диалектики

диалектики
МИН ЦЗЯ "Школа имен", "номиналисты", "софисты", "диалектики".
Филос. направление 5 - 3 вв. до н.э. В "Ши цзи" (2 - 1 вв. до н.э.) фигурирует как одна из девяти, в "Хань шу" ("История дин. Хань", I в.)- одна из шести ведущих древнекит. филос. школ. Проблематика М.ц. включала преимущественно вопросы форм, способов, закономерностей мышления и познания. Одна из гл. проблем, вокруг к-рой складывались построения М.ц., - соотношение "имен и реалий" (мин ши, см. Мин (2)). М.ц. наряду со школой мо цзя и Сюнь Куаном принадлежит заслуга формирования в кит. мысли зачатков логики как теоретич. дисциплины, не получившей, однако, дальнейшего развития. Взгляды М.ц. выражены гл. обр. в соч. 4 - 3 вв. до н.э. "Гунсунь Лун-цзы", "Хуэй-цзы", а также в "Дэн Си-цзы" (см. Дэн Си), "Инь Вэнь-цзы" (см. Сун (Цзяня) - Инь (Вэня) школа) и др. За исключением трактата "Гунсунь Лун-цзы", произв. М.ц. утрачены, известные ныне тексты "Дэн Си-цзы" и "Инь Вэнь-цзы" подделаны позднее. Сведения о жизни и высказывания крупнейших представителей М.ц. - Гунсунь Луна, Хуэй Ши, Дэн Си, Инь Вэня (последнего чаще относят к даосам) и др.- содержатся во многих древнекит. памятниках.
Мыслители М.ц. затрагивали также вопросы политич. и экономич. жизни, опираясь на специфич. проблематику и понятийный аппарат. Осн. направлениями внутри М.ц. считаются т.н. "школа сходств и различий" (хэ тун и пай) и "школа отделения твердого от белого" (ли цзянь бай пай). Первое из них, представленное Хуэй Ши (4 - нач. 3 в. до н.э.), делало акцент на всеобщности связей вещей и явлений. По Хуэй Ши, различия между вещами и явлениями связаны с конкретикой времени, места и условий, имеющей относительный смысл; в процессе познания границы, обусловливающие эти различия, должны сниматься, так чтобы даже антагонизм предстал безусловным тождеством, ибо основа "расцвета (т.е. максимального выявления) различий" - "расцвет тождества". Это учение выражено в десяти тезисах, сформулированных в гл. "Тянь ся" ("Поднебесная") даос, трактата "Чжуан-цзы" (4 - 3 вв. до н.э.). Первый из них гласит, что все множество вещей образовано из некоей исходной точки - "малого единого" (сяо и) поэтому между ними в сущности нет различий; космос же представляет собой "Великое единое" (да и), вне к-рого нет вещей. Пятый тезис говорит о том, что хотя общепринято различение "малого тождества (сходства)"- сяо тун, и "Великого тождества" ("Великого единения", да тун (1)), однако фактически к вещам правильнее относиться либо с т. зр. "расцвета различий", либо "расцвета тождества". Десятый тезис резюмирует содержание предыдущих: тяготеющее к "расцвету различий" есть тяготеющее к "расцвету тождества"; нельзя отделять себя от прочих вещей, распространяя свою любовь в равной мере на все сущее; хотя в природе существуют пространственные разграничения и разделения, однако универсум (Небо и Земля, см. Тянь) подобен единому человеч. телу, в к-ром не м.б. разделений на субъект и объект.
"Школа отделения твердого от белого", гл. представителем к-рой был Гунсунь Лун, подчеркивала устойчивость связи понятий - "имен" (мин (2)) с "реалиями" (ши (2)), автономность сущностного единства каждого "имени" с обозначаемой "реалией", независимость разных атрибутов вещи друг от друга. Наиболее известные афоризмы данного направления - "белая лошадь не есть лошадь" (бай ма фэй ма лунь), "твердый и белый камень суть два камня". Слово "лошадь" определялось как "предопределенная (телесная) форма" (мин син, см. Син (2)), "белая" - как "предопределенный цвет" (мин сэ); т.к. "имеющее предопределенный цвет не есть предопределенная форма", то "белая лошадь не есть лошадь". Подобным образом поскольку твердость не определяется на взгляд, а белизна - на ощупь, то это разные, автономно существующие реалии.
Т.о., обе школы гипостазировали соответственно тождество и различия в сущем. Разрабатываемая М.ц. проблематика после 3 в. до н.э. уходит из поля зрения кит. ученых. Интерес к ней возрождается в кон. 19 - нач. 20 в., когда в Китае начинают знакомиться с зап. формальной логикой, к-рую первое время по аналогии с учением М.ц. называли "учением об именах" (мин сюэ).
**Быков Ф.С. Зарождение политич. и филос. мысли в Китае. М., 1966 (по Указателю); Титаренко М.Л. Древнекит. философ Мо Ди, его школа и учение. М., 1985 (по Указателю). См. также лит-ру к ст. Хуэй Ши, Гунсунь Лун.
По материалам Пан Пу

Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "диалектики" в других словарях:

  • ДИАЛЕКТИКИ — те, кто опытен в искусстве диалектики; далее – мегарики, также представители одного из направлений в схоластической философии 11 в. (Беренгар Турский и др.), которые подчиняли теологию своему формально логическому искусству диспутов и… …   Философская энциклопедия

  • диалектики и механисты —         «ДИАЛЕКТИКИ» И «МЕХАНИСТЫ» условное название участников дискуссии между советскими философами в середине второй половине 1920 х , в центре внимания которой находилась проблема взаимоотношения диалектического метода и методов конкретных… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • ДИАЛЕКТИКИ И МЕХАНИСТЫ — участники развернувшейся в 20 х гг. XX в. дискуссии по вопросам взаимоотношения философского мировоззрения и естествознания, всеобщего философского метода и частных методов познания. Непосредственным поводом для дискуссии послужила публикация в… …   Русская философия: словарь

  • Диалектики и механисты —    участники развернувшейся в 20 х гг. XX в. дискуссии по вопросам взаимоотношения философского мировоззрения и естествознания, всеобщего философского метода и частных методов познания. Непосредственным поводом для дискуссии послужила публикация… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • Основания диалектики —         «ОСНОВАНИЯ ДИАЛЕКТИКИ» Первое издание «О. д.» Пьера де ла Раме, вышедшее в Париже в 1543 г. вместе с другим его трудом «Обвинения против Аристотеля» (Ramus P. Dialecticae institutiones. Aristoteli с а е animadversiones. P., 1543), где он… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • ПРИНЦИП СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОВ ДИАЛЕКТИКИ — – научный принцип, который требует от исследователя руководствоваться положениями, содержащимися в формулировках основных законов и парных категорий диалектики. Методологическую роль в процессе изучения конфликтов всех уровней выполняют основные… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ — см. ДИАЛЕКТИКА. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • ПРИНЦИПЫ ДИАЛЕКТИКИ — – фундаментальные требования диалектического метода. Наиболее важными являются: 1) принцип противоречия, ориентирующий на выявление объективных противоречий, присущих изучаемому предмету, и синтез противоположных теоретических положений (см.… …   Философия науки и техники: тематический словарь

  • ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ — См. ДИАЛЕКТИКА …   Толковый словарь по социологии

  • ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ. — ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ. С о д е р ж а н и е: I. Предмет диалектического материализма 479 II. Возникновение диалектического материализма.... 480 III. Ленинский этап в развитии диалектического материализма 481 IV. Материя и сознание 483 V.… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»