анумана это:

анумана
(санскр. — вывод) — в будд. теории познания второй источник достоверного знания (см. Буддийская теория познания). Дословно А. переводится как «последующее измерение», «последующее мнение», т. к. выводное знание следует за восприятием логич. признака объекта и обоснованием неразрывной связи между объектом и его логич. признаком. Логич. термины не были еще жестко определены, и то, что объявлялось меньшим термином, с таким же успехом могло рассматриваться и как больший термин. Буддисты различали «вывод для себя» (свартханумана) — умозаключение, состоящее из двух суждений, похожее на энтимему в зап. логике, и «вывод для другого» (парартханумана) — состоящий из трех высказываний, похожий на простой категорический силлогизм в модусе Барбара. «Вывод для себя» функционирует в будд. учении как средство познания объекта через его знак, а «вывод для другого» — как способ доказательства, или силлогизм. В зависимости от разновидности логич. знака выводы делились на основанные на причинно-следственной связи, на отношении тождества и на отрицательные выводы, к-рых насчитывалось 11 модусов. — Н. А. Канаева

Буддизм. Словарь. — М.: Республика. . 1992.

Смотреть что такое "анумана" в других словарях:

  • АНУМАНА —     АНУМАНА (санскр. anumàna, anu mà измерять вслед за чем то или в соответствии с чем то) термин индийской логики и эпистемологии, обозначающий логический вывод, считавшийся вторым после восприятия источником достоверного познания (прамана).… …   Философская энциклопедия

  • Анумана — вывод как один из самостоятельных источников познания в философии Ньяя. Предполагает сознательное выделение признака данного объекта и содержит три термина меньший, больший и средний, который их соединяет. Источник: Религиозный словарь …   Религиозные термины

  • Анумана — вывод; одно из доказательств знания …   Словарь йоги и веданты

  • гносеология буддийская — В раннем буддизме, так же как в эпоху господства идей Нагарджуны, не существовало специально разработанной теории познания. Гносеолог. проблемы имели подчиненное значение и рассматривались в комплексе с методологич. и логич. проблемами в рамках… …   Буддизм

  • САНКХЬЯ —         (санскр., букв. число, перечисление, расчёт), одна из шести др. инд. ортодоксальных (брахманских) филос. школ, признающих авторитет Вед. Вместе с тем С. основана не на тексте Вед непосредственно, а на независимом опыте и размышлении. В… …   Философская энциклопедия

  • АДВАЙТА-ВЕДАНТА —         (санскр. адвайта недвойственность), др. инд. религ. филос. направление, разновидность веданты, характеризующаяся последоват. монизмом. Важнейший представитель Шанкара (кон. 8 9 вв.). Брахман, бог, выступает в А. в. в качестве единой и… …   Философская энциклопедия

  • МИМАНСА —         (санскр., букв. размышление, исследование, т. е. решение проблемы через критич. исследование оснований), одна из шести осн. ортодоксальных школ др. инд. философии, опирающаяся на авторитет Вед. Внутри М. обычно различают пурва М., теснее… …   Философская энциклопедия

  • НЬЯЯ —         (санскр., букв. правило, рассуждения, вхождение в предмет, аналитич. исследование, логика), одна из ортодоксальных систем др. инд. философии (см. Астика); не отвергает авторитет Вед, но своё учение строит на независимых основаниях. Во мн …   Философская энциклопедия

  • Дигнага — (между 480 и 540), средневековый индийский философ, представитель школы йогачаров, основатель буддийской логики. * * * ДИГНАГА ДИГНАГА (санск.: Змеедракон пространства), индийский буддийский мыслитель 5 6 вв., один из основоположников буддийской… …   Энциклопедический словарь

  • Дхармакирти — (VII VIII вв.), средневековый индийский философ, представитель школы йогачаров. Вслед за Дигнагой развил основные положения буддийской логики. * * * ДХАРМАКИРТИ ДХАРМАКИРТИ (санск.: Слава Закону), индийский буддийский махаянский (см. МАХАЯНА)… …   Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»