, “видение”) и син… …   Философская энциклопедия

  • КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — сложившийся в глубокой древности слой мировой культуры. Возникнув в I тыс. до н.э., К.ф. стала неотъемлемой частью духовных цивилизаций не только Китая, но и большинства стран Востока и Юго Восточной Азии. Кит. традиция выделяет шесть основных… …   Философская энциклопедия

  • Тинг, Сэмюэл — Сэмюэл Тинг 丁肇中 англ. Samuel Chao Chung Ting; Пиньинь: Dīng Zhàozhōng; Уэйд Джайлз: Ting¹ Chao⁴ chung¹ …   Википедия

  • Ли Сыгуан — 李四光 Дата рождения: 26 октября 1889(1889 10 26) Место рождения: уезд Хуанган, провинция Хубэй, Китай Дата смерти: 29 …   Википедия

  • У Вэньцзюнь — (Ву Вэньцзюнь) (кит. упр. 吳文俊, пиньинь: Wu Wenjun; 12 мая 1919, Шанхай, Китай)  китайск …   Википедия

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»