путь, пронзающий единым

путь, пронзающий единым
ИГУАНЬ ДАО "Путь, пронзающий Единым" - крупнейшее в Китае и, вероятно, в мире сектантское объединение новейшего времени.
Широко распространено в ряде стран Дальнего Востока и Юго-Вост. Азии. Известно также под назв. Чжунхуа даодэ цзышаньхуэй ("Кит. об-во морали, добродетели и милосердия"). Назв., восходящее к фразе Конфуция "Мой путь - пронзать Единым", подразумевает непрерывную передачу мистич. духовного учения первомудрецов через каналы И.д. На Тайване известно как Тянь дао - "Небесный путь" и Я дань цзяо - "Учение утиных яиц", что связано с отказом последователей И.д. от мясной пищи.
И.д. многое взяло из доктрины Белого Лотоса (см. Байлянь цзяо) и вышло из секты Дунчжэньтан ("Зал раскатов грома с Востока"), к-рой в нач. 20 в. руководил Лу Чжунъи, называвший себя "спустившимся с небес буддой Майтреей". Он и ввел в оборот назв. И.д. Власти считали об-во "еретич.", проповедовавшим "поклонение злым духам". Лу не приобрел большого числа последователей. Собственно история И.д. начинается с деятельности преемника Лу Чжунъи - Чжан Гуанби (Чжан Тяньжань - "Чжан - Небесная Естественность"), к-рый назвал себя пер-вопатриархом (шицзун). В 30-е гг. он сумел привлечь к себе немало последователей в Центр., Сев. и Южн. Китае.
Гоминьдановские власти официально И.д. не признали, но активно не преследовали. В нач. 40-х гг., увидев в И.д. немалую социальную силу, к нему обратился глава прояпонского марионеточного прав-ва Ван Цзинвэй: Чжан Гуанби занял пост советника по иностр. связям в прав-ве. Благодаря поддержке прав-ва Ван Цзинвэя и япон. оккупац. властей И.д. стремительно распространилось на Севере и Севере-Востоке Китая, приняв назв. "Кит. об-во морали, добродетели и милосердия". После смерти Чжан Гуанби (1947) об-во разделилось на несколько направлений и сект.
Основа доктрины И.д.- идея религ. синкретизма, выраженная в формуле: "Поклоняясь Небу, объединяем пять учений воедино". "Пять учений"- конфуцианство, буддизм, даосизм, христианство и ислам, причем предписывается поклонение всем их богам и духам одновременно. Однако в большинстве орг-ций И.д. превалирует буд. литургика.
Единство "пяти учений" обосновывается в концепции "преемственности Пути", или "передачи дао" (дао тун). Согласно ей, духовное учение И.д. "передавалось древними мудрецами" еще в эру Синего солнца (о "трех эпохах", или "трех эрах", см. Се цзяо). Первыми носителями мудрости "Небесного пути" на земле стали "три императора и пять правителей": мифич. герои Фуси, Шэньнун и Хуан-ди, а затем "совершенномудрые" (см. Шэн (1)) Яо, Шунь, Юй, Тан, Вэнь-ван. В нач. следующей эры Красного солнца первым носителем Пути стал Лао-цзы, затем Конфуций, его ученик Янь Юань (1), Цзы Сы и, наконец, Мэн-цзы.
После него "Путь" перекочевал в Индию к Будде и вернулся в Китай вместе с 28-м патриархом буддизма Бодхидхармой. Он открыл чань-буд. этап передачи "Пути", унаследованного чаньскими учителями Ху-эйкэ, Сэнсанем, Даосинем, Хунтяо, Хуэй-нэном. Патриархами в цепи передачи "Пути" считается Ван Цзюэи - основатель секты Дунчжэньтан, а также Чжан Гуанби.
По учению И.д., "небесные формы" на Земле имеют свои эквиваленты. Все во Вселенной состоит из трех компонентов: ли (1) ("принципа"), ци (1) (первоэнергии -"пневмы") и сян (1) ("образов"). Для человека сян (1)-его физич. тело, ци (1)-его дыхание, ли (1)-внутр. природа. Развертывание мировых трансформаций проходит три стадии: сначала активизируются "Небеса ли", затем "Небеса ци" и наконец "Небеса сян". "Принцип" объективируется как тело "природы будды" и "Нерожденной Праматери", являясь истоком всего сущего. Ци (1)-это проявление "Великого предела" (тай цзи) и взаимопереходов инь ян, "образы" - вещи обыденного мира. Верховным божеством И.д. является "Нерожденная Праматерь" (Ушэн Лаому), к-рая может иногда персонифицироваться, но чаще определяется как символич. сущность "Беспредельного" (у цзи, см. Тай цзи). Так же широко почитаются богиня Гуаньинь, даос, святой Люй Дунбинь, Конфуций, Лао-цзы, божество Гуаньюй, полководец 10 в. Юэ Фэй, Иисус Христос, Мухаммед и Чжан Гуанби. "Нерожденная Праматерь" заботится о спасении людей, заплутавших в "мире желаний". Часть из них уже спасена, остальные смогут спастись, вступив в И.д.
В И.д. сохраняется жесткий отбор вступающих, существует сложная иерархич. система. Инициация состоит в открытии неофиту "трех драгоценностей": первая - особая позиция рук, символизирующая всеединство мира; вторая - местоположение "сокровенной заставы", точки в середине лба, к-рую активизирует своим прикосновением учитель и откуда душа после смерти должна вознестись в чертог "Нерожденной Праматери"; третья - звучание и мистич. значение формулы У тай Милэфо - "Недостижимо Великий будда Майтрея". Последователи И.д. должны соблюдать ряд предписаний, в части, "очищать свои речи", "соблюдать чистоту души", "дисциплинировать телесные желания" и т.п.
Осн. формой коллективной религ. практики И.д. является сложный комплекс общих собраний, каждое из к-рых соответствует определенной ступени. Здесь же адепты должны являть доказательства обретения сверхчеловеч. способностей.
И.д. официально действует почти по всей Юго-Вост. Азии, располагает большими молитвенными домами, даже крупными промышленными и пищевыми производствами. На Тайване в 1987 И.д. получило офиц. признание и насчитывало к 1990 ок. 800 тыс. членов. В КНР было объявлено об окончательной ликвидации И.д. в сер. 50-х гг., однако и в нач. 90-х гг. из зафиксированных случаев деятельности тайных об-в '/з приходилась на И.д.
Доктрина И.д. существенно повлияла на идеологию практически всех кит. сектантских объединений новейшего времени. И.д. также играет большую роль в процессе ассимиляции китайцев за р-жом и поддержании их связей с материковым Китаем.
**Ли Шиюй. Сяньцзай Хуабэй мими цзунцзяо (Тайные религ. учения на севере Китая). Чэнду, 1948. С. 1 - 8; Ли Итуань. Шэхуэй бяньхуа юй цзунцзяо гунъи (Социальные изменения и религ. верования) // Чжукьян яньцзююань миньцзу яньцзюсо цзикан. Тайбэй, 1984. С. 19 - 22; Фаньдун хуэйдаомэнь цзяньцзе (Краткий обзор реакционных тайных сект). Пекин, 1985. С. 1 - 13; Groothers W. Une societe secrete modenie I-kuan-tao // Folklor Studies. 1946. №3.
А. А. Маслов

Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "путь, пронзающий единым" в других словарях:

  • еретические учения — СЕ ЦЗЯО Еретические учения Понятие кит. культуры. В широком смысле под С.ц. в ср. века могли подразумеваться любые идейные течения, противостоящие офиц. конф. ортодоксии правильной (чжэн (1), см. Чжэн мин) идеологии, выправляющей нравы и обществ …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • учение белого лотоса — БАЙЛЯНЬ ЦЗЯО Собирательное назв. целого ряда кит. сект и их доктрин, проповедующих идею спасения посредством перерождения в Зап. раю (или Чистой земле Цзин ту). Др. назв. Байлянь шэ ( Об во Белого лотоса ), Байлянь цзун ( Секта Белого лотоса ). Б …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • игуань дао — см. путь, пронзающий единым …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ III — Народные обычаи, связанные с церковным календарем Мн. груз. сказания и обычаи были зафиксированы лишь в XIX XX вв. Трудно определить время возникновения. В наст. время большая часть обычаев, не связанных с церковной традицией, не сохранилась.… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»