фань чжэнь это:

фань чжэнь
Фань Цзыжэнь
450(?), Наньсян (совр. пров. Хэнань),- 515(?)
Философ-материалист. Выходец из влиятельного чиновничьего клана. Состоял на гос. службе в пер. правления дин. Южн. Ци (479 - 501) и Лян (502 -57), поддерживал личные контакты с членами правящих домов. Один из ведущих представителей антибуд. пропаганды. Как и его предшественники в этой обл.- Цай Мо, Хэ Чэнтянь (4 - 5 вв.) и др., считал буддизм "варварским" учением, подрывающим нравств. устои об-ва и дезорганизующим управление гос-вом. Наиболее эффективный способ борьбы с буддизмом видел в дискредитации его доктрин, в первую очередь идеи "неуничтожимости духа" (шэнь бу ме) - так Ф.Ч. и совр. ему кит. мыслители трактовали учение о круге рождений (санскр. сансара, кит. лунъхуэй) и воздаянии (карма, е). Осн. филос. соч. Ф.Ч.- "Шэнь ме лунь" ("Рассуждения об уничтожимости духа"). Полемика вокруг этого трактата, организованная на офиц. уровне (80 - 90-е гг. 5 в. и 507 - 8), стала важным событием в духовной жизни Китая.
Осн. постулат теоретич. построений Ф.Ч.- субстанциальное единство телесной "формы" (сип (2)) и "духа" (шэнь (1)). Опираясь на традиц. для кит. философии представления о человеке как о психофизич. целом, образованном единой субстанцией - "пневмой" (ци (1)), он довел их до логич. завершения. Ф.Ч. отказался от принятого ранее сопоставления "формы" и "духа" по принципу "оболочка - наполнитель", трактуя их как соответственно материальную субстанцию и ее функциональное свойство (юн (2)). Отсюда следовал вывод о принципиальной невозможности раздельного существования телесной "формы" и "духа", об одномоментности их гибели, что также являлось шагом вперед по сравнению со взглядами предшествовавших философов, как конф., так и даос., к-рые, признавая субстанциальное единство телесной "формы" и "духа", все же рассматривали гибель последнего как относительно самостоятельный акт (ме - "исчезновение", "уничтожение", сань - "рассеивание" в "небесной пневме" - тянь ци). Согласно взглядам Ф.Ч., мир представляет собой единый организм, составляющие к-рого, в т.ч. жизнь человека, подчиняются только естеств. законам. Он отрицал наличие какого-либо сверхъестеств. разумного существа, подвергал резкой критике религ. предрассудки и верования, давая им рационалистич. объяснение. Так, по его мнению, культ предков изначально был лишь формой проявления уважения к памяти усопшего. Ф.Ч. последовательно выступал против идеалистич. тенденций в осмыслении природы человека и мира, признавал возможность и необходимость их логико-дискурсивного познания.
Учение Ф.Ч., являющееся определенным итогом эволюции материал истич. и рационалистич. тенденций древней и раннесредневек. философии Китая, осталось непризнанным его современниками. Одна из причин этого заключается в построении им
системы доказательств на метафорич. сравнениях: те же сравнения, взятые на вооружение его оппонентами, служили иллюстрацией прямо противоположных выводов.
**Радуль-Затуловский Я.Б. Великий кит. атеист Ф.Ч. // Ежегодник Музея, истории религии и атеизма. Л., 1 957. №1; Balazs Et. Chinese Civilization and Bureaucracy. Variations on a Theme. New Haven - L., 1964. P. 255 - 76. См. также лит-ру к ст. "Шэнь ме лунь".
М.Е. Кравцова

Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "фань чжэнь" в других словарях:

  • ФАНЬ ЧЖЭНЬ — (р. прибл. 450–515) – кит. философ материалист. Автор трактата Шэнь ме лунь ( Об уничтожении души ), направленного против учения махаяны о загробной жизни. Трактат написан в форме диалога и содержит разбор взаимоотношений души и тела. Ф. Ч.… …   Философская энциклопедия

  • Фань Чжэнь — (около 450 – 515)         китайский философ материалист. Автор трактата «Шэнь ме лунь» («Об уничтожении души»), направленного против учения махаяны (См. Махаяна) о загробной жизни. Трактат написан в форме диалога и рассматривает взаимоотношение… …   Большая советская энциклопедия

  • Фань Чжэнь —           (ок. 450 ок. 507) кит. философ материалист. Выступая против будд. идеализма, Ф. Ч. решит. заявлял, что Будда не существует. Материалистич. воззрения были развиты Ф. Ч. в «Трактате об уничтожаемости духов» («Шэнь ме лунь»). Ф. Ч.… …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • ФАНЬ ЧЖЭНЬ — (ок. 450 515) – материалист. и атеист ср. аек. Китая. В трактате «Об уничтожении души» выступал против буддист. учения о бессмертии души и загробной жизни, подчеркивая значение отрицания загробной жизни для активности человека. Ф. Ч. развивал… …   Атеистический словарь

  • КИТАЙ — Китайская Народная Республика, гос во, расположенное в Центр. и Вост. Азии. Площ. ок. 10 млн. км2. Нас. 656,6 млн. чел. (1957). Ок. 94% (1953) населения китайцы (хань), кроме того, чжуаны, уйгуры, хуэй, и, тибетцы, мяо, маньчжуры, монголы, буи,… …   Советская историческая энциклопедия

  • неуничтожимость духа — ШЭНЬ БУ МЕ Неуничтожимость духа Представление о наличии у человека самостоятельной трансцендентной субстанции духа (шэнь (1)), способной сохраняться после его физич. смерти и в неизменном виде перемещаться в телесную оболочку вновь рождающегося… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — сложившийся в глубокой древности слой мировой культуры. Возникнув в I тыс. до н.э., К.ф. стала неотъемлемой частью духовных цивилизаций не только Китая, но и большинства стран Востока и Юго Восточной Азии. Кит. традиция выделяет шесть основных… …   Философская энциклопедия

  • рассуждения об уничтожимости духа — ШЭНЬ ME ЛУНЬ Рассуждения об уничтожимости духа Трактат философа материалиста Фань Чжэня (5 нач. 6 в.). Создан ок. кон. 80 х нач. 90 х гг. 5 в. Опровергает буд. доктрину посмертного воздаяния и круга перерождений (санскр. сансара, кит. Луньхуэй),… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • фигура — СИН (1). (Индивид.) природа ( качество , характер , пол ). Категория традиц. кит. философии и культуры. Этимология иероглифа С. (знаки сердце и жизнь , рождение ) указывает на его отношение к природному началу, а применительно к человеку на связь …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • АТЕИЗМ — (от греч. a отрицат. приставка и teos бог) система взглядов, отрицающих всякую религию и ее осн. идеи: существование бога, бессмертие души, потусторонний мир, а также др. представления, порождаемые верой в сверхъестественное. А. опирается на… …   Советская историческая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»