цзинь юэлинь это:

цзинь юэлинь
7.1895, Чанша пров. Хунань, - 10.1984, Пекин.
Философ и логик. Учился в политехнич. ин-те Цинхуа, в Пенсильванском и Колумбийском ун-тах США (1914 - 20), где получил степени магистра и д-ра, Англии, Германии, Франции и Италии (1921 - 4). После возвращения в Китай в 1925 - проф. и декан филос. ф-та ин-та Цинхуа и Объединенного ун-та Юго-Запада, директор Ин-та лит-ры. С 1952 - декан ф-та лит-ры и проф. филос. ф-та Пекинского ун-та, с 1955 - чл. отд. филос. и обществ, наук АН Китая, зам. директора Ин-та философии, пред, и почетный пред. Кит. об-ва изучения логики, член ВАК Госсовета, ПК ЦК Демократич. лиги Китая, Всекит. комитета НПКСК. Чл. КПК с 1956.
Филос. система Ц.Ю. сложилась в 30-е гг. под влиянием идей классич. (Д. Юм, И. Кант) и совр. зап. философии (Б. Рассел, неореализм, аналитич. философия). Нек-рые исследователи подчеркивают влияние на Ц.Ю. взглядов англ, неогегельянца Т.-Х. Грина, политологич. учению к-рого была посвящена докт. дис. Ц.Ю. Онтологич. аспект филос. взглядов Ц.Ю. изложен в работе "О дао" (1940). Дао представлено как верховная концепция или высшая сфера философии, общий путь-закон движения реального мира в целом и всего множества образующих его вещей. Посредством категории дао Ц.Ю. вводит метафизич. понятия "форма" (ши (5)) и "возможность" (нэн): "Дао есть форма-возможность". "Возможность" делает каждый конкр. предмет этим конкр. предметом, в категориальном плане она подобна понятию "пневма" (ци (1)) в интерпретации неоконфуцианства 11 - 16 вв. или "принципу/закону" (ли (1)) в совр. метафизич. системе "нового учения о принципе/законе" Фэн Юланя, а также "материи" Аристотеля. Атрибуты, еще не реализовавшиеся в мире, содержит в себе "форма", существующая в неразрывном единстве с "возможностью". Реальный мир неисчерпаем в пространстве и времени. Предел "прошлой бесконечности" именуется "Беспредельным" (у цзи)- это "небытие" (.V (1)), породившее все вещи. Непрерывно изменяющийся мир движется к "Великому пределу" (тай цзи), содержащему "истину, лобро и красоту".
Гл. положением гносеологич. теории Ц.Ю. является признание независимого от человека существования реального мира, к-рый не является продуктом чувств или мыслей познающего субъекта. В кн. "Теория знания" (1983), созданной на основе лекционного курса кон. 30-х гг., он доказывает, что субъект познает мир через обработку личным сознанием некой "данности" (со юй), к-рая имеет объективный характер и несет информацию о внеш. мире. "Данность" образует единство содержания познания и его объекта, представления и внеш. предмета или его части. Ц.Ю. подверг критике субъективно-идеалистич. теории познания, в части., теорию "субъективных форм" Б. Рассела. Отмечал двойственную роль абстрактных понятий, обладающих по отношению к "данности" одновременно дескриптивным ("описательно" -копирующим) и нормативным (детерминирующим и упорядочивающим) характером. Различные типы познающих субъектов образуют из "данности" свои специфич. миры, не совпадающие друг с другом. Возможность интерсубъектной коммуникации он объяснял, вводя в свои построения метафизич. сущности ли (1), образующие неизменяющиеся "связки" между различ. видениями общего. Поскольку идеи и понятия, выражающие эти связки, обладают абстрактным и всеобщим характером, они присущи всем типам познающих субъектов.
Филос. соч. Ц.Ю. отличают систематичность, акцент на логич. анализе и логич. доказательстве. Его работа "Логика" (1937) открыла путь преподаванию и исследованию дедуктивной, математич. и модальной логики в Китае. После 1949 Ц.Ю. участвовал в написании учебных пособий по формальной логике, защищал ее от обвинений в метафизичности. В начале 60-х гг. он завершил труд "Философия Рассела", содержащий критич. анализ учения Б. Рассела, прежде всего его теории познания.
В декабре 1985 в Пекине прошла конференция по науч. наследию Ц.Ю., на к-рой его филос. взгляды были признаны вершиной немарксистской мысли Китая 30 - 40-х гг. В июле 1987 под эгидой Ин-та философии АОН Китая создан "Науч. фонд Ц.Ю.".
*Лоцзи (Логика). Б.м., 1937; Лунь дао (О дао). Пекин, 1941, 1987; Чжиши лунь (Теория знания). Пекин, 1983; Лосу чжэсюэ (Философия Рассела). Шанхай, 1988; Дуй цзю чжу "Лоцзи" и шу дэ цзыво пипань (Самокритика по поводу написанной в прошлом "Логики") // Чжэсюэ яньцзю. 1959. №5; Гу-аньюй сысян цзяоюй цзи (Сб. статей об идеология, перевоспитании). Пекин, 1952. **Буров В.Г. Совр. кит. философия, М., 1980. С. 89, 181-4, 277; Ц.Ю. сюэшу сысян яньцзю (Исслед. науч. мысли Ц.Ю.). Чэнду, 1987; Ху Вэйси. Ц.Ю. юй Чжунго шичжэнчжуи жэньшилунь (Ц.Ю. и гносеология кит. позитивизма). Шанхай, 1988; Чжунго чжэсюэ няньцзянь (Филос. ежегодник Китая), 1990. Шанхай, 1990. С. 280 -9.
А.В. Ломанов

Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»