сферы дхарм это:

сферы дхарм
ФА ЦЗЕ Санскр. дхармадхату - "миры (сферы) дхарм".
Буд. термин, ставший базовым доктринальным понятием для ряда направлений кит. буддизма, прежде всего Тяньтай школы и Хуаянь школы. В раннем буддизме под Ф.ц. понимался один из видов "объективного" - дхармы (см. Фа (1), п. 2) в качестве объекта восприятия "ума", или "рассудка" (санскр. манас, кит. синь (1), см. У юнь). В махаяне термин Ф.ц. приобрел более широкое значение: 1) совокупность дхарм во всех "мирах" буд. космологии; 2) космич. "тело Будды" ("тело Закона", фа шэнь) - истинная сущность и субстрат всего универсума. Данные интерпретации сводились к одной в махаянской доктрине тождества сансары (лунъхуэй), т.е. феноменального мира и истинносущего - нирваны (непань): все дхармы феноменального мира рассматривались в качестве акцидентальных проявлений нирваны или универсального "тела Будды". Это значение Ф.ц. стало осн. для школ кит. буддизма.
В учении школы Тяньтай под "мирами дхарм" понимаются десять уровней (состояний) живых существ: шесть миров сансары - ад (ди юй), мир "голодных духов" (э гуй), животных, человека, воинственных демонов-асуров (асюло), богов-дева (тянь жэнь), и четыре мира просветленных существ - последователей хинаяны (шраваков, шэн вэнь, см. Сань чэн), "будд для себя" (пратьекабудды, юань цзюэ фо, см. Сань чэн), бодхисаттв, будд. Мир будд, будучи единственной окончательной реальностью, объемлет остальные миры; в свою очередь все они (включая ад) потенциально содержат в себе мир будд, к-рый и является "миром дхарм" в узком смысле.
В учении школы Хуаянь интерпретация термина Ф.ц. осн. на образе из "Гандавьюха сутры" (кит. "Ло мо цзин"- "Сутра о схватывании сетью (Индры)"), где "мир будд" уподоблен сети из драгоценных каменьев, каждый из к-рых отражает в себе все прочие и в свою очередь отражается в них. Данный образ интерпретируется Хуаянь как "мир дхарм", в к-ром не только феноменальный мир является проявлением истинносущего, но вообще отсутствует какая-либо граница между ними. Оба мира полностью присутствуют друг в друге, причем каждый их элемент содержит в себе целое, образуя т.о. универсальное "тело Будды", объединяющее все сущее в "едином сознании" (и синь, см. "Да чэн ци синь лунь"). Данное учение известно как доктрина "беспрепятственного (взаимопроникновения) принципов и вещей/дел" (ли ши у ай, см. Ли - ши). Хуаяньское учение о Ф.ц. оказало значит, влияние на философию неоконфуцианства.
**Игнатович А.Н. Концепция бытия в школе Тяньтай в интерпретации Нитирэна // Филос. вопросы буддизма. Новосиб., 1984; Его же. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987. С. 237 - 239; Chan G.C.C. The Buddhist Teaching of Totality. The Philosophy of Hwa-Yen Buddhism. University Park-L., 1971; Verdu A. Dialectical Aspects in Buddhist Thought: Studies in Sine-Japanese Mahayana Idealism. N.Y., 1974. P. 53 - 76.
E.A. Торчинов

Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "сферы дхарм" в других словарях:

  • миры дхарм — см. сферы дхарм …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • Дхармадхату — (санскр. धर्मधात , кит. «Фа Цзе», тиб. chos kyi dbyings)  букв. «миры (сферы) дхарм», пространство всех явлений. Согласно Торчинову: «Буддийский термин, ставший базовым доктринальным понятием для ряда направлений китайского буддизма, прежде… …   Википедия

  • фа цзе — см. сферы дхарм …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • дхармадхату — см. сферы дхарм …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • буддизм — а; м. Одна из мировых религий, основанная на учении о четырёх благородных истинах : страдание, его причина, освобождение от него (нирвана) и путь к такому освобождению. ● Буддизм возник в конце 6 в. до н.э. в Индии и назван по имени его… …   Энциклопедический словарь

  • ВРЕМЯ — фундаментальное понятие человеческого мышления, отображающее изменчивость мира, процессуальный характер его существования, наличие в мире не только «вещей» (объектов, предметов), но и событий. В содержание общего понятия В. входят аспекты,… …   Философская энциклопедия

  • Буддизм — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности …   Википедия

  • фасян школа — Фасян цзун. Буд. школа Дхармалакшана , школа Свойств (или Истинной сущности) дхарм . Кит. назв. представляет собой стяжение от выражения чжу фа ши сян ( реальность свойств (или истинная сущность) всех дхарм ) гл. доктринальной формулы Ф.ш.… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • АБХИДХАРМА —     АБХИДХАРМА (санскр. abhidharma, пали ahhidhamma) философская “суперструкгура” буддизма, создававшаяся как рационалистическая систематизация буддийской учительской традиции, в построении которой участвовал целый ряд школ и направлений, но… …   Философская энциклопедия

  • школа только сознания — ВЭЙШИ ШКОЛА Вэйши цзун. Школа Только сознания . Течение кит. буддизма, восходящее к одной из систем классич. буд. философии виджнянавадейогачаре, родоначальниками к рой являются мыслители буддизма махаяны Асанги и Васубандху (5 в.). В Китае их… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»