учение белого лотоса это:

учение белого лотоса
БАЙЛЯНЬ ЦЗЯО
Собирательное назв. целого ряда кит. сект и их доктрин, проповедующих идею спасения посредством перерождения в "Зап. раю" (или "Чистой земле"- Цзин ту).
Др. назв.- Байлянь шэ ("Об-во Белого лотоса"), Байлянь цзун ("Секта Белого лотоса"). Б.ц. не было единой орг-цией с четкой иерархич. структурой, традиция Б.ц. скорее представляла собой совокупность ряда сотериологич. постулатов, космогонич. и гносеологич. идей. Черты единой орг-ции и даже движения Б.ц. приписывала в основном нар. молва.
Различаются несколько групп сект, к-рые принято относить к Б.ц. Во-первых, это секты буд. толка, вульгаризировавшие традицию Цзинту школы и основывавшие свою релит, практику на рецитации (многократном повторении) имени будды Амитабхи, что должно было обеспечить адептам благоприятное перерождение в "Чистой земле". Ряд сект Б.ц. возглавлялся монахами Тяньтай школы, к-рым покровительствовали монастыри. Во-вторых, к традиции Б.ц. относили себя небольшие группы высокообразованных
людей, немонахов, изучающих мистич., зачастую небуддийские тексты. В-третьих, существовали сообщества, представлявшие светскую неэлитарную традицию, к-рой была присуща тенденция к секуляризации доктрины Б.ц.; этот тип групп распространился наиболее широко.
Раннюю традицию Б.ц. принято возводить к доктрине Хуэйюаня, основавшего в нач. 5 в. "Об-во Белого лотоса" (Байлянь шэ, др. назв.- Байлянь цзун); эта доктрина считается концептуальной базой вероучения буд. школы Цзинту. Не отвергая идею нирваны, Цзинту выдвинула на первый план идею "Чистой земли" будды Амитабхи, где души праведников возрождаются в озере с белыми лотосами. Эзотерич. традиция Б.ц. связывает свое начало с именем Мао Цзыюаня, монаха школы Тяньтай, носившего титул Байлянь даоши ("Наставник Белого лотоса"). Мао Цзыюань детализировал доктрину Б.ц., оставил ряд вероучительных текстов, в т.ч. "Байлянь чэнь чао чань и" ("Ритуалы по утренней епитимье Белого лотоса"). Было введено обязательное вегетарианство, в нарушение конф. традиций на религ. собраниях присутствовали мужчины и женщины, что подчеркивало их равенство.
Ранняя традиция Б.ц. утверждала, что спасение достигается прежде всего правильным моральным поведением, обусловленным чистыми внутр. помыслами и многократным повторением имени Будды. Отвергались механич. выполнение ритуалов и действия, обусловленные сиюминутными потребностями. Особое место в идеологии Б.ц. занимал культ Майтрейи - будды грядущего: утверждалось, что грядет "земной рай", когда Майтрейя явится в человеч. обличье. Проповедники Б.ц. зачастую объявляли себя "воплотившимся Майтрейей", что служило сигналом к восстанию в поддержку его миссии. Закреплению этих идей в традиции Б.ц. способствовала активность пробуд. секты Милэ цзяо ("Учение Майтрейи"), известной с 6 - 7 вв. На идеологию Б.ц, оказала воздействие также доктрина секты Мин цзяо ("Учение света"), по одним версиям тождественной Милэ цзяо, по др.- представлявшей одно из китаизированных
течений манихейства, запрещенного в Китае в 9 в. По учению Мин цзяо, противостояние Света (Гуан мин) и Тьмы (Хэй ань) должно завершиться достижением "Светлого мира высшей радости". В идеологии Б.ц. отразились и др. формы рожденных в нар. среде апокалиптич. и сотериологич. идей. В качестве канонич. книг секты Б.ц., как правило, принимали "Пятикнижие" Ло Цина (16 в.), к-рый сам рассматривал свое учение как ортодоксально буд. Содержание "Пятикнижия", видимо, дошло до нас в сильно измененном виде.
Космогония Б.ц. имеет чисто кит. истоки. Согласно ей, мир сформировался из "пневмы" (ци (1)), этому моменту предшествовала абс. сверхбытийная "пустота" (Сюй, Кун). Из "пневмы" же родилась Ушэн Лаому - "Нерожденная Праматерь", к-рая в сектах Б.ц. зачастую отождествлялась с Майтрейей или Амитабхой. Ушэн Лаому заботится о спасении людей от грехов и несчастий мира. Она породила непосредств. родоначальников людей Фуси и Нюйва, к-рые, согласно нек-рым легендам, были братом и сестрой (отсюда потенциальная допустимость в традиции Б.ц. инцеста, носящего символико-сакральный характер). Фуси и Нюйва породили юань цзы ("изнач. мудрецов", "первопотомков")- собственно людей, от к-рых пошел род человеческий. Попав в сети страстей, они погрязли в грехах, и теперь спасти их может лишь Ушэн Лаому, призвав их обратно в небесный "Зап. рай" ("прародину"- цзя сян), через посредничество сект Б.ц. Буд. корни имеет историософское учение Б.ц.- доктрина "трех солнц", или "трех калп". В эру Синего солнца землю освящал будда прошлого Кашба, в эру Красного солнца - будда настоящего Шакьямуни. В эти две эпохи спаслась лишь небольшая часть людей, остальным же предстоит спасение в эру Белого солнца, когда на землю придет Будда грядущего Майтрейя. Спасутся лишь те, кто присоединятся к Б.ц., остальные будут сметены "небесным ураганом" и погибнут в страшных мучениях.
Последователи Б.ц. придерживались вегетарианства (отсюда назв. их молельных помещений - "вегетарианские залы"), проповедовали аскетизм, ненасилие. Для многих сект характерны безбрачие, для нек-рых ритуальный промискуитет ("взаимодополнение мужского и женского начал"), массовые оргиастические действа. В практике сект Б.ц. активно использовались формы чаньской медитации (см. Чань школа), методики "вскармливания природных свойств (син (1)) и предопределения/жизненности (мин (1))", "вскармливания жизненности" (ян шэн шу) посредством дыхательных упражнений и приема травяных отваров, а также активные занятия боевыми искусствами, к-рые, как считалось, ведут к абс. и окончательному "просветлению". Средством распространения идей Б.ц. являлась лит-ра жанра баоцзюань ("драгоценные свитки").
В отличие от многих тайных обществ секты Б.ц. имели свои "генеалогич. книги" (цзя пу), поэтому эти сообщества можно отнести к особому типу сектантской традиции, к-рый закрепился в Сев. Китае и дожил до сер. 20 в. Всякая секта традиции Б.ц. матрицировала семью, а передача духовного учения символизировала приобщение к мистич. "древу рода".
Политич. аспект истории Б.ц. прослеживается с 12 в. Мао Цзы юань, первоначально встретивший благосклонность императора Гао-цзуна, в конце концов был отправлен в ссылку по обвинению в "общении с демонами" и отвлечении людей от землепашества. Однако идеи Б.ц. получили поддержку в среде образованной элиты, особенно неоконфуцианцев, многие из к-рых охотно посещали залы Б.ц. Знаменитый каллиграф Чжао Мэнфу (1254 - 1322) писал особые тексты по заказам сект Б.ц., хотя был близко связан со двором. Несмотря на офиц. запреты в 1281, 1308 и 1322, реальных преследований сторонников Б.ц. в то время не было. "Тайность" Б.ц. тогда была весьма относительной, о существовании сект знала местная администрация. В 1313 особым имп. указом секты Б.ц. были даже взяты под высочайшее покровительство, их храмы освобождены от налогообложения, а храмовое имущество бралось под охрану, однако вскоре запрет был возобновлен.
В 1620 на деятельность Б.ц. и близких к этой группе сект (Увэй ("Недеяние"), Вэньсян цзяо ("Учение возжигателей благовоний")) был наложен новый строжайший запрет. На отношении властей к сектам Б.ц. сказывались неоднократные вооруж. выступления сектантов. Крупнейшими из них были восстания во 2-й пол. 14 в., приведшие к падению монг. дин. Юань (1368), в конце 16 - начале 17 в., предварившие падение дин. Мин (1644), восстание в 1774 в пров. Шаньдун, в 1796-1804 в центр, и зап. р-нах Китая и др. После воцарения маньчж. дин. Цин выступления Б.ц. и иных "еретич." (се цзяо) сообществ проходили под лозунгами "свергнем Цин, восстановим Мин".
К 17 в. было известно по меньшей мере 18 назв. сект, к-рые принято относить к группе Б.ц. Крупнейшими из них в 18 в. считались Байян цзяо ("Учение Белого солнца"), Хунъян цзяо ("Учение Красного солнца"), Багуа цзяо ("Учение Восьми триграмм") и др. Последняя секта была известна как Лунхуа цзяо ("Учение Цветов дракона"), Лунхуахуэй ("Об-во Цветов дракона"), а в нач. 19 в. как Тяньли цзяо ("Учение Небесного принципа") и имела ответвления, именовавшиеся по назв. триграмм "Чжоу и". Хотя с конца 18 в. назв. Б.ц. в источниках почти не упоминается, эта традиция оказала глубокое воздействие на формирование "еретич." и тайных обществ старого Китая - Тяньдихуэй ("Об-во Неба и Земли"), Цинбан ("Синий клан") и др., в т.ч. тех, к-рые в 19 - 20 вв. распространились по всей Вост. Азии - Цзюгун дао ("Путь Девяти дворцов"), Чжэнькун цзяо ("Учение Подлинной пустоты"), Игуань дао ("Путь, пронзающий Единым").
*Ли Чжч. Цзинту цзюэ (Речитативы о Чистой земле). Б.м., б.г.; Ханьфэньлоу ми ли (Тайное собр. из павильона Ханьфэнь). Тайбэй, 1967; Чуань Хуа Шань Б.ц. ции цзыляо цзилу (Собр. источников по восстанию Белого лотоса в провинциях Сычуань, Хунань, Хубэй и Шэньси). Чэнду, 1980; Гуйлянь мэн (Сны о возвращении к Лотосу). Шэньян, 1984; **Поршнева Е.Б. Учение Белого лотоса - идеология нар. восстания 1796 - 1804 гг. М., 1972; Ее же. Религ. движения позднесредневек. Китая (проблемы идеологии). М., 1991; Ли Шиюй. Цинбан, Тяньдихуэй, Б.ц. // Вэнь ши чжэ. 1962. №3; Чжан Шуцай. "Шэн у цзи" соцзи Б.ц. ции шиляо бяньу (Исправление ошибок в материалах по восстанию Белого лотоса, содержащихся в "Записках о священной войне") // Вэньсянь. 1979. №1; Overmyer D.L. Folk Buddhist Religion: Dissenting Sects in Late Traditional China. Camb., 1976; Naguin S. The Transmission of White Lotus Sectarianism in Late Imperial China // Popular Culture in Late Imperial China. Berk., 1985; BarendJ. der Haar. The White Lotus Society and the White Lotus Teachings. Reality and Label. Leiden, 1989.
А. А. Маслов

Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "учение белого лотоса" в других словарях:

  • секта лотоса — ЦЗИНТУ ШКОЛА Школа Чистой земли . Др. назв. Лянь цзун (Секта лотоса) Одно из крупнейших течений кит. буддизма. Назв. происходит от осн. постулата Ц.ш.: будда Амитабха центр, объект поклонения секты обитает в некой Чистой земле (Цзин ту) на Западе …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • Белый лотос — (кит. упр. 白蓮教, пиньинь: báiliánjiào, палл.: Байляньцзяо) название для нескольких иногда реальных, иногда мифических буддийских или даосских тайных обществ и сект, существовавших в разные исторические эпохи. Наиболее известно общество Белого… …   Википедия

  • Триады Гонконга — Символ триады Триады (кит. трад. 三合會, упр. 三合会, пиньинь: Sānhéhuì, палл.: Саньхэхуэй) Гонконга …   Википедия

  • Император Цзяцин — Айсиньгёро Юнъянь …   Википедия

  • Цзяцин — Айсиньгёро Юнъянь Айсиньгиоро Юнъянь (кит. 爱新觉罗 永琰; 1760 1820) седьмой китайский император династии Цин, правил под девизом «Цзяцин» (嘉庆). Пятнадцатый сын Айсиньгиоро Хунли, правившего под девизом «Цяньлун». Содержание …   Википедия

  • Юнъянь — Айсиньгёро Юнъянь Айсиньгиоро Юнъянь (кит. 爱新觉罗 永琰; 1760 1820) седьмой китайский император династии Цин, правил под девизом «Цзяцин» (嘉庆). Пятнадцатый сын Айсиньгиоро Хунли, правившего под девизом «Цяньлун». Содержание …   Википедия

  • ДАОСИЗМ — (кит. дао цзя, дао цзяо школа дао, учение дао) одно из основных направлений китайской философии. Родоначальником Д. считается Лао цзы, которому традиция приписывает авторство основополагающего даоского трактата «Дао дэ цзин» (первоначально «Лао… …   Философская энциклопедия

  • еретические учения — СЕ ЦЗЯО Еретические учения Понятие кит. культуры. В широком смысле под С.ц. в ср. века могли подразумеваться любые идейные течения, противостоящие офиц. конф. ортодоксии правильной (чжэн (1), см. Чжэн мин) идеологии, выправляющей нравы и обществ …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • байляньшэ — (Общество Белого Лотоса), позднее банляньцзун или баиляньцзяо (Школа Белого Лотоса; Учение Белого Лотоса) первонач. одно из направлений кит. буддизма,созданное в 402 известным кит. монахом Хуэйюанем (334 416). В центре его учения вера в… …   Буддизм

  • СУН ЦЗИН-ШИ — (1824 71) руководитель крест. восстания в пров. Шаньдун (Китай) в 1863. Участвовал в крест. восстании, поднятом тайной сектой Учение белого лотоса в Шаньдуне (1861). Во время разгрома повстанцев перешел со своим отрядом на сторону правительств.… …   Советская историческая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»