хуаянь школа это:

хуаянь школа
Одно из ведущих направлений кит. буддизма. Свое учение основывает на инд. "Аватамсака сутре" (кит. "Хуа янь цзин"- "Сутра цветочной гирлянды"). Особо важной признается гл., обычно называемая "Жу фа цзе пинь" ("Гл. о вступлении в дхармадхату"). В Х.ш. почитаются также "Маханирвана сутра" ("Непань цзин"- "Сутра нирваны") и "Махаяна шрадцхотпада шастра" ("Да чэн ци синь лунь"- "Шастра с пробуждении веры в махаяну").
Основателем Х.ш. традиционно считается Душунь (6 - 7 вв.), автор трактата "Хуа янь фа цзе гуань" ("О созерцании дхармадхату (по учению) Хуа янь (цзин)"), вторым патриархом - Чжиянь. В действительности основал школу и систематизировал ее учение Фацзан (7 - нач. 8 в.) Ему наследовал Дэнгуань, преемником к-рого стал Цзунми (8 - 9 вв.). После него начинается длительный упадок Х.ш. Однако еще несколько столетий она оставалась осн. "доктринальной" (цзяо) буд. школой, по влиянию уступая лишь школам "созерцательного" (чань) характера, уделявшим особое внимание религ. практике и использованию методов психотехники. Х.ш. не имеет инд. аналога. Для нее характерен особый интерес к собственно филос. проблематике, широкое использование терминологии классич. кит. философии.
В учении Х.ш. сочетаются положения двух ведущих направлений классич. буддизма (см. Саньлунь школа)- мадхьямики и виджнянавады (см. Вэйши школа). Осн. идеи последней дополнены учением мадхьямики об "истинной реальности", существующей в качестве объективного внерефлективного бытия (санскр. татхата, бхута-татхата, кит. чжэнь жу). Это привело к активному усвоению мыслителями Х.ш. инд. доктрины татхагата гарбхи (кит. жу лай цзан - "вместилище (лоно) так приходящего", т.е. будды)- абс. и единого субстратного сознания, выступающего источником не только эмпирич. видов сознания, но и порождающего их "сознания-сокровищницы" (алайя-виджняна, алие ши, цзан ши), к-рое считается исходным в виджня-наваде. Татхагата-гарбха рассматривается в качестве единого "я" всего сущего.
На основе данной доктрины мыслители Х.ш. разработали ориг. холистич. учение о "беспрепятственном (взаимопроникновении) принципов и вещей/дел" (ли ши у ай). Оно рассматривает мир как единый универсум (см. Фа цзе), все элементы - дхармы (фа (1), п. 2)-к-рого образуют единое целое, полностью присутствующее в каждом из этих элементов. Универсум в соч. Х.ш. часто уподобляется или сети из драгоценных камней, отражающих друг друга, или со всех сторон окруженному зеркалами образу будды, к-рый до бесконечности отражается в них. Используя понятие "принцип" (ли (1)), разработанное философами школы сюань сюэ, мыслители Х.ш. описывали совершенное, нирваническое (см. Непань) состояние "единого сознания" (и синь) как совокупность содержащихся друг в друге "принципов": они пребывают в таком же единстве с вещами эмпирич. мира (ши (3)), также являющимися аспектами "единого сознания". Др. важнейшая доктрина Х.ш.- "беспрепятственное (взаимопроникновение) вещей/дел" (ши ши у ай)- предполагает взаимосвязь и "взаимовключенность" всех вещей и явлений ("все сущее едино в едином сознании"). Х.ш. предлагала детальный анализ уровней и состояний бытия по принципу ши сюань ("десять сокровенных"), подразумевающему такие критерии, как целостность, единство, различия, тождество и варианты их диалектич. взаимодействия. Мудрец, достигший состояния будды, осознает единство мира и свое тождество с универсумом как "единым сознанием", выходя из иллюзорного мира рождений-смертей (см. Лунъхуэй). Х.ш. рассматривала свое учение как высшее и совершенное - "единств, колесницу" (и чэн) буддизма (см. Сань чэн). Доктрины всех др. буд. школ оценивались как ступени к постижению хуаяньской философии или ее частные аспекты.
В рамках Х.ш. возникали различные направления. Так, в 11 в. монахом Кун Цинцзюэ создана "школа Белого облака" (Байюнь цзун, по назв. монастыря Бай-юньань в пров. Ханчжоу), разделившая буд. учения на 10 категорий (из к-рых высшей - "колесницей Будды" - провозглашалась Х.ш.) и придерживавшаяся принципа "единства трех учений" (см. Сань цзяо). Эта школа, последователи к-рой не принимали монашеского пострига, с 1202 неоднократно запрещалась имп. указами.
Взгляды Х.ш. оказали значит, влияние на формирование неоконф. (см. Неоконфуцианство) учения о соотношении "принципа" и "пневмы" (ли-ци), на разработку др. филос. проблем в рамках неоконф. направления ли сюэ. Учение Х.ш. проникло в Корею (7 в., школа Хваом) и Японию (8 в., школа Кэгон сю).
**Янгутов Л.Е. Филос. учение школы Хуаянь. Новосиб., 1982; Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987. С. 237 - 252; Chan G.C.C. The Buddhist Teaching of Totality. The Philosophy of Hwa-Yen Buddhism. University Park -L., 1971; Verdu A. Dialectical Aspects in Buddhist Thought: Studies in Sino-Japanese Mahayana Idealism. N.Y., 1974; Clcaryи Tli. Entry into the Inconceivable. An Introduction to Hwa-Yen Buddhism. Honolulu, 1983.
E.A. Торшнов

Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "хуаянь школа" в других словарях:

  • ХУАЯНЬ ШКОЛА —     ХУАЯНЬ ШКОЛА (Хуаянь цзун) одно из трех наряду с Тяныпай школой и Чань школой важнейших течений в китайском буддизме. Хуаянь школа основана ученым монахом Фацзаном в эпоху Тан и получила свое название по опорному для учения тексту “Хуа янь… …   Философская энциклопедия

  • Хуаянь — Буддизм …   Википедия

  • хуаянь-цзун — кит. будд. школа,орг ционно и доктринально оформившаяся во вт. пол. 7 в. благодаря усилиям монаха Фацзана, традиционно считающегося ее третьим патриархом. Канонич. текст Х. ц. Аватамсака сутра, по ее кит. названию (Хуаянь цзин) школа получила… …   Буддизм

  • ТЯНЬТАЙ ШКОЛА —     ТЯНЬТАЙ ШКОЛА (Тяньтай цзун) одно из трех, наряду с Хуаянь школой и Чань школой, важнейших течений в китайском буддизме. Тяньтай школа фактически основана ученым монахом Чжии (538 597), хотя традиция считает его только третьим патриархом… …   Философская энциклопедия

  • фасин школа — Фасин цзун. Обобщающее назв. Саньлунь школы, Хуаянь школы и Тяньтай школы, к рые одинаково трактовали сущность дхарм (санскр. дхар мата, кит. фа син, см. Фа (1), п. 2). В учении Ф.ш., осн. на доктринах одного из направлений махаяны мадхьямики (см …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • фацзан — Сяньшоу. 643, Чанъ ань (совр. Сиань, пров. Шэньси), 712. Третий патриарх и фактич. основатель буд. Хуаянь школы, систематизировавший ее учение и придавший ему самобытность. Род. в семье выходца из Хорезма, поэтому иногда именуется Хорезмийцем Ф.… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • буддизм — Философско религ. течение, начавшее проникать в Китай на р же н.э. из Индии. Процесс адаптации Б. к кит. культуре продолжался несколько столетий и привел к возникновению самобытных форм буд. философии и культовой практики. Согласно традиции,… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — сложившийся в глубокой древности слой мировой культуры. Возникнув в I тыс. до н.э., К.ф. стала неотъемлемой частью духовных цивилизаций не только Китая, но и большинства стран Востока и Юго Восточной Азии. Кит. традиция выделяет шесть основных… …   Философская энциклопедия

  • Кван Ум — Школа Дзэн Кван Ум кор. 관음선종회 …   Википедия

  • Школы буддизма — Хронология развития и распространения буддийских школ ( 450 год до н. э. – 1300 год н. э.) …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»