дэн си-цзы это:

дэн си-цзы
Филос. трактат, традиционно считающийся одним из основополагающих соч. древнекит. "школы имен" (мин цзя). Приписывается мыслителю - "диалектику" (бянь (1)) и гос. деятелю Дэн Си (6 в. до н.э.). "Д.С.-ц." мог быть создан в 6 - 3 вв. до н.э., определенно существовал на р-же н.э.- зафиксирован Лю Сяном, а также Бань Гу в библиография, разд. "Хань шу", но, по мнению нек-рых специалистов, его совр. текст представляет собой более позднюю (вплоть до 5 в.) компиляцию или подделку под старину.
В основе афористичного и парадоксального "Д.С.-ц."- синтез положений даосизма и легизма. Используя простейшие логико-грамматич. приемы ("искусство высказываний" - янь чжи шу, "учение о двояких возможностях", т.е. дихотомич. альтернативах - лян кэ шо), Дэн Си излагал учение о гос. власти как единоначальном осуществлении правителем посредством законов (фа (1)) правильного соответствия между "именами" и "реалиями" (см. Мин (2)). С помощью даос, антиномики взаимопорождения противоположностей (см. "Дао дэ цзин") в "Д.С.-ц." доказывалась возможность сверхчувственного восприятия, сверхразумного познания ("видеть не глазами", "слышать не ушами", "постигать не разумом") и осуществления вездесущего дао посредством "недеяния" (у вэй (1), см. Вэй (1)). Последнее подразумевает три сверхличностных "искусства" (шу (2))- "видение глазами Поднебесной", "слушание ушами Поднебесной", "рассуждение разумом Поднебесной", - к-рыми должен владеть правитель. Подобно Небу (тянь), он не м.б. "великодушен" (хоу) к людям: Небо допускает стихийные бедствия, правитель не обходится без применения наказаний. Ему надлежит быть "безмятежным" (цзи (4)) и "замкнутым в себе" ("сокрытым" - цан), но одновременно "авторитетно-самовластным" (вэй (2)) и "просветленным" (мин (3)) относительно законосообразного соответствия "имен" и "реалий".
*"Д.С.-ц." // СББЯ. Цзы. П. 142. Т. 1385. Шанхай, 1936; **Ван Цисян. Чжоу Цинь мин цзя сань цзы цзяо цюань (Отредактированные и прокомментированные произв. трех мудрецов эпохи Чжоу - Цинь). Пекин, 1957; Forke A. The Chinese Sophiss // JNCBRAS. 1901- 2. Vol.34. №1; Wilhelm H. Schriften und Fragmente zur Entwicklung der Staatsrechtlichen Theorie in der Chouzeit // Monumenta Serica. 1947. Vol. 12.
A.M. Кобзев
Е

Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "дэн си-цзы" в других словарях:

  • ДЭН СИ-ЦЗЫ — ДЭН СИ ЦЗЫ, китайский философский трактат, традиционно считающийся одним из основополагающих сочинений древнекитайской «школы имен» (мин цзя), синтезирующей понятия легизма и даосизма (см. ДАО) . Приписывается Дэн Си (6 в. до н. э.), но… …   Энциклопедический словарь

  • ДЭН СИ-ЦЗЫ — Философский трактат, традиционно считающийся одним из основополагающих сочинений древнекитайской школы имен (мин цзя). Приписывается мыслителю диалектику (бянь1), правоведу и государственному деятелю Дэн Си (6 в. до н.э.). Дэн Си цзы мог быть… …   Энциклопедия Кольера

  • Дэн Си — кит. 公孫龍 Дата рождения: 2я половина VI в. до н. э. Место рождения: царство Чжэн Дата смерти: 2я половина VI в. до н. э. Школа/традиция: мин цзя …   Википедия

  • ДЭН СИ — цзы (2 я половина 6 в. до н.э.), мыслитель диалектик (бянь), правовед и сановник (дафу) царства Чжэн (на территории современной провинции Хэнань). Помимо названного его именем философского трактата известен созданием юридического кодекса на… …   Энциклопедия Кольера

  • ЛЕГИЗМ — Школа закона , представляет собой сформировавшееся в 4 3 вв. до н.э. теоретическое обоснование тоталитарно деспотического управления государством и обществом, которое первым в китайской теории добилось статуса единой официальной идеологии в… …   Энциклопедия Кольера

  • КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ЛЕГИЗМ — Легизм, или школа закона , представляет собой сформировавшееся в 4 3 вв. до н.э. теоретическое обоснование тоталитарно деспотического управления государством и обществом, которое первым в китайской теории добилось статуса единой официальной… …   Энциклопедия Кольера

  • ЛЕГИЗМ — «Школа закона», представляет собой сформировавшееся в 4 3 вв. до н.э. теоретическое обоснование тоталитарно деспотического управления государством и обществом, которое первым в китайской теории добилось статуса единой официальной идеологии в… …   Юридическая энциклопедия

  • диалектики — МИН ЦЗЯ Школа имен , номиналисты , софисты , диалектики . Филос. направление 5 3 вв. до н.э. В Ши цзи (2 1 вв. до н.э.) фигурирует как одна из девяти, в Хань шу ( История дин. Хань , I в.) одна из шести ведущих древнекит. филос. школ.… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • МИН ЦЗЯ — (кит., букв. школа имен, др. названия: номиналисты, софисты, диалектики/спорщики) кит. филос. школа 5 3 вв. до н.э., разрабатывавшая проблемы способов, форм, правил мышления. Главными представителями считаются Дэн Си (6 в. до н.э.), Гун сунь Лун… …   Философская энциклопедия

  • КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ШКОЛА ИМЕН — Школа имен и связанная с ней более общая традиция бянь ( эристика , диалектика , софистика ) в 5 3 вв. до н.э. аккумулировала в учениях своих представителей протологическую и семиотическую проблематику, частично затрагивавшуюся в даосской теории… …   Энциклопедия Кольера


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»