Ангел это:

Ангел
(от греч. άγγελος — вестник, посланник; лат. angelus) — бесплотное творение, являющееся служителем Бога и посредником между Богом и людьми, между Творцом и творением (ср. Августин: «Ангел есть служебный титул»). Наделенные свободной волей, А. могут отпасть от служения Богу и предстать как враги Бога и людей.
В качестве служителей Бога (ср. Дан 7, 9–10) А. предстоят пред самим Господом (Тов 12, 15; Откр 8, 2–5) и Его Престолом (Ис 6, 1–4), возносят Ему славу (Пс 148, 1). Небесную природу А. символизируют белые сияющие одежды (Ин 20, 12; Деян 1, 10; 12, 7).
Посредничество А. между Богом и людьми символически выражено в «лестнице Иакова», простертой с небес на землю, по которой А. сходят и восходят (Быт 28, 12–13). Многочисленны примеры посредничества А. в ВЗ: А. вывели Лота из Содома (Быт 19), А. Господень нашел Агарь в пустыне (Быт 16, 7), объявил Гедеону, что он спасет народ Израиля (Суд 6, 11), предрек рождение Самсона (Суд 13, 3–21). В НЗ А. возвестил Деве Марии о рождении Спасителя (Лк 1, 26–38), А. Господень явился во сне Иосифу (Мф 1, 20), поведал пастухам о рождении Христа (Лк 2, 9–11), подал Св. Семейству знак о бегстве в Египет (Мф 2, 13) и о возвращении (Мф 2, 19–20). А. укреплял Христа во время молитвы на горе Елеонской (Лк 22, 43); о заступничестве ангельского воинства говорил Христос в Гефсиманском саду (Мф 26, 53). А. свидетельствовали о воскресении и вознесении Христа (Мк 16, 5–6; Лк 24, 23; Деян 1, 10–11); они станут участниками Второго пришествия, Страшного суда (Мф 13, 39–41.49; 16, 27; 24, 31; 25, 31; Мк 8, 38) и конечного триумфа небесной славы (Откр 1, 16; 8, 2 и далее).
В ВЗ (Исх 3, 2; Суд 2, 1 и др.) встречается понятие А. Господня, который говорит и действует как Сам Господь, но при этом отличен от Него. Подлинное значение этого образа до сих пор остается предметом дискуссий библеистов.
Каждому христианину помогает его Ангел-хранитель (Евр 1, 14; Мф 18, 10; Деян 12, 15; ср. Пс 91, 11; Мф 4, 6). А. следует почитать (Амвросий, De viduis, 9), но поклонение («служение») им считается грехом (Кол 2, 18).
В НЗ упоминаются также «согрешившие» А. (2 Петр 2, 4; Иуд 6). Согласно интерпретации, преобладающей в патристике и схоластике, грехопадение А. произошло в начале мира (Августин, О Граде Божием 15, 23); первым согрешил один из А., отпавший от Бога из-за гордыни (дьявол), и он вовлек в грех других А. (Thomas Aquinas, Summa theologiae 1a, 63, 8; SuЗrez, De angelis 5, 12, 13).
В первые века христианства считалось, что «духовное тело» А. состоит из более тонкой материи, нежели земные тела (такого мнения придерживались Тертуллиан, Григорий Назианзин, Василий Великий, Августин). Понятие о бесплотности А. как абсолютной нематериальности сформировалось в Средние века. Число А. «весьма велико». Согласно Псевдо-Дионисию Ареопагиту, А. разделены на девять чинов (серафимы, херувимы, престолы, господства, архангелы и др.).
Ср.-век. богословы писали о природе А. и об их месте в иерархии мироздания; совр. богословие не считает целесообразным использование чисто филос. методов в учении об А., ограничиваясь интерпретацией упоминаний об А. в библ. текстах. Согласно учению Католической Церкви, ангелы существуют и являются Божиими творениями (ср. DH 800, 3002). О личностной сущности А. писал Папа Пий XII в энц. Humani generis (DH 389). Отцы II Ватиканского собора говорят об А. в контексте истории спасения (LG 49–50, 66). Учение об А. получило свое выражение в Божественной литургии, которую народ Божий на земле мистическим образом служит вместе со святыми и А. на небесах.
Лит-ра: Книга Ангелов: Антология. СПб., 2001; SuЗrez F. De Angelis. Lv., 1620; Vacant A. AngОlologie dans l’Гglise latine depuis le temps des PПres jusqu’И St. Thomas // DThC 1, 1222–28; Idem. AngОlologie de St. Thomas d’Aquin et des scholastiques postОrieurs // Ibid., 1228–48; Peterson E. Das Buch von den Engeln. Lpz., 1935; Roques R. L’univers Dionysien. P., 1954; DaniОlou J. Les anges et leur mission d’aprПs les PПres d’Гglise. Chevetogne, 1957; Tavard G. Die Engel: Handbuch der Dogmengeschichte. Fri., 1968, Bd. 2/2b.
Е. Зайцев
Иконография. Изначально А. изображали в облике юношей. Первые известные образы А. (на фресках, в мозаиках, рельефах на саркофагах) относятся к III в. С кон. IV в. А. изображали с крыльями, ореолом или диадемой из звезд. Среди многочисл. иконографических представлений А. уже с раннего периода сформировалось несколько осн. тематических типов: 1) А. — свидетель в сценах крещения и вознесения Христа, в сюжете принесения в жертву Исаака, А., пребывающий вместе с пророком Даниилом во рву, со св. Петром, заточенным в темницу, и т.п.; 2) А., благовествующий Деве Марии, св. Иосифу, свв. Иоакиму и Анне, пастухам и т.п.; 3) А., поклоняющиеся Богу (киворий в базилике Св. Марка в Венеции, 550), а также прославляющие Пресвятую Богородицу (мозаика рим. базилики Сан Паоло фуори ле Мура); 4) А., указывающий путь Св. Семейству во время бегства в Египет; сопровождающий волхвов к Младенцу Иисусу и т.п.; 5) А., исполняющий Божественную волю в сценах Страшного суда, изгнания из рая и т.п.
Архангелов уже с V в. представляли в белых одеждах, с жезлом, мечом или шаром, символизирующим землю; первыми появились изображения архангела Михаила, позднее — Гавриила (особенно часто — в сцене Благовещения) и Рафаила. Впоследствии иконы архангелов Гавриила и Михаила стали постоянным элементом деисусного ряда иконостаса (располагаясь следом за иконами Богоматери и Иоанна Крестителя). В визант. искусстве получила распространение тема ангельских хоров. В вост. иконографии встречаются также самостоятельные изображения А. («Ангел Златые власы», 2-я пол. XII в., ГРМ, С.-Петербург).
Умиротворенные А. на иконах работы Чимабуэ (Мадонна с Младенцем на троне с двумя ангелами и святыми Франциском и Домиником и Мадонна с Младенцем на троне с восемью ангелами, кон. XIII в., обе — Уффици, Флоренция) созвучны безмятежному лику Пресвятой Богородицы. На фресках Джотто ди Бондоне в Капелле Скровеньи (нач. XIV в., Падуя) А. изображены сострадающими (Распятие и Оплакивание), возносящими благодарение (Рождество и Вознесение), торжественными и величественными (Страшный суд), в каждом сюжете добавляя эмоциональное и композиционное напряжение. В двух картинах Беато Анджелико Коронование Девы Марии (1434–35, Лувр; ок. 1435, Уффици, Флоренция) А. играют на лютнях, лирах, арфах и др. музыкальных инструментах, прославляя небесное величие Богоматери. В эпоху Возрождения также появилось представление А. в облике младенца. У Перуджино в росписях свода Станцы дель Инчендио (Музеи Ватикана) присутствуют сразу несколько типов А., причем, в отличие от вост. традиции, шестикрылые серафимы имеют не грозный, а, скорее, умилительный вид. Поэтические образы А. запечатлены в картинах Боттичелли («Мадонна Магнификат», 1481–85; «Мадонна с гранатом», 1487, обе — Уффици, Флоренция). А. в рыцарских латах предстает в сценах Страшного суда (Мемлинг, 1473, Гданьск) и Апокалипсиса (Дюрер, 1498). В эпоху барокко тема А. получила как худож. воплощение (Рубенс, Коронование Девы Марии), так и скульптурное воплощение (Бернини, Экстаз св. Терезы, 1647–52, Капелла Корнаро в рим. церкви Санта Мария делла Витториа). В рел. искусстве XIX в. тема А. присутствует у У. Блейка (Погребение Моисея, Музей Фогга, Кембридж), Э. Делакруа (Борьба Иакова с ангелом, 1849–61, церковь Сен-Сюльпис, Париж) и др.
Лит-ра: DACL 1, 2080–2161; RОgamey P.R. Les anges. P., 1946; Gostkowski R., Olech W. // EK 1, 611–613; Tsuji S. // NCE 1, 515–516.
И. Баранов

Католическая энциклопедия. . 2011.

Синонимы:

Смотреть что такое "Ангел" в других словарях:

  • АНГЕЛ — муж. существо духовное, одаренное разумом и волею. Ангел Велика Совета, Спаситель. Ангел хранитель, приставленный Господом к человеку, для охраны его. Ангел света, благой, добрый; ангел тьмы, аггел, злой дух. Чей либо ангел, святой, коего имя кто …   Толковый словарь Даля

  • АНГЕЛ — (греч. aggelos вестник, посланник). 1) по священному писанию Высшее духовное существо, служащее Богу, возвещая людям его волю и исполняя на земле его веления. 2) человек безгранично добрый; любимое существо; прекрасное, совершенное. 3) святой или …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ангел — Серафим, Херувим, Ангел хранитель, Архангел (Михаил, Гавриил, Рафаил и др. ). Прот. бес. См. образцовый... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999 …   Словарь синонимов

  • Ангел — а, муж. АГГЕЛ, а. Стар. редк.Отч.: Ангелович, Ангеловна.Производные: Ангела; Гела (Геля).Происхождение: (Греч. angelos вестник.)Именины: 14 сент., 10 нояб., 16 дек. Словарь личных имён. Ангел , Анхель, Анджело (заимств., муж.) «ангел» (румын.,… …   Словарь личных имен

  • АНГЕЛ — АНГЕЛ, а, муж. 1. В религии: служитель Бога, исполнитель его воли и его посланец к людям (изображаемый обычно крылатым отроком, юношей). Сонм ангелов. Ангелы небесные. А. божий. Белый а. (добрый). Чёрный а. (злой). А. хранитель кого чей н.… …   Толковый словарь Ожегова

  • "Ангел" — «АНГЕЛ», юношеское стих. Л. (1831). В содержании стих., одного из лучших в ранней лирике поэта, исследователи усматривают позицию, близкую к идеалистич. теории Платона о запредельном происхождении души, его мифологию анамнезиса или снов… …   Лермонтовская энциклопедия

  • Ангел — ’Ангел как еврейское слово «малеак», так и греческое «ангелос» имеют значение «посланник», поэтому Ангел это выразитель и исполнитель воли Божией (Пс.102:20 ). Из Священного Писания мы узнаем, что Ангелы существа сотворенные, бесплотные, не… …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • АНГЕЛ — АНГЕЛ, ангела, муж. (греч. aggelos, букв. вестник). 1. В религиозной мифологии бесплотное существо, исполняющее приказания бога. 2. Идеал чего нибудь, лучшее воплощение, олицетворение чего нибудь (разг., с оттенком восхищения; устар.). Ангел… …   Толковый словарь Ушакова

  • Ангел — ’Ангел как еврейское слово «малеак», так и греческое «ангелос» имеют значение «посланник», поэтому Ангел это выразитель и исполнитель воли Божией (Пс.102:20 ). Из Священного Писания мы узнаем, что Ангелы существа сотворенные, бесплотные, не… …   Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

  • Ангел — облигация, имеющая рейтинг, приемлемый для инвесторов. По английски: Angel См. также: Рейтинги облигаций Финансовый словарь Финам …   Финансовый словарь

  • Ангел —  Ангел  ♦ Ange    «Существо – посредник между божеством и нами», по определению Вольтера. Иначе говоря, ангел – это посланник Бога (по гречески angelos и значит посланник). Странно только одно: зачем Богу посредники? …   Философский словарь Спонвиля

Книги

  • Ангел, Гарри Д. Килуэрт. Издание 1995 года. Сохранность хорошая. Книга известного английского писателя о жестокой борьбе между сверхъестественным существом и двумя друзьями полицейскими. Для всех любителей… Подробнее  Купить за 500 руб
  • Ангел, Джоанна Линдсей. Новая работа американской писательницы - роман "Ангел", написанный в лучших традициях приключенческого жанра, несомненно заинтересует Вас и подарит часы отдыха и хорошего настроения. Роман… Подробнее  Купить за 380 руб
  • Ангел, Ольга Мяхар. А у вас есть ангел-хранитель? Дик получил одного... точнее, одну, и всего на месяц личного пользования. Возражения, ругань и истерики не принимаются, ангел возврату и обмену не подлежит! А… Подробнее  Купить за 330 руб
Другие книги по запросу «Ангел» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»