хань юй

хань юй
Хань Туйчжи, Хань Чанли.
768, Хэян (запад совр. уезда Мэнсянь пров. Хэнань), - 824.
Философ, литератор. Рано осиротел, упорно занимался самообразованием, добился высшей ученой степени цзиньши. Был чл. ("д-ром" - боши) Гос. академии (Гоцзы). Несколько раз за независимость и нелицеприятность суждений попадал в опалу (в части., за то, что укорял императора Сянь-цзуна за поклонение мощам Будды) и вновь возвращался на службу в центр, ведомства. Вместе с Лю Цзунъюанем был инициатором "движения за возвращение к древности" (фу гу), в лит. сфере вылившегося в создание стиля, осн. на синтезе языковых форм эпохи Цинь - Хань (3 в. до н.э. - 3 в. н.э.), - т.н. стиля гувэнь, а в сфере мировоззрения проявившегося в поисках путей к возрождению авторитета конф. мысли и восстановлению обществ, порядка "золотого века". Осн. соч. - "Юань дао" ("Обращение к началу дао"), "Юань син" ("Обращение к началу (индивид.) природы"), "Юань гуй" ("Обращение к началу (мира) духов"), "Ши шо" ("Поучения") и др. - сведены в сб. "Чанли сяньшэн цзи" ("Собр. произв. учителя Чанли").
Доказывал историч. первенство конфуцианства перед даосизмом и буддизмом: "передача традиции" (дао тун) конфуцианства, по Х.Ю., идет непрерывно от "совершенномудрых" (шэн (1)) правителей полумифич. древности. Ставил в один ряд понятия "гуманность" (жэнь (2)), "долг/справедливость" (и (1)), дао и "благодать/добродетель" (дэ (1)): "гуманность", представляющая собой "всеохватную любовь", реализуется в сообразуемом с нею действии, представая "долгом/справедливостью", подобно тому как причина всего в
мире - дао реализует свою самодостаточность во внеш. проявлении "благодати/добродетели" ("благой силы") ("Юань дао"). Учения даосизма и буддизма, не признающие, по Х.Ю., "гуманности" и "долга/справедливости", тем самым разоблачают свое несоответствие вселенским истокам морали. Им они противопоставляют "почитание пустотности (сюй) и отсутствия/небытия (у (1), см. Ю - у, Кун)", бессмысленное в свете учения "Да сюэ" о путях увеличения возможностей упорядочивающего воздействия личности на мир: от "самосовершенствования" (сю шэнь) до "упорядочения семьи" (ци цзя) и далее до "управления гос-вом" (чжи го) и "умиротворения Поднебесной" (пин Тянь ся). Подчеркивая ведущую роль "небесного предопределения" (тянь мин, см. Мин (1)) в человеч. жизни (им обусловлены знатность и худородность, несчастья и благополучия), в то же время отмечал заведомую неопределимость "границ" компетенции Неба и человека в судьбе индивидуума (см. Тянь). Признавал существование "навей и духов" (гуй шэнь, см. Шэнь (1)) как "оформленных" (син (2)) и имеющих "вещное бытие" (у ю, см. У (3), Ю - у) "безмолвных" ("беззвучных" - у шэн) структур. При совершении человеком недолжного поступка, идущего вразрез с законами Неба, к-рые выражены в этич. нормах, демоны-нави (гуй) воздействуют на "(телесные) формы" вещного мира. Эти воздействия проявляются в сфере "звуков", т.е. чувственно воспринимаемой обл. бытия, и ведут к несчастьям. Придавал большое значение жертвоприношениям как условию "доступа к Небу и духам" ("Юань дао"), но отрицал присутствие сверхъестеств. сил в предметах культа и мощах, отвергая поклонение им. Предложил учение о "трех категориях природы и чувственности" (син цин сань пинь), т.е. градациях человеч. личности. Высшей категории (шан пинь) присущи только "добро" (шань) и пять моральных качеств - "гуманность", "благопристойность" (ли (2)), "благонадежность" (синь (2)), "долг/справедливость" и "разумность" (чжи (1)), при этом "семь эмоций" (ци цин)- радость (си), гнев (ну), печаль (ай (2)), страх (цзюй), любовь (ай (1)), ненависть (э), вожделение (юй) пребывают в состоянии полной уравновешенности - "срединности" (чжун (1)). Средней категории (чжун пинь) свойственны и "добро", и "зло", любое из пяти моральных качеств может присутствовать либо отсутствовать, эмоции - незначительно отклоняться в сторону избыточности или недостатка. Низшей категории (ся пинь) присущи только "зло", полный аморализм и эмоциальная недостаточность либо чрезмерность ("Юань син").
Рассматривал историч. процесс как результат творчества "совершенномудрых" государей древности, приписывая им роль культурных героев и "учителей" человечества - создателей одежды, способов добывания и приготовления пищи, строительства жилья, изготовления орудий труда и лекарств, а главное - музыки и этико-ритуальной "благопристойности", системы наказаний и управления ("Юань дао"). Путь к восстановлению идеального обществ, порядка древности, избавлявшего людей от голода и болезней, прививавшего им любовь, милосердие и трудолюбие, Х.Ю. усматривал в ликвидации даосизма и буддизма - превращении монахов в простолюдинов, а храмов - в жилые помещения, уничтожении их священных книг. Кардинальное устранение тлетворного духовного влияния посредством имп. указа должно обеспечить возвращение Поднебесной к "пути древних правителей".
*Х.Ю., Лю Цзун-юань. Избранное. Пер. И. Соколовой. М., 1979; Хань Чанли цзи. Пекин, 1958; Chan Wing-tsit (tr.). A Source Book in Chinese Philosophy. Princ., 1963 -L., 1969; "Конрад Н.И. Запад и Восток. М., 1972. С. 103 - 31; Гусаров В.Ф. Нек-рые положения теории пути Х.Ю. // Письменные памятники Востока. 1972. М., 1977; Мартынов А.С. Конф. утопия в древности и средневековье // Кит. социальные утопии. М., 1987.

Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "хань юй" в других словарях:

  • ХАНЬ ЮЙ —         Хань Туйчжи, Хань Чанли (768 824), кит. прозаик, поэт, философ; вместе со своим племянником, другом и учеником Ли АО (Ли Сичжи, 772 841) предтеча сунского неоконфуцианства. Род. в Няньяне (пров. Хэнань). X. Ю. первым использовал термин… …   Философская энциклопедия

  • Хань — (Нап) (Западная Хань: 202 до н.э. 8 н.э.; Восточная Хань: 25 220 н.э.), кит. династия, пришедшая на смену династии Цинь, свергнутой в рез те крест, восстания под предводительством Лю Бана. В память о великих событиях, относящихся ко времени… …   Всемирная история

  • ХАНЬ ЮЙ — ХАНЬ ЮЙ, Хань Туйчжи, Хань Чанли (768—824), китайский философ, литератор, государственный деятель. Филос. лирика, эссе, жизнеописания, трактаты.■ Хань Юй, Лю Цзун юань, Избр., М., 1979 …   Литературный энциклопедический словарь

  • Хань Юй — (768 824), китайский философ, литератор. Один из зачинателей так называемого движения за возврат к древности в китайской литературе. Выступал за упрощение литературного стиля. Философская лирика, эссе, жизнеописания, трактаты. * * * ХАНЬ ЮЙ ХАНЬ… …   Энциклопедический словарь

  • хань — спиртное, царство, ханя, династия Словарь русских синонимов. хань сущ., кол во синонимов: 4 • династия (65) • …   Словарь синонимов

  • хань — ХАНЬ, и, ХАНЯ, и, ж. Спиртное. Дай юань на хань дай денег на выпивку. От ханка, 1; «юань» китайская денежная единица …   Словарь русского арго

  • ХАНЬ — китайская императорская династия в 206 до н. э. 220 н. э. Основана Лю Баном. Вела завоевательные войны, в результате которых были значительно расширены границы империи. Установлены торговые и культурные контакты с государствами Ср. Азии и Индией …   Большой Энциклопедический словарь

  • ХАНЬ ЮЙ — (768 824) китайский философ, литератор. Один из зачинателей т. н. движения за возврат к древности в китайской литературе. Выступал за упрощение литературного стиля. Философские трактаты, эссе, стихи …   Большой Энциклопедический словарь

  • Хань — китайская императорская династия в 206 г. до н.э. 220 г. н.э. Основана Лю Баном. Вела завоевательные войны, в результате которых были значительно расширены границы империи. Установлены торговые и культурные контакты с государствами Средней Азии и …   Исторический словарь

  • Хань — китайская императорская династия в 206 до н. э.  220 н. э. Основана Лю Баном. Вела завоевательные войны, в результате которых были значительно расширены границы империи. Установлены торговые и культурные контакты с государствами Средней Азии и… …   Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»