учение о сокровенном это:

учение о сокровенном
СЮАНЬ СЮЭ "Учение о сокровенном".
Филос. школа, получившая распространение в Китае раннего средневековья (3 - 4 вв.). В совр. синологии С.с. часто называют "неодасизмом" (neo-taoism(e)), что обусловлено вниманием философов этого направления к даос, филос. классике. Вместе с тем С.с. нельзя рассматривать как простое возрождение раннедаос. философии, поскольку, с одной стороны, она продолжала развиваться представителями собственно даосизма, а с другой - для мыслителей С.с. характерны не только даос., но и конф. терминология и проблематика. Последнее обстоятельство позволяет характеризовать С.с. как реакцию на бюрократизированное конфуцианство эпохи Хань (3 в. до н.э.- нач. 3 в. н.э.), лишившееся идеологич. монополии и интеллектуальной привлекательности после падения единой империи, в условиях политич. нестабильности.
Осн. соч. представителей С.с. написаны в форме коммент. к классич. конф. ("Чжоу и") и даос. ("Дао дэ цзин", "Чжуан-цзы") текстам. Философии С.с. свойственно особое внимание к онтология, проблематике, к-рая в значит, степени обособляется от космологич. представлений. Важнейшие проблемы С.с. - соотношение "небытия/отсутствия" (у (1)) и "бытия/наличия" (ю, см. Ю - у), субстанции ("телесной основы" -ти (1), см. Ти - юн) и ее функциональных "проявлений" (юн (2)), "Единого" (и (2)) и "многого" (до). В С.с. традиционно выделяют два направления - философию "отсутствия" (чун у, "упор на отсутствие") и философию "наличия" (чун ю, "упор на наличие"). Первое из них представлено прежде всего именами Ван Би (3 в.) и Хэ Яня (кон. 2 - Зв.), второе - Сян Сю (3 в.) и Го Сяна (3 - нач. 4 в.).
Согласно философии "отсутствия", субстанциальной первоосновой мира является некое неоформленное и чувственно не воспринимаемое потенциальное бытие - "небытие/отсутствие". Оно характеризуется как абс. простая и единая субстанция, первичная по отношению к множественному миру "тьмы вещей" (вань у). Последний в качестве "бытия/наличия" рассматривается как функциональное и акцидентальное "проявление" "отсутствия", вторичное и производное от нее бытие. "Совершенный мудрец" (см. Шэн (1)) стремится к интуитивному постижению субстанциальной основы мира и единению с ней, что квалифицируется как "возвращение к основе" (фань бэнь), обретение "естественности" (цзы жанъ), "недеяние" (у вэй (1), см. Вэй (1)) и "просветления" (мин (3)). "Совершенный мудрец" "воплощает в себе отсутствие" (ти у), что делает его способным к управлению Поднебесной на основе истинного знания.
Философия "наличия", напротив, признает существование только конкр. множества оформленных "вещей" (у (3)), "бытия/наличия". Тезис о порождении "наличия" из "отсутствия" (ю шэн юй у) трактуется в том смысле, что "вещи" порождаются из самих "вещей", а не из какой-либо иной, внешней для них сущности. Соответственно "вещи" рассматриваются в качестве окончательных и неизменных по своей природе самостоятельных сущностей (цзы син, цзы дэ). Все закономерности функционирования и изменения "вещей" имманентны самим "вещам". Из данного положения следует отрицание существования какой-либо субстанции, отличной от "вещей". Вместе с тем мир рассматривается в качестве не простой их совокупности, а упорядоченного, структурированного множества, т.е. как целое, конкр. единство сущего. "Совершенный мудрец" способен к постижению сущности "вещей", к следованию своей собств. природе,
согласованному с природой др. "вещей", что делает его способным к управлению на основе "естественности", "недеяния" и "безустановочности" (у синь).
Мыслители С.с. принадлежали большей частью к аристократич. элите, что отразилось на социальном аспекте их философии. В целом они признавали сакральный статус монарха, в качестве идеального прообраза к-рого в духе конф. доктрин рассматривали "совершенного мудреца". Элементы социального протеста в их учениях объясняются идейной и социальной оппозицией по отношению к служилой конф. бюрократии и конкретной обществ.-политич. ситуацией, связанной с выдвижением враждебных им аристократич. "сильных домов". Развернутое обоснование социального компромисса принадлежит Го Сяну, считавшему необходимым совмещать гос. службу с даос, идеалом созерцательной жизни. Философия С.с. сыграла роль посредника между традиц. кит. культурой и буддизмом, предоставляя переводчикам буд. текстов как терминологич. инструментарий, так и концепции, в рамках к-рых буд. учение осмыслялось в Китае на первом этапе своего распространения. Воздействие С.с. во многом обусловило интерпретацию ряда буд. понятий, а также содержание и характер таких явлений духовной жизни интеллектуальной и артистич. элиты Китая 3 - 5 вв., как мировоззрение "ветра и потока" (фэн лю), "чистые беседы" (цин тань) и др. Влияние С.с. прослеживается в творчестве крупных поэтов и художников, напр. Се Линъюня и Гу Кайчжи (4 -5 вв.).
Ряд интерпретаций философами С.с. категорий классич. кит. философии сыграл заметную роль в ее дальнейшем развитии.
**Малявин В.В. Горизонты даосизма: философия, психология, поэзия // 6-я НК ОГК. Ч. 1. М., 1975; Его же. Жуань Цзи. М., 1978; Бежин Л.Е. Се Линъюнь. М., 1980; Его же. Под знаком "ветра и потока". М., 1983; Тан Юнтун. Вэй Цзинь С.с. луньгао (Очерк С.с. пер. Вэй и Цзинь). Пекин, 1957, 1962; Mother R.B. The Controversy over Conformity and Naturalness during the Six Dynasties // HR. 1969 - 70. Vol. 9. №2 - 3. См. также лит-ру к ст. Ван Би, Го Сян.
Е.А. Торчинов
СЮАНЬЦЗАН
Чэнь И, прозв. Саньцзан фаши ("наставник Трипитаки"), Тансэн ("Танский монах").
600 (или 602), Гоуши окр. Лочжоу (совр. Гоушичжэнь окр. Яньши пров. Хэнань),- 664.
Буд. наставник высшего ранга, проповедник, переводчик буд. текстов на кит. яз., один из основоположников Вэйши школы. В возрасте 15 (или 13) лет стал послушником монастыря Цзинтусы в Чанъане, в 23(21 )-летнем возрасте принял постриг в Чэнду. Был странствующим монахом, учился у разных наставников. В 629 (627) начал паломничество в Индию через Синьцзян, Ср. Азию и Гиндукуш, добрался до известного буд. центра в Сев. Индии - монастыря Наланда, где изучал санскрит и буд. лит-ру. Совершил путешествие в Южн. Индию, Непал и Ассам, посещая знаменитых буд. наставников, четырежды участвовал в крупных дискуссиях между инд. и зарубеж. приверженцами различных направлений буддизма, оспаривая положения хинаяны. В 645 вернулся в Чанъань, привезя значительное число (по одной из версий - 657) буд. соч. Перевел вместе с учениками на кит. яз. 75 крупных буд. трактатов общим объемом 1335 цзюаней ("свитков"), в т.ч. "Да божо цзин" ("Махапраджня (парамита) сутра" - "Сутра о великой праджня (парамите)")-свод из 16 соч.; "Юйцзя ши ди лунь" ("Йога да-шабхумика шастра" - "Шастра о ступенях (просветления) учителей йогачары")- соч. из 100 свитков, приписываемое полулегендарному монаху Матрейе (3 - 4 вв.), но, возможно, написанное его учеником Асангхой; "Цзе шэнь ми цзин" ("Сандхи нирмокана сутра" - "Сутра о понимании глубокой тайны"); "Цзюйшэ лунь" ("Рассуждения о Коше")- перевод трактата инд. мыслителя Васубандху (5 в.) "Абхидхарма-коша" ("Вместилище Абхидхармы") и др. С. принадлежит также один из основополагающих трактатов школы Вэйши "Чэн вэй ши лунь" ("Рассуждения о достижении (понимания) только сознания"), компиляция десяти инд. комментариев на трактат Васубандху "Тримишка виджняпти карика" ("Тридцать стихов-рассуждений о только сознании"). Его переводы на санскрит "Лао-цзы" ("Дао дэ цзин") и "Да чэн ци синь лунь" (санскр. оригинал тогда уже был утерян) имели хождение в Индии. Составил описание 128 гос-в и владений, по к-рым проходило его путешествие, - "Дай Тан си юй цзи" ("Записки о крае к западу от Великой Тан"), ставшее ценным источником по историч. географии и собственно истории Индии, Непала, Пакистана и Бангладеш. Развивая традицию инд. мыслителя Дхармапалы (1 в.), выделял алайя-виджняну ("сознание-сокровищницу") из др. видов сознания: она продуцирует феноменальный мир, к-рый воспринимается остальными шестью видами сознания (см. Вэйши школа). Предложил учение об алайя-виджняне как о хранилище "семян" - причинных факторов возникновения т.н. "дхарм, подверженных бытию" (см. Фа (1), п. 2). Подразделял "семена" на универсальные, присутствующие в сознании всех живых существ, обусловливающие одинаковые проявления и восприятия (благодаря им, напр., люди более или менее одинаково воспринимают горы, леса, реки и т.п.), и индивидуальные, присущие алайя-виджняне отд. живого существа и обусловливающие индивид, восприятия и оценки. Наиболее известным учеником С. был Куйцзи. Для обучения у С. специально присылали буд. монахов правители Японии и гос-в Корейского п-ова. Широкая известность сделала С. героем фольклора и лит. персонажем: напр., ему посвящены известная пьеса У Чаплина (14 в.) "Тан Саньцзан Си тянь цюй цзин" ("Танский "наставник Трипитаки" добывает сутры на Западе"), роман У Чэнъэня (16 в.) "Си ю цзи" ("Путешествие на Запад"). "Самозванцева Н.В. Древнеинд. легенда в передаче С. // История и культура Вост. и Юго-Вост. Азии. Ч. 1. М., 1986; Розенбсрг О.О. Труды по буддизму. М., 1991.
Хэ Чэнсюань

Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "учение о сокровенном" в других словарях:

  • учение о праджне — БОЖО СЮЭ Течение в кит. буддизме махаяны; в пер. правления дин. Вэй (220 65) и Цзинь (265 420) было одним из двух наиболее влият. направлений, получивших распространение гл. обр. на юге Китая. Осн. внимание уделяло изучению и толкованию смысла… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • СЮАНЬ СЮЭ — Учение о таинственном , учение о сокровенном философское течение 3 4 вв., в западной литературе часто называемое неодаосизмом и представляющее собой своеобразный синтез даосизма и конфуцианства, испытавшей также влияние протологической… …   Энциклопедия Кольера

  • КОНФУЦИАНСТВО — (кит. жу цзя, жу цзяо школа ученых интеллектуалов, учение ученых интеллектуалов) кит. классическая философия. К, возникло в 6 в. до н.э., впоследствии распространилось в странах Дальнего Востока (Япония, Корея, Вьетнам), наряду с даосизмом и… …   Философская энциклопедия

  • СУФИЗМ — (араб. ат тасаввуф) мистико аскетическое течение в исламе. Слово «суфий» восходит к араб. слову «суф» (грубая шерсть). Суфиями первоначально называли тех мусульманских мистиков, которые носили одежду из грубой шерсти как символ самоотречения и… …   Философская энциклопедия

  • СЮАНЬ СЮЭ —     СЮАНЬ СЮЭ (“учение о сокровенном”) течение в китайском умозрении, возникшее под влиянием знакомства с буддизмом и приобретшее влияние в эпоху Вэй Цзинь (3 5 вв. н. э.). В это время буддизм все еще рассматривали в “даосском” контексте, в… …   Философская энциклопедия

  • НЕОДАОСИЗМ —         (с юань с ю е учение о сокровенном, таинственном), течение кит. философии, возникшее в 3 4 вв. и представляющее собой возрождение фплос. даосизма. В период Вэй Цзинь (3 5вв.) заняло господствующее положение в идеология, жизни Китая.… …   Философская энциклопедия

  • тьма — СЮАНЬ Сокровенное ( скрытое , таинственное , мистич. , непостижимое , мрак , тьма , иссиня черное ). Понятие кит. (прежде всего даос.) философии и культуры. В Дао дэ цзине ( § 1 и др.) употребляется как метафора непостижимого дао, а бином С. тун… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • ПИСЬМЕНА — Существенную роль во многих мифопоэтических системах играют П., т. е. графические (в широком смысле) элементы идеограммы (рисунки, иероглифы), клинописные знаки, буквы, разные виды эвентуальных конвенциальных графем и т. п., преследующие цель… …   Энциклопедия мифологии

  • ЧАНЬ СЮЭ —     ЧАНЬ СЮЭ (кит. “учение дхьяны”) одно из трех наряду с Тяньтай школой и Хуаянь школой основных течений в китайском буддизме, формирование которого началось в позднеханьский период и эпоху Вэй Цзинь (3 5 вв.), а расцвет пришелся на время… …   Философская энциклопедия

  • жуань цзи — Жуань Сыцзун. 210, Вэйши обл. Чэньлю (совр. Вэйши пров. Хэнань), 263. Представитель филос. направления сюань сюэ ( учение о сокровенном ), литератор. Ведущая фигура в кружке интеллектуалов, известном как семь мудрецов из бамбуковой рощи (в него… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»