покой - движение это:

покой - движение
ДУН - ЦЗИН "Движение - покой".
Терминологич. выражение филос. дихотомии. Впервые она встречается в "Дао дэ цзине" (4 в. до н.э.), где "движением (подвижностью, действием - дун) дао" объявлена "возвратность" (фань), подразумевающая цикличность любых мировых процессов, к-рые ведут к их собств. "истоку". Каждое "возвращение (фу) к корню" равнозначно состоянию "покоя" ("спокойствия, невозмутимости" - цзин (2)) и является "восстановлением (возвращением - фу, т.е. реализацией) предопределения (мин (1))". В "Си цы чжуани" (4 в. до н.э.), главном филос. коммент. к осн. корпусу "Чжоу и", "движение" выступает аналогом частных "изменений" (бянь), заключенных в условном пространстве "вытесняющих (подталкивающих - туй) друг друга" противоположных свойств - "жесткости" (ган) и "мягкости" (жоу); акцентируется имманентность "движения" "предопределению/жизненности" - первое непосредственно заключено во втором.
Уже в протодаос. текстах 4 - 2 вв. до н.э. начинает проявляться идея первичности или главенства "покоя" по отношению к "движению". В "Дао дэ цзине" "покой" толкуется как "господин стремительности", т.е. начало, от к-рого зависит выражение его противоположности. Согласно "Хуайнань-цзы" (2 в. до н.э.), "человек от рождения пребывает в покое", выступающем исходным атрибутом человеч. "природы" (син (1)), на к-ром строятся все др. качества.
Согласно учению представителя филос. направления сюань сюэ Ван Би (3 в.), акцентировавшего онтологич. первичность "отсутствия/небытия", "наличие/бытие" возникает из "пустоты" (сюй) так же, как "движение" берет начало в "покое". Остановка "движения" означает состояние "покоя", к-рый вместе с тем "не противостоит движению", как бы потенциально его содержит. Буддист Сэнчжао (кон. 4 - нач. 5 в.) постулировал тяготение любого "движения" к "покою" - исходному состоянию, атрибутом к-рого является "постоянство"- чан (2). Т.о. "покою" впервые в кит. мысли отчетливо вменено качество, в классич. кит. философии считающееся атрибутом дао.
Онтологич. первичность "покоя" в той или иной степени признавалась большинством крупнейших мыслителей-неоконфуцианцев. Чжан Цзай (Ив.) сформулировал тезис "движение не приходит извне" (дун фэй цзы вай); причина "коловращения вещей" изначально присутствует в мироздании в виде внутр. "импульса" (цзи (1)): само "движение" содержится в "покое" и потенциально безгранично. Чжоу Дуньи (11 в.) усматривал в "движении Великого предела (mafi цзи)" причину рождения силы ян (1), а в "покое Великого предела" - порождающее начало инь (1). "Покой" и "движение" - "корни" друг друга; доходя до предела, они последовательно сменяют друг друга. Как атрибуты "вещи" (у (3)) они взаимоисключающи: "покой" соотнесен с "отсутствием/небытием" (у (1), см. Ю - у) и "безмятежностью (сознания и психики)", а "движение - с "наличием/бытием" (ю) и "пробужденностью сознания", "осознаванием" (цзюэ). Вместе с тем в сфере собственно сознания и психики эта антиномия утрачивает прямой смысл: атрибутами "духа" (шэнь (1)) являются "движение, заключающееся в отсутствии движения", и "покой, заключающийся в отсутствии покоя". Положение "Хуайнань-цзы" об исходном "покое", в к-ром пребывает изнач. "природа" человека, преобразовано Чжоу Дуньи в принцип "главенства покоя" (чжу цзин), подразумевающий упор на медитативную отрешенность в практике умственного совершенствования.
Гл. создатель "учения о принципе" (ли сюэ) Чжу Си (12 в.) отождествил "Великий предел" со структурообразующим началом - "принципом" (ли (1)), содержащим в себе "движение и покой". Они соотносятся друг с другом как "тело/субстанция - функция/акциденция" (ти - юн), неразделимые в "небесном принципе" (тянь ли): "Покой - это тело Великого предела, движение - функция Великого предела". "Движение" не устраняет "покоя". Покой м.б. просто неразличим, так же как "движение" в состоянии "покоя". Медитативная практика "подвижничества" (гунфу), по Чжу Си, предусматривает такое "проникновение в покой и движение", когда "основой" (бэнь) становится "покой".
У Ван Янмина (кон. 15 - нач. 16 в.) понятие "покой" сопряжено с "принципом" и представлением о деонтологич. "высшем благе" (цзи шань), а "движение" - с "пневмой" (ци (1)) и наличием соотносительных добра и зла. Причем высшая реальность, в качестве к-рой выступает "первосущность благосмыслия" - врожденного интуитивного знания, лишена и "движения", и "покоя". Как и Чжу Си, Ван Янмин соотносил "покой" с "субстанцией", а "движение" - с "функцией", тем самым отдавая приоритет "покою". Оспаривая тезис Чжоу Дуньи о противоположности "покоя" и "движения", Ван Янмин в то же время продолжил мысль Чжоу Дуньи о познавательно-чувственной сфере, в к-рой противопоставление "движения" и "покоя" утрачивает смысл. Он отрицал связь "покоя" с "отсутствием/небытием", "движения" - с "наличием/бытием" и соотносил "покой" с постоянной "пробужденностью' сознания" (цзюэ) и "реагентностью" (ин), т.е. готовностью к реакции на объект (вещь, явление, мысль, эмоцию и т.п.), а "движение" - со "стабилизацией (сознания)" (дин) и "безмятежностью" (цзи (4)). Не Бао, ученик Ван Янмина, подчеркивал необходимость "главенства покоя" для "овладения движением Поднебесной" - проникновения внутрь сокровенных движущих сил Вселенной.
Мыслитель-материалист Ван Чуаньшань (17 в.) в противоположность большинству ведущих философов-неоконфуцианцев отдавал приоритет "движению", характеризуя его как "основу Великой пустоты", а сами "движение и покой" связывал с взаимодействием субстантивированных сил инь ян: "Предел движения есть покой, предел покоя есть движение... (где) есть движение - (там) появляется покой, (где) есть покой - (туда) возвращается движение, покой уже содержит (в себе) круговое движение, движение не отбрасывает покоя".
Категории "движение" и "покой" продолжают играть существенную роль в теории традиц. кит. медицины и особенно - психофизиологии, тренинга, где они применяются для описания физич., физиологич. и психич. процессов и состояний.
**Буров В.Г. Мировоззрение кит. мыслителя XVII в. Ван Чуаньшаня. М., 1976. С. 95 - 6; Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классич. кит. философия. М., 1983. С. ПО, 129, 219, 269 и др.; Гэ Жунцзинь. Чжунго чжэсюэ фаньчоу ши (История категорий кит. философии). Харбин, 1987. С. 130 - 8.
А.Г. Юркевич

Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "покой - движение" в других словарях:

  • ПОКОЙ — муж. состоянье бездействия, в вещественном и духовном ·знач.; косность, косненье, недвижность; отдых, роздых; мир и тишина, безмятежное состоянье; отсутствие возмущенья, тревоги. Покой тела, вещи, предмета, недвижность, косненье, равновесие всех… …   Толковый словарь Даля

  • Покой — Покой  м., состояние бездействия, в вещественном и духовном значениях; недвижность; отдых, роздых; мир и тишина, безмятежное состоянье; отсутствие возмущения, тревоги. Покой тела, вещи, предмета, недвижность, косненье, равновесие всех… …   Википедия

  • покой — 1. ПОКОЙ я; м. 1. Отсутствие движения, шума. Кругом царит п. Ничто не нарушит моего покоя. Земля объята покоем. Веять, дышать покоем. // Неподвижность. Абсолютного покоя в природе нет. Вывести тело из состояния покоя. 2. Спокойное душевное и… …   Энциклопедический словарь

  • покой — ПОКОЙ, я, муж. 1. Состояние относительной неподвижности, отсутствия движения (спец.). 2. Состояние тишины, отдыха, бездеятельности, отсутствие беспокойства. Больному нужен п. Нет покоя от соседей. Оставить кого н. в покое (не беспокоить). Вечный… …   Толковый словарь Ожегова

  • покой — бездейственный (Пушкин); благодатный (Надсон); благотворный (Полежаев); глубокий (Бунин, Голен. Кутузов, Надсон); дремотный (Серафимович); задумчивый (К.Р.); мертвенный (Вилкина); напряженный (Сологуб); невозмутимый (Григорович, В.Каменский);… …   Словарь эпитетов

  • ПОКОЙ — см. П. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 …   Морской словарь

  • покой — Время рабочего процесса, в течение которого не требуется специальной активации мускулов, относящейся к выполнению данной работы. [ГОСТ Р ЕН 1005 1 2008] Тематики безопасность машин и труда в целом EN rest …   Справочник технического переводчика

  • покой — сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? покоя, чему? покою, (вижу) что? покой, чем? покоем, о чём? о покое 1. Покой это отсутствие волнения, шума в природе и человеческом окружении. Кругом, в стране, в доме царит, чувствуется покой. |… …   Толковый словарь Дмитриева

  • покой — • абсолютный покой • безмятежный покой • глубокий покой • мертвенный покой • мертвый покой • полный покой • совершенный покой …   Словарь русской идиоматики

  • покой — (не) давать покоя • обладание, каузация (не) знать покоя • обладание дать покой • обладание, каузация найти покой • действие, начало нарушить покой • обладание, прерывание, содействие, вред обрести покой • действие, начало потерять покой •… …   Глагольной сочетаемости непредметных имён

  • ПОКОЙ — На покое. Разг. На отдыхе (по причине преклонного возраста). ФСРЯ, 336. В покой кому что. Свердл. Нравится кому л. что л. СРНГ 28, 389. Отправиться (пойти, уйти) на покой. Разг. 1. Пойти отдыхать, оставив работу. 2. Умереть, скончаться. ФСРЯ,… …   Большой словарь русских поговорок

Книги

Другие книги по запросу «покой - движение» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»