- Каноностика
-
наука о нормах канонического права.К. является нормативной наукой и воздействует на законотворческую деятельность Церкви как norma normans (норма для формирования норм). Используя ист. и совр. юридический опыт Церкви, а также опыт светской юриспруденции, К. представляет свои предложения de legibus ferendis (по составлению законов).Осн. сферы исследования К. — аксиология и методология канон. права, догматика канон. права, юридические отношения между Церковью и гос-вом, история канон. права.Одной из первых работ, предваривших возникновение К., было энциклопедическое соч. Исидора Севильского Этимологии, одна из глав которого посвящена канон. праву, причем при его рассмотрении использовались положения рим. права. К использованию рим. права прибегали и ср.-век. составители сборников канон. права, напр. Ансельм Луккский, Бонизон Сутрийский, Гинкмар Реймсский и, особенно, Ив Шартрский. Большое влияние на К. оказало восприятие Дигест имп. Юстиниана I западноевроп. юристами в XI в.К. в строгом смысле берет начало с Декрета Грациана (XII в.). Метод, который был использован Грацианом, заключался в определении правовых принципов и доказательстве их через привлечение юридических текстов. Среди наиболее выдающихся канонистов периода расцвета т.н. декреталистской К. (декреталии) — Роланд Бандинелли (будущий Папа Александр III), Иоанн Тевтон, Танкред Болонский, Синибальдо Фьески (будущий Папа Иннокентий IV), Раймунд Пеньяфортский и др.Осн. методом комментирования юридических текстов было составление глосс, а также учебников канон. права в виде сумм. Особым направлением были т.н. quaestiones disputatae, заключавшиеся в исследовании конкретных проблем. К. находилась в тесной связи с гражданским правом, с которым ее соединяла не только рецепция рим. права, но и методы исследования. Выражением этой связи стал титул doctor utriusque iuris — доктор в области двух прав, канон. и гражданского. Гл. центром К. на протяжении всего Средневековья был Болонский ун-т. Знаменитые ф-ты канон. права существовали также в ун-тах Павии, Орлеана, Тулузы, Монпелье, а впоследствии — в ун-тах Праги, Кракова (Ягеллонский ун-т) и Вены.Новый период в развитии К. связан с Тридентским собором, который не только провел огромную законотворческую деятельность, но и изменил методы К. Интерпретация церк. законов стала исключительной прерогативой созданной в 1564 Конгрегации соборов. В 1580 Папой Григорием XIII был издан Corpus iuris canonici. С этого времени началось изучение истории канон. права. Важное значение среди работ по К. этого периода занимают труды Просперо Ламбертини (будущего Папы Бенедикта XIV). Принципиально новый подход к систематическому изложению канон. права был предложен в соч. Эренрайха Пирхинга (1606–79) Universum ius canoni***** secundum titulos Decretalium distributum nova methodo explicatum (Всеобщее каноническое право, распределенное согласно заголовкам «Декреталий» и изложенное с помощью нового метода), в котором использован весь комплекс источников канон. права. Проникновение в К. идей галликанства, фебронианства и иосифизма, а также секуляризация XIX в. отрицательно сказались на развитии К., во многом пришлось заново создавать школы канон. права. Ситуация изменилась после реформы преподавания канон. права, проведенной Папой Пием IX. Ф-ты канон. права были основаны в Григорианском ун-те (1876), а затем во мн. новых катол. ун-тах Франции и Сев. Америки.Издание Кодекса канонического права 1917 усилило интерес к К. Важными центрами изучения К. стали новые ф-ты канон. права в Люблинском катол. ун-те (1918), Страсбургском (1923), Вашингтонском (1923), Лувенском (1935) ун-тах. Возникли специализированные исследовательско-издательские центры, напр. Центр изучения канон. права (Canon Law Studies) в Вашингтоне, на сегодняшний день издавший ок. 500 наименований книг.Начали выходить специализированные журналы по канон. праву: Ephemerides iuris canonici (с 1945), Revue de droit canonique (с 1951), Ius canoni***** (с 1961), Roczniki teologiczno-kanoniczne (1949–91/92, с 1991/92 — Roczniki nauk prawnych). Наиболее известными в области К. стали т.н. итал. светская школа К. и нем. школа. Итал. школа, получившая развитие после введения в 1936 на всех юридических ф-тах Италии в качестве факультативного предмета канон. права, занималась в т.ч. определением места канон. права среди др. юридических наук. Нем. школа стремилась прежде всего к систематизации канон. права в соответствии с критериями юридической логики.Большое влияние на К. оказали документы II Ватиканского собора. В апост. конст. Sacrae disciplinae leges, провозгласившей новый ККП 1983, Папа Иоанн Павел II указал на необходимость выразить языком канон. права новый образ Церкви, сформулированный в учении II Ватиканского собора о Церкви как о народе Божием и о власти, понимаемой как служение, а также конкретизировать формы участия всех христиан в триедином служении Христа как Священника, Пророка и Царя.Лит-ра: Джероза Л. Каноническое право. М., 1996, с. 85–101; Alt V. Methodologia seu modus jus canoni***** discendi, scribendi, docendi. R., 1954; Andrieu-Guitrancourt P. Introduction И l’Оtude du droit en gОnОral et du droit canonique contemporain. P., 1963; Escritos de derecho canЧnico. Pamplona, 1973; Pawluk T. Wprowadzenie do studiЧw kanonistycznych. Wwa, 1979; Avack P.A. d’. Trattato di diritto canonico. Mi., 1980; Kuttner S. The History of Ideas and Doctrines of Canon Law in the Middle Ages. L., 1980; Fornes J. La ciencia canЧnica contemporЗnea. Pamplona, 1984; Scienza giuridica del diritto ecclesiale. Tn., 1993; JimОnez Urresti T.I. De la teologТa a la canonТstica. Salamanca, 1993; Sobafski R. La Chiesa e il suo diritto: RealtИ teologica e giuridica del diritto ecclesiale. Tn., 1993; Idem. // EK 8, 600–607.(EK)
Католическая энциклопедия. EdwART. 2011.