дун чжуншу это:

дун чжуншу
190 или 179, Гуанчуань (совр. уезд Хэншуй пров. Хэбэй),- 120 или 104 до н.э.
Философ и гос. деятель, "Конфуций эпохи Хань" (206 до н.э.- 220 н.э.), придавший конфуцианству характер гос. идеологии, один из лидеров "школы новых текстов" (или "школы текстов новых письмен", см. Цзин сюэ). Происходил из знатной семьи. Был министром и инициатором введения основанных на конф. канонах (см. Ши сань цзин) гос. экзаменов на чиновничьи должности, положив начало экзаменац. системе (кэ цзюй)- важнейшему социально-идеологич. ин-ту кит. гос-ва вплоть до нач. 20 в. Преподавал в имп. высшей школе, был учителем Сыма Цяня (2 - 1 вв. до н.э.). Идейное наследие Д.Ч. представлено собр. 82 филос. и социально-политич. эссе, названным составителями "Чунь цю фань лу" ("Обильные росы "Весен и осеней"), а также включенными в посвященную Д.Ч. гл. 56 "Хань шу" "Тремя докладами о Небе и человеке" ("Тянь жэнь сань цэ").
Д.Ч. создал в рамках конфуцианства высокоразвитую натурфилософию, в к-рой использовал идеи даосизма и иньян цзя. По Д.Ч., все в мире происходит из "первоначала" ("первопричины" - юань (/)), аналогичного "Великому пределу" (тай цзи),
состоит из "пневмы" (ци (J)) и подчиняется неизменному дао. Действие дао проявляется прежде всего в последовательном возобладании противоположных сил инь ян и циркуляциях "взаимопорождающих" и "взаимопреодолевающих" "пяти элементов" (у син (1)). Впервые в кит. философии двоичная и пятеричная классификац. схемы - инь ян и у син (1)- были сведены Д.Ч. в единую систему, охватывающую весь универсум. "Пневма" наполняет Небо и Землю как незримая вода, в к-рой человек подобен рыбе. Он - микрокосм, до мельчайших деталей аналогич. макрокосму (Небу и Земле) и непосредственно с ним взаимодействующий. Подобно монетам (см. Мо цзя) Д.Ч. наделял Небо (тянь) "духом" (шэнь (1)) и "волей" (и (3)), к-рые оно, не говоря и не действуя (у вэй (1), см. Вэй), проявляет через государя, "совершенномудрых" (см. Шэн (1)) и природные знамения.
Решая фундаментальную для конфуцианства проблему "индивид, природы" (син (1)) человека, Д.Ч. выдвинул три новые идеи: 1. Подчиняясь универсальному дуализму сил инь ян, человеч. природа делится на добротворную (ян (1)) природу и злотворную (инь (1)) чувственность (цин (2), см. Син (1)). 2. "Добро" (шань) как атрибут человеч. "природы" имеет относительный характер: человеч. "природа" может считаться "доброй" в сравнении с природой птиц и зверей, но не с "природой" "совершенномудрых"; у "совершенномудрых" "природа" иная, чем у "средних" людей, у последних - иная, нежели у "ничтожных". 3. "Добро" потенциально присуще человеч. "природе", к-рая от рождения обладает "добрым началом": "Человеч. природа подобна рису на корню, добро - рису в зерне". Признание актуальной нейтральности изнач. человеч. "природы" сближает Д.Ч. с Конфуцием (6 - 5 вв. до н.э.), оценка ее как потенциально "доброй" - с Мэн-цзы (Мэн Кэ, 4 - нач. 3 в. до н.э.), а упор на социализацию как фактор формирования "добра" в человеке - с Сюнь-цзы (Сюнь Куан, 4 - 3 вв. до н.э.). В последнем пункте Д.Ч. сомкнулся и со своими политич. противниками - легистами (см. Легизм), одобрив их метод наград и наказаний как необходимую фазу инь ( 1 ) наряду с морально-духовным воздействием фазы ян (1).
Д.Ч. признавал существование двух видов судьбоносного "предопределения" (мин (1)): исходящего от природы "великого предопределения" и исходящего от человека (об-ва) "изменяющегося предопределения". Историю Д.Ч. представлял как циклич. процесс, состоящий из трех этапов ("династий"), символизируемых цветами - черным, белым, красным и добродетелями - "преданностью" (чжун (2), см. Чжун шу), "почтительностью" (см. Сяо ти), "культурой" (вэнь). Отсюда Хэ Сю (2 в.) вывел историософское "учение о трех эрах", популярное вплоть до Кан Ювэя (19 - нач. 20 в.).
Важным этапом в развитии конфуцианства стала принадлежащая Д.Ч. целостная онтолого-космологич. интерпретация общественно-гос. устройства, основанного на учении о взаимном "восприятии и реагировании Неба и человека" (тянь жэнь гань ин, см. Тянь). По Д.Ч., не "Небо следует дао", как у Лао-цзы, а "дао исходит из Неба", являясь связующим звеном между Небом, Землей и человеком. Наглядное воплощение данной связи - иероглиф ван (1) (государь), состоящий из трех горизонт, черт (символизирующих триаду: Небо - Земля - человек) и пересекающей их вертикали (символизирующей дао). Соответственно постижение дао - гл. функция государя. Фундамент общественно-гос. устройства составляют "три устоя" (сань ган, см. Сань ган у чан), производные от неизменного как Небо, дао: "Правитель является устоем для подданного, отец - для сына, муж - для жены". В этом небесном "пути государя" (ван дао) первый член каждой пары знаменует собой господствующую силу ян (1), второй - подчиненную силу инь (1). Подобная конструкция, близкая к тезисам Хань Фэя (3 в. до н.э.), отражает сильное влияние легизма на социально-политич. взгляды ханьского и более позднего офиц. конфуцианства.
*Дун-цзы вэнь цзи (Собр. лит. творений мудреца Дуна) // Цун шу цзи чэн. Шанхай, 1937; Лай Яньюань. Чунь цю фань лу цзинь чжу цзинь и ("Чунь цю фань лу" с совр. коммент. и пер.). Тайбэй, 1986; Д.Ч. (О небе и человеке. О познании). Пер. М.Л. Титаренко // Антология мировой философии. Т. I. Ч. I. M., 1969; Д.Ч. Чунь цю фань лу. Пер. А.С. Мартынова // Древнекит. философия. Эпоха Хань. М., 1988; Lectures chinoises №1. Peking, 1945. P. 1 - 17; Chan Wing-tsit. A Source Book in Chinese Philosophy. Princ. (N.Y.)- L., 1965. P. 271 - 88; **БыковФ.С. Учение о первоэлементах в мировоззрении Д.Ч. // Китай, Япония. История и филология. М., 1961; Шестакова Т.Г. К вопросу о филос. основе историч. концепции конфуцианства // Из истории кит. философии: становление и осн. направления (даосизм, буддизм, неоконфуцианство). М., 1978; Чжоу Фучэн. Лунь Д.Ч. сысян (Об идеях Д.Ч.). Шанхай, 1962; Franke O. Studien zur Geschichte des Konfuzianischen Dogmas und der chinesischen Staatsreligion: das Problem des Tsch'un-ts'iu und Tung Tschung-schu's Tsch'un-ts'iu fan-lu. Hamb., 1920; Yao Shan-yu. The Cosmological and Anthropological Philosophy of Tung Chung-shu // JNCBRAS. 1948. Vol.73; Pokora T. Notes on New Studies on Tung Chung-shu // Archiv Orientalni. 1965. Vol. 33.
А.И. Кобзсв

Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "дун чжуншу" в других словарях:

  • ДУН ЧЖУНШУ — (190 или 179 120 или 104 до н.э). Китайский философ и государственный деятель, Конфуций эпохи Хань (206 до н.э. 220 н.э.), придавший конфуцианству характер государственной идеологии, один из лидеров школы новых текстов (или школы текстов новых… …   Энциклопедия Кольера

  • ДУН ЧЖУНШУ —         Дун Гуйянь (180 115 или 179 104 дон. э.), кит. философ, представитель конфуцианства, именуемый иногда «Конфуцием эпохи Хань». Род. в местности Гуанчуань (уезд Цзаоцян на Ю. В. совр. пров. Хэбэй). В период правления Цзин ди (156 141 дон. э …   Философская энциклопедия

  • Дун Чжуншу — 董仲舒 Дата рождения: ок. 179 г. д …   Википедия

  • Дун Чжуншу — Дун Гуйянь (II в. до н. э.), китайский философ, «Конфуций эпохи Хань», придавший конфуцианству характер государственной идеологии. Один из лидеров так называемой школы новых письмён. Был министром, инициатор введения государственных экзаменов на… …   Энциклопедический словарь

  • ДУН ЧЖУНШУ — Гуйянь (2 в. до н. э.), китайский философ, Конфуций эпохи Хань , придавший конфуцианству характер государственной идеологии, один из лидеров т. н. школы новых письмен. Был министром; инициатор введения государственных экзаменов на должности… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ДУН ЧЖУНШУ — (190 или 179 120 или 104 гг. до Р. Х.), кит. философ и гос. деятель, «Конфуций эпохи Хань» (206 г. до Р. Х. 220 г. по Р. Х.), придавший конфуцианству характер гос. идеологии; один из лидеров «школы новых текстов» (др. название «школа текстов… …   Православная энциклопедия

  • ДУН ЧЖУНШУ — (187 120 до н. э.), древнекит. гос. деятель, философ и педагог, ревностный поборник конфуцианства. Представления Д. Ч. о природе человека представляли синтез идей Мэн цэы, Сюнь цзы и др. По мнению Д. Ч., умелым воспитанием можно развить у… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Дун Чжун-шу — Дун Чжуншу (кит. 董仲舒; ок. 179 104 гг. до н. э.) конфуцианский философ, который в качестве приближенного советника императора У ди добился изгнания из правительства приверженцев конкурирующих идеологий и провозглашения конфуцианства господствующей …   Википедия

  • Дун (фамилия) — Иероглиф клана Дун Дун китайская фамилия ( клан ) . 董 директор . Известные Дун Дун Боди, Патрик Дун Фанчжо (кит. упр. 董方卓, пиньинь: Dǒng Fāngzhuō; род. 1985) китайский футболист. Дун Цичан ( …   Википедия

  • Дун Цичан — …   Википедия

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»