ли гоу это:

ли гоу
Ли Тайбо. 1009, Наньчэн уезда Наньцзян обл. Цзяньчан (юг совр. пров. Цзянси), - 1059.
Философ, политич. мыслитель. Родился в бедной неродовитой семье (называл себя "простолюдином из Наньчэна"). Потерпев неудачу на столичных (г. Кайфын) экзаменах на высшую ученую степень цзиньши, основал академию на родине, в окр. Ганьцзян, добился известности как эрудит и талантливый педагог. По рекомендации Фань Чжунъяня получил в 1049 преподавательскую должность при дворе, в конце жизни занимал высокий пост в столичной Высшей школе (Тайсюэ). Осн. соч. - "Фу го цэ, цян бин цэ, ань мин цэ" ("План обогащения гос-ва, план усиления армии, план успокоения народа"), "Цинли минь янь" ("Высказывания (представителя) народа в пер. Цинли"), "Тань дин и ту сюй лунь" ("Сокращенное введение в план "(Чжоуских) перемен") и др. сведены в сб. "Чжи цзян Ли сяньшэн вэнь цзи" ("Собр. непосредственных поучений учителя Ли", др. назв. - "Ганьцзян цзи", "Собр. (произв. учителя из) Ганьцзяна").
В обл. натурфилософии исходил из учения о мировой материалообразующей "пневме" (ци (1)) как едином субстанциальном начале; рассматривал универсум как результат соединения двух полярных ипостасей этой субстанции - "пневм" инь ян. Вследствие такого соединения возникают "образы", "символы" (сян (1), см. Сян шу сюэ), а за ними появляются "(телесные) формы" (сил (2)), в к-рые облечено все упорядоченно взаимодействующее множество вещей ("Шань дин и ту...", гл. "Лунь и" - "О Едином"). Выдвинул положение о "власти/праве" (цюань) как некоей противоположности "(пяти) постоянствам" ((у) чан, см. Сань ган у чан)- этич. нормам, являющимся "напоминанием" о дао в человеч. жизни, и "постоянству" дао вообще, т.к. дао не пользуется "властью/правом". Вместе с тем "власть/право" и "постоянства" не исключают друг друга, ибо реакция "власти/силы" (ши (5)), пользующейся "властью/правом", на изменения ситуации в свою очередь исходит из указанных "постоянств" ("И лунь ди ба" - "Восьмой тезис по поводу перемен"). В сфере учения о познании Л.Г. подчеркивал значение упорядоченного чувственного восприятия для формирования интеллекта и образа мыслей. Отсюда его педагогич. идеи, акцентирующие роль обучения как исключительного средства формирования всех человеч. достоинств.
В политич. учении Л.Г. выражены осн. черты средневек. конф. системы представлений о единстве всех управленческих функций гос-ва в его упорядочивающем воздействии на об-во (см. Цзин цзи). В основе этой системы лежала древнекит. доктрина мироустроительных функций правителя, проявления активности к-рого исходят от Неба (тянъ). Вместе с тем у Л.Г. заметна тенденция к снижению уровня конф. авторитаризма: Небо в его построениях присутствует лишь как указание на высшую санкцию деяний императора, а высказывания древних "совершенномудрых" (шэн (1)) объявляются хотя и важным, но далеко не решающим фактором принятия управленческого решения. Критерием оценки предложений советников, программ, методов и их результата у Л.Г. выступали понятия "счастье гос-ва", "благо правителя", интересы казны. Личность советника растворялась в созидательном творчестве на благо гос-ва. Считая земледелие основой материального благополучия гос-ва, Л.Г. объявлял землю "основой", "стволом" (бэнь), а обработку ее - "ветвями" (мо), чем-то второстепенным, ибо частное землевладение является важнейшим фактором заинтересованности земледельца в своем труде.
Идеальной формой соединения земли и рабочих рук он считал якобы существовавшую в древности систему "колодезных полей" (цзин тянь). Особенность трактовки Л.Г. этой утопии состояла в том, что гл. достоинством системы цзин тянь он считал не столько обеспечение благополучия земледельцев, сколько гарантию полного использования земельных фондов и обогащение т.о. казны. Земледельцам (нун), заслуживающим заботы гос-ва, Л.Г. противопоставлял торговцев и ремесленников (шан), активность к-рых для блага гос-ва требует ограничений и жесткого контроля (ср. положения легизма, в т.ч. учение "Хань Фэй-цзы"). Еще больший ущерб гос-ву наносят "дармоеды" (жун чжэ)- буд. и даос, монахи, корыстолюбивые чиновники, бродяги, шаманы, гадатели, лекари, бродячие артисты. Поэтому Л.Г. предложил приобщение неземледельческого населения к "осн. занятию" - проект "подавления второстепенного" (и лю чжи шу): в администр. порядке "запретить мотовство", что лишит прибылей торговцев и ремесленников, установить норму частного землевладения, запретить пострижение в монахи, провести чистку ад-министр, аппарата, запретить деятельность бродячих артистов, лекарей, магов и т.п., что вынудит "находящихся в безвыходном положении" пойти на держание земли на условиях феодальной ренты. В то же время следует поощрять освоение целинных и залежных земель, не устанавливая лимиты на них, жалуя инициативных землевладельцев должностями и рангами знатности. Л.Г. призывал также к жесткому гос. контролю за финансовой сферой, т.к. "богатство - кормило власти правителя". В фискальных интересах гос-ва следует поощрять торговлю по гос. лицензиям, систему откупов. "Обогащению гос-ва" как гл. задаче должно служить и повышение его обороноспособности. Она обеспечивается за счет орг-ции военных поселений как средства охраны социального мира внутри страны и обеспечения безопасности границ. Условием и предпосылкой усиления гос-ва во всех отношениях является "успокоение народа" (ань минь). Оно обеспечивается: 1) "наставлением" ("наставлением улучшать (нравы народа)"; "выбирать наставников (ученых чиновников)"; "обретать достойных" - обсуждать и проверять достоинства кандидатов на выдвижение; "наставлять к соблюдению меры в потреблении"); 2) "повелеванием" (соблюдать собств. законы и указы; отменить амнистии и право откупа наказаний); 3) "управлением" ("назначать верных сановников"; "определять на места хороших чиновников"); 4) "обеспечением" ("делать регулярные накопления"; "поощрять землевладельцев") ("Фу то цэ...").
Учение Л.Г. подкрепляло реформаторские устремления определенных слоев правящих кругов империи Сун, стремившихся ограничить влияние высшего чиновничества и бесконтрольное расширение крупного феодального землевладения в ущерб интересам гос-ва, средних и низших слоев бюрократии. Политико-экономич. взгляды Л.Г. получили развитие в учении Ван Аньши.
В нач. 20 в. интерес кит. интеллигенции к учению Л.Г. был стимулирован ростом влияния концепций Ху Ши, усмотревшего в построениях Л.Г. прагматистский настрой и объявившего его крупнейшим кит. мыслителем сер. 11 в.
*Л.Г. цзи (Собр. соч. Л.Г.). Пекин, 1981; Лапина З.Г. Учение об управлении гос-вом в средне-век. Китае. М., 1985. Прилож. С. 259 - 307; **Ху Ши. Ши Л.Г. да сюэшо (Записки об учении Л.Г.) // Ху Ши вэнь цунь (Собр. соч. Ху Ши). Т. 1. Шанхай, 1921; Т. 2 Шанхай, 1925; Мэй Гочжу. Л.Г. сысян яньцзю (Исслед. идей Л.Г.). Пекин, 1984; Морохаси Тэцудзи. Когакусидзё ни окэру судзюн хаку-но токусю тип (Особое положение Ли Тайбо в истории конфуцианства) // Сибун. 1926. №8; Тэ-радзи Дзюн. Ри ко-но кёсисо то соно рэкиситэки иги (Историч. значение учения Л.Г. о ритуале) // Сигаку кэнкюдзё. 1973. №118, 119; Тillman Н.С. Utilitarian Confucianism Ch'en Liang's Challenge to Chu Hsi. Cambr. (Mass.)- L., 1982.
З.Г. Лапина

Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "ли гоу" в других словарях:

  • ЛИ — благопристойность —     ЛИ благопристойность (кит., букв. этико ритуальные нормы, этикет, этика, ритуал, церемонии) одна из центральных категорий китайской философии, гл. о. конфуцианства, сочетающая два основных смысла “этика” и “ритуал”. Этимологическое значение… …   Философская энциклопедия

  • ЛИ-БЛАГОПРИСТОЙНОСТЬ — Благопристойность , этико ритуальные нормы , моральные права , этикет , этика , ритуал , церемонии , установления (ли2). Одна из центральных категорий китайской философии, главным образом конфуцианства, сочетающая два основных смысла этика и… …   Энциклопедия Кольера

  • ГОУ-МАН — Чжун, в древнекитайской мифологии помощник правителя Востока Фу си. В древнем географическом трактате «Шань хай цзин» («Книга гор и морей», 3 2 вв. до н. э.) сказано: «На Востоке Г. м. с телом птицы и лицом человека восседает на двух драконах».… …   Энциклопедия мифологии

  • ЛИ — ИЛ ЛИ исключительная лицензия ИЛ Источник: http://www.inforeg.ru/norma/Prik29 04.html ЛИ Лисунов Б. П. в маркировке самолётов авиа, в маркировке ЛИ линейный искатель …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • церемонии — ЛИ (1). Принцип/закон (закон, принцип, атрибут, основание, порядок, мотив, резон, теория, истина, правда, идеал, разум). Одна из основополагающих категорий классич. кит. философии. Этимологически восходит к обозначению разметки и размежевания… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • КИТАЙ — Китайская Народная Республика, гос во, расположенное в Центр. и Вост. Азии. Площ. ок. 10 млн. км2. Нас. 656,6 млн. чел. (1957). Ок. 94% (1953) населения китайцы (хань), кроме того, чжуаны, уйгуры, хуэй, и, тибетцы, мяо, маньчжуры, монголы, буи,… …   Советская историческая энциклопедия

  • Список синологов, пишущих на русском языке — …   Википедия

  • Список синологов — Список синологов, пишущих на русском языке   Это служебный список стате …   Википедия

  • путь истинного царя — BAH ДАО Путь (совершенного) правителя , путь (истинного) царя . Понятие традиц. кит., гл. обр. конф. политич. мысли, выражающее идеал гос. управления. Впервые упоминается в Шу цзине (6 2 вв. до н.э.), где наделяется такими характеристиками, как… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • дай шэн — Дай Цыцзюнь, Сяо Дай ( младший Дай . В отличие от его дяди Дай Дэ старшего Дая ). 2 в. до н.э. Каноновед (см. Цзин сюэ), основатель Сяо Дай сюэ ( учения младшего Дая ) одного из направлений традиции толкования текстов о конф. нормах ритуальной… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

Книги

Другие книги по запросу «ли гоу» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»