удовлетворение это:

удовлетворение
ХЭ (1) "Гармония"
("гармоничность", "согласование", "мягкость", "довольство", "удовлетворение")
Категория кит. философии, в широком смысле подразумевающая динамич. равновесие и близкая зап. понятию "гомеостаз". Уже в памятниках 5 - 2 вв. до н.э. оформилась идея "гармонии" как условия онто- или космогенеза. Согласно "Ли цзи" (5 - 2 вв. до н.э.), X.- это "причина всех превращений вещей", а Цзя И (2 в. до н.э.) определял X. как "должное соотношение между твердостью и мягкостью", т.е. между противоположными началами, подразумевающими выраженность в общекосмич. субстанции - "пневме" (ци (1)). В качестве наиболее адекватного выражения "гармонии" обычно рассматривалась музыка ("Ли цзи"; "Го юй", 5 - 3 вв. до н.э.; "Сюнь-цзы", 4 - 3 вв. до н.э. и др.). В 'То юй" "гармоничная музыка" уподоблена "Единому"- дао, а "гармония реальности" (X. ши) объявлена тем, что "порождает вещи". Там же впервые сформулировано противопоставление категорий X. и тун (1) ("единение", "объединение", "совместимость", "тождественность", см. Да тун (1)), т.е. соответственно выражения динамич. "уравновешенности" (пин) всех противоположностей, с одной стороны, и сведения разных элементов в некое статич. единство - с другой: "гармония" означает прекращение состояния, определяемого как тун (1). Дихотомия X.- тун (1) в "Лунь юе" (5 в. до н.э.) спроецирована на социально-этич. сферу: "благородные мужи (цзюнь цзы) пребывают в гармонии, но не объединены (в группировки) (тун (1)), ничтожные люди объединены (в группировки), но не пребывают в гармонии". В "Цзо чжуани" (5 - 2 вв. до н.э.) идея противопоставления X. и тун |1) вложена в уста сановника Янь И на (6 в. до н.э.). Он утверждает, что "пять вкусов" (у вэй (2), здесь - синоним пятеричной матрицы у син (1)) не должны механически приводиться к "тождеству" (тун (1)): вода, разбавленная водой, не годится для насыщения человека, а звуки лютни, сведенные в один звук, не найдут благодарных слушателей.
В ранних конф. памятниках (5 - 2 вв. до н.э.) важное место отводилось идее социально-этич. и социопсихологич. "гармонии". В "Чжун юне" понятие X. истолковано как "срединная мера проявления всех (эмоций)", "не имеющий преград путь Поднебесной" (социума). В "Чжоу ли" "гармоничность" в том же значении, что и в "Чжун юне", включена в перечень основополагающих "шести добродетелей" (лю дэ, см. Дэ (1)) наряду с "разумностью" (чжи (1)), "гуманностью" (жэнъ (2)), "совершенной мудростью" (шэн (1)), "долгом/справедливостью" (и (1)) и "верностью" (чжун (2), см. Чжун шу). Там же "гармонизация" истолковывалась как содержание добродетельного и действенного научения (цзяо), к-рое "ограничивает чувственность народа". По мнению Дун Чжуншу (2 в. до н.э.), "нет большей "благодати/добродетели, чем гармония".
Наиболее подробно категория X. рассматривается в даос, памятнике "Хуайнань-цзы" (2 в. до н.э.), где "гармония" определена как "взаимосоединение (субстанций) инь (1) (и) ян (1)". Субстанциальность X. отчетливо акцентируется: в "гармонии" "пневмы Неба и Земли не превышают друг друга", т.е. абсолютно уравновешены. Это равновесие динамично - требует "разделенности дня и ночи", т.е. регулярного движения во времени и сбалансированности (тяо) инь ян, к-рая и порождает "тьму вещей". "Гармония инь ян" является условием обретения "семени" (цзин (3)), к-рое в свою очередь делает возможным жизнь и созревание. Взаимосвязь "гармонии" с высшей природной силой - Небом знаменует понятие "небесная гармония" (тянь X.). Гармонизированы м.б. как "однородные" вещи и явления - звуки одного тона пентатоники, кони в упряжке, даже лук и стрела, так и разнородные, напр, струны одного инструмента. Второй вид "гармонии" требует согласования "внутреннего" с "внешним" (напр., рук и сердца мастера) при главенстве "внутреннего" и доступен только мудрецам, но первый вид (согласование "внешнего" с "внешним") является ступенью ко второму. Идеалом является "Великая (Высшая) гармония" (тай X.)- отсутствие потребности во "внешнем" для постижения "Единого" (дао), достижение бессмертия "сердца" (синь (1)), приобщающегося к вечности.
Термин тай X., введенный в комментирующей части "Чжоу и" (4 в. до н.э.), означал там предельно гармонизированное состояние, допуская и натурфилос., и антропологич. истолкование ("сбережение (себя) в единении с Великой гармонией благоприятствует целомудрию"). Особое значение указ, понятие приобрело в неоконфуцианстве с его тягой к подкреплению онтологич. основ этики. "Великая гармония" начинает приобретать более отчетливые черты некой фазы онто- или космогенеза (этапа динамич. равновесия), и даже источника этих процессов.
Согласно учению Чжан Цзая (11 в.), "гармония" - Х. предусматривает определенные количественные - пространственно-временные - соотношения: по "величине" (да) и "длительности" (цзю). Полная пространственно-временная сбалансированность - "совокупная Великая гармония" прямо определяется как дао. "Великая гармония" содержит в себе "природу (сын (1)) взаимовосприятия" противоположных процессов и явлений - "всплытия и погружения, подъема и опускания, движения и покоя" - и является "началом, порождающим ритмичную циркуляцию (пневм), соударения противоположных (субстанций), победы и поражения, сгибание и выпрямление". При этом отсутствие "подобия естеств. ритмичной циркуляции" (т.е. хотя бы виртуальных форм ритмизованных процессов) исключает возможность "Великой гармонии". Гл. создатель неоконф. "учения о принципе" (ли сюэ) Чжу Си (12 в.) именовал "Великую гармонию" "(состоянием) пневмы (при) встрече и соединении столкнувшихся и гармонизировавшихся (X.) (субстанций) инь ян".
Ван Чуаньшань (17 в.) выделял две составляющие "Великой гармонии" - "пневму" и "дух" (шзнь (1)). Последний отождествлен со структурообразующим началом - "принципом (ли (1|) чистого (взаимопроникновения двух пневм" (инь (1) и ян (1)) и не м.б. выражен в "образе" (сян (1))- внеш. знаке. Зато "дух" - "принцип" пребывает внутри "образа", неотрывного от "пневмы". Соответственно "Великая гармония" - всеобъемлющая "гармония инь (1) и ян (1), пневмы и духа (внутреннего и внешнего) доведенная до предела". Она невозможна без существования "оформленных орудий" (син ци, см. Син (2), Ци (2))- феноменальных атрибутов дао. "Гармония" возможна лишь на этой стадии онто- и космогенеза - генетически связана с ней. В то же время "Великая гармония" неотрывна от состояния первонач. "Хаоса", но уже при наличии в нем динамики "разделения и объединения инь ( 1 ) и ян (1)", представляя собой некое погранич. состояние. Поскольку Ван Чуаныиань отрицал уничтожимость Вселенной, состояние "Великой гармонии" в его учении м.б. отнесено к становлению отд. вещей и явлений (систем).
**Ломеранцева Л.Е. Поздние даосы о природе, об-ве и искусстве ("Хуайнаньцзь Г-II в. до н.э.). М., 1979. С. 78 -81; Bodde D. Harmony and Conflict in Chinese Philosophy // Studies in Chinese Thought. Chic., 1953; Cheng Chung-ying. Toward Constructing a Dialectics of Harmonization: Harmony and Conflict in Chinese Philosophy // JPC. 1977. Vol. 4. №3.
А.Г. Юркевич

Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.

Синонимы:

Антонимы:

Смотреть что такое "удовлетворение" в других словарях:

  • УДОВЛЕТВОРЕНИЕ — УДОВЛЕТВОРЕНИЕ, удовлетворения, мн. нет, ср. 1. Действие по гл. удовлетворить в 1. 2 и 3 знач. удовлетворять. Удовлетворение кредиторов. Удовлетворение запросов. Удовлетворение потребностей. Удовлетворение обиженного. 2. Удовольствие,… …   Толковый словарь Ушакова

  • удовлетворение — Воздаяние, возмещение, возмездие, плата, отплата. Ср …   Словарь синонимов

  • УДОВЛЕТВОРЕНИЕ — УДОВЛЕТВОРЕНИЕ, я, ср. 1. см. удовлетворить, ся. 2. Чувство того, кто доволен исполнением своих стремлений, желаний, потребностей. Получить полное у. от работы. Чувство удовлетворения. Испытывать у. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… …   Толковый словарь Ожегова

  • удовлетворение — согласно З. Фрейду то, что удовлетворяет раздражение влечения. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 …   Большая психологическая энциклопедия

  • удовлетворение — 1. Исполнение желаний, потребностей 2. Возмещение ущерба кому либо. [http://www.lexikon.ru/dict/buh/index.html] Тематики бухгалтерский учет …   Справочник технического переводчика

  • удовлетворение — • большое удовлетворение • глубокое удовлетворение • максимальное удовлетворение • невыразимое удовлетворение • необыкновенное удовлетворение • огромное удовлетворение • полное удовлетворение …   Словарь русской идиоматики

  • удовлетворение — я, только ед., с. 1) (чего) Исполнение, осуществление желания, просьбы и т. п., предоставление чего л., а также утоление каких л. потребностей. Удовлетворение спроса на товары первой необходимости. Удовлетворение жизненных потребностей населения …   Популярный словарь русского языка

  • Удовлетворение — чувства довольства и радости по поводу исполнения своих желаний и потребностей, по поводу удачно сложившихся условий, своими действиями и т.д. Удовлетворение, как правило, приходит по достижению цели, при удаче, возникновении удивления. Детям… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • удовлетворение — выразить удовлетворение • демонстрация найти удовлетворение • обладание, начало подлежать удовлетворению • необходимость, модальность получить удовлетворение • обладание, начало требовать удовлетворения • необходимость, модальность …   Глагольной сочетаемости непредметных имён

  • удовлетворение —   , ия, ср.   == Глубокое удовлетворение. патет.   ◘ Глубокое удовлетворение вызывает широкий отклик трудовых коллективов страны на призывы декабрьского Пленума. Работница, 1984, № 3, 5. Глубокое удовлетворение вызывает у советских людей развитие …   Толковый словарь языка Совдепии

  • Удовлетворение — – 1. в психоанализе эмоциональное состояние довольства, вызываемое достижением желаемой цели. Инстинктное удовлетворение – это эмоция, сопровождающая разрядку инстинктного импульса. В классической теории удовлетворение рассматривается как… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Книги

Другие книги по запросу «удовлетворение» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»