колодезные поля это:

колодезные поля
ЦЗИН ТЯНЬ "Колодезные поля", или "колодезные земли" (цзин ди).
Одна из основополагающих утопич. концепций социально-экономич. устройства, разработанных в конфуцианстве, идеал землевладения и землепользования. Ее наиболее раннее и полное изложение (возможно, авторство) принадлежит Мэн Кэ (Мэн-цзы, 4 - 3 вв. до н.э.), а термин Ц.т. впервые появился в "Гулян чжуани" (2 в. до н.э.). Согласно Мэн Кэ, в нач. эпохи Чжоу (11-3 вв. до н.э.) существовала система землепользования цзин ди, основанная на разделении квадратного земельного участка площадью 900 му (со стороной квадрата 1 ли - ок. 477,84 или 497,7 м) на девять равных полей в виде иероглифа цзин (6) ("колодец"); восемь окаймляющих центр полей находились в личном ("частном" -сы (1)) пользовании, среднее поле было общинным (гун (2)) и служило для сбора натуральной ренты. Каждые восемь крестьянских хозяйств якобы объединялись в поселок цзин (6), или сян (3)-автономную общину на началах взаимопомощи и взаимной ответственности.
Нек-рые исследователи полагают, что эта система в большой степени основана на историч. реалиях и сомнительны лишь отд. цифровые выкладки Мэн Кэ, к тому же идеализировавшего связанное с этим типом землепользования социальное устройство. Однако ряд построений Мэн Кэ выявляет внеэмпирический, общемировоззренческий и общеметодологич. статус концепции "колодезных земель". Он связывал ее с идеей "обновления предопределения (мин (1))", приведшего к власти дин. Чжоу в 11 в. до н.э., а реализацию этого проекта - с идеалом "гуманного правления" (жэнь чжэн, см. Жэнь (2), Ван дао). Он требует "(выправления) канонич. межей (цзин цзе"), что должно обеспечить "равномерность колодезных земель" и, т.о., упорядочение натурального жалованья чиновников, исключение злоупотреблений с их стороны ("Мэн-цзы"; III А, 3). Здесь система Ц.т. прямо проецируется на "канонич." (цзин (1), см. Цзин вэй) девятиклеточную структуру - общетеоретич. модель пространства. Это и др. уточнения Мэн Кэ позволяют ввести систему Ц.т. в более широкий мироописательный контекст. Напр., указывается, что поле в 100му предназначено для прокормления семьи из восьми человек; т.о., в цзине (сяне) должно быть 64 члена - фундаментальное "нумерологич." число (см. Сян шу чжи сюэ, Гуа, "Чжоу и"); девятеричную схему Мэн Кэ распространил на земли (ди (2)) всего Китая, к-рые "состоят из девяти квадратов со стороной (каждого) 1 тыс. ли" и т.п. Промежуточные таксономич. уровни между площадью Поднебесной и одного "колодца" даны в "Чжоу ли", где говорится о квадратах - "формированиях" (чэн (2)), образованных девятью "колодцами", и "объединениях" (тун (1)) из девяти чэн. Указ, геометрич. схемы и относящиеся к ним числовые величины ("нумерологич." - 3, 9, 8, 64 либо "круглые" - 10, 100, 1000) носят символич. характер. Т.о., Ц.т. скорее всего представляет собой конкретизацию общемировоззренческих и общеметодологич. представлений, проекцию универсальной космология, модели в социально-экономич. сферу и не отражает эмпирич. реальность. Гл. идея Ц.т. заключается в согласовании человеч. деятельности на земле с естеств. законами, к-рое выражается в приведении землеустройства в соответствие со структурой мироздания. Схемы Мэн Кэ были конкретизированы в эпоху Хань (3 в. до н.э. - 3 в. н.э.), а концепция Ц.т. в ср. века привлекалась для идеологии . обоснования действий прав-ва по регулированию землевладения, землепользования, налоговой системы или проектов соответствующих реформ. См. также Цзин вэй.
** Васильев Л. С. Проблема Ц.т. // Китай. Япония. История и филология. М., 1961; Го Можо. Философы древнего Китая. М., 1961. С. 47 - 8; Гончаров С.Н. Система "колодезных полей" и "закон о налоге-десятине" в гос-ве Ци (ИЗО - 1137 гг.) // 12-я НК ОГК. 4.2. М., 1981; Кобзев А.И. Понятийно-теоретич. основы конф. социальной утопии // Кит. социальные утопии. М., 1987. С. 71 - 98; Гу Чуньфань, И Чжу. Ц.т. ши и (Разъяснение сомнений (относительно системы) колодезных полей) // Цзинцзи кэсюэ. 1980. №3.
А. И. Кобзев

Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "колодезные поля" в других словарях:

  • Колодезные поля, система цзинтянь — определенная внутренняя организация древнекитайской общины, связанная с системой землепользования, при которой вся земля общины делилась на две части: урожай с «общего поля» шел вану, а с индивидуального поля – общиннику; ликвидирована в ходе… …   Словарь терминов (глоссарий) по истории государства и права зарубежных стран

  • ЦЗИН ТЯНЬ — Колодезные поля , или колодезные земли (цзин ди). Одна из основополагающих утопических концепций социально экономического устройства, разработанных в конфуцианстве, идеал землевладения и землепользования. Ее наиболее раннее и полное изложение… …   Энциклопедия Кольера

  • ЦЗИН ТЯНЬ — (букв. колодезные поля) система землепользования в древнем Китае. Др. кит. источники дают противоречивое описание Ц. т. По мнению кит. философа Мэн цзы (ок. 372 289 до н. э.), суть ее заключалась в том, что квадратное поле размером в 900 му (1 му …   Советская историческая энциклопедия

  • цзин тянь — см. колодезные поля …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • Белорусский крестьянский двор — Содержание 1 Крестьянский двор 2 Хата 3 См. также 4 Лит …   Википедия

  • Горная порода — (Rock) Горная порода это совокупнность минералов, образующая самостоятельное тело в земной коре, вследстие природных явлений Группы горных пород, магматические и метаморфические горные породы, осадочные и метасоматические горные породы, строение… …   Энциклопедия инвестора


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»