мэн-цзы. конф. канон это:

мэн-цзы. конф. канон
"МЭН-ЦЗЫ"
Один из конф. канонов.
По поводу авторства существуют различные т. зр., но большинство кит. и зап. синологов сходятся на том, что книга составлена учениками и последователями Мэн Кэ (Мэн-цзы, 4 - 3 вв. до н.э.) после смерти мыслителя. Возможно, в ее написании принимал участие и сам Мэн Кэ, но окончательную редакцию она приобрела к 3 в. до н.э. Философы указ, столетия, в части. Сюнь Куан, часто ссылаются на высказывания Мэн Кэ, зафиксированные в "Мэн-цзы".
В "Ши цзи" (2 - 1 вв. до н.э.) упоминается кн. "М.-ц." из семи пяней (глав). В библиографич. разд. "Хань шу" ("История дин. Хань", 1 в.) говорится о трактате "М.-ц." из 11 пяней. Это разночтение вызвано тем, что существовал еще один трактат "М.-ц"- "Мэн-цзы вай шу" ("Неканонич. Мэн-цзы") из четырех пяней, причисленных автором "Хань шу" к осн. корпусу "Мэн-цзы". Впоследствии эти главы были утеряны, а существующий ныне текст "М.-ц. вай шу" представляет собой подделку кисти Яо Шилиня (15 в.). Основу дошедших до нас семи глав "М.-ц." составляют записи бесед и рассуждений Мэн Кэ о политике, морали, философии, образовании, сведения о его деятельности. Кн. является достаточно цельным произведением, хотя не отличается строгой последовательностью в изложении отд. проблем.
"М.-ц." уделялось большое внимание со стороны конф. ученых, она обросла огромными коммент. и толкованиями. Наиболее авторитетными считаются коммент. Чжао Ци (2 в.), Чжу Си (12 в.) (последний ввел "М.-ц." в ранг конф. канонов и включил в классич. "Четверокнижие"- "Сы шу"), Сунь Цифэна (кон. 16- 17 в.), Дай Чжэня (18 в.), Цяо Сюня (18 -нач. 19 в.), Юань Юаня (18- 19 вв.), Вэй Юаня (кон. 18 - 19 в.) и др. Кн. "М.-ц." оказала фундаментальное влияние на развитие как ортодокс, конфуцианства, так и кит. философии в целом. Переведена на рус., англ, и нем. языки.
*Мэн-цзы чжэн и ("М.-ц." в правильном толковании) // ЧЦЦЧ. Т. 2. Шанхай, 1935; Попов П.С. Кит. философ Мэн-цзы. Пер. с кит. с примеч. СПб., 1904; Древнекит. философия. Т. 1. М., 1972. С. 225 - 48; Legge J. The Works of Menclus // The Chinese Classics. Vol. II. Oxf., 1895; Wilhelm R. Mong Dsi (Mong Ко). Jena, 1916.
В.Ф. Феоктистов

Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "мэн-цзы. конф. канон" в других словарях:

  • тринадцатиканоние — ШИ САНЬ ЦЗИН Тринадцатиканоние , Тринадцать канонов . Собр. авторитетнейших памятников древнекит. мысли (кон. 2 го кон. 1 го тыс. до н.э.), канонизированных конфуцианством и являвшихся в Китае вплоть до нач. 20 в. основой традиц. философии, науки …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • сюнь куан — Сюнь цзы, Сюнь Цин, Сунь Цин. Ок. 313 до н.э., царство Чжао (южн. часть совр. пров. Шаньси), ок. 238 до н.э., Ланьлин (совр. пров. Шаньдун). Крупнейший философ и просветитель древнего Китая, принадлежал к конф. школе (см. Конфуцианство), испытал… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • И — [кит. долг/справедливость, должная справедливость, а также добропорядочность, честность, правильность, принцип, значение, смысл], одна из основополагающих категорий кит. философии, в особенности конфуцианства. Она включает идею «правильного… …   Православная энциклопедия

  • чудесное — ШЭНЬ (1) Дух ( духи , душа , одухотворение , одухотворенность , духовность , разум , разумность , святость , непостижимое , чудесное ). Категория кит. философии и культуры. Смысловое содержание имеет три осн. аспекта: 1) мистико религ. дух ,… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • чжоу дуньи — Чжоу Маошу, Чжоу Ляньси, Чжоу цзы, Чжоу Юань гун. 1017, Индао (совр. уезд Даосянь, пров. Хунань), 14.7(7.6). 1073, Лушань, пров. Цзянси. Кит. философ и литератор, гл. основоположник неоконфуцианства. Происходил из семьи чиновника, в 1036 71… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • цзин вэй — Понятие кит. философии и культуры, выражающее идею геометрико текстологической структурной упорядоченности. Подразумевает сеть продольно вертикальных (цзин (1)) и поперечно горизонтальных (вэй (3)) линий. Узкое значение Ц.в. каноны и апокрифы (см …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • фигура — СИН (1). (Индивид.) природа ( качество , характер , пол ). Категория традиц. кит. философии и культуры. Этимология иероглифа С. (знаки сердце и жизнь , рождение ) указывает на его отношение к природному началу, а применительно к человеку на связь …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»