дзэн

дзэн
(яп., кит. чань от санскр. дхьяна, т. е. «медитация») — одна из наиб. влият. будд. школ в Японии. Согласно традиции, это учение пришло из Индии, но в действительности оно возникло в Китае в нач. 6 в. н. э., впитав в себя элементы многих будд. направлений: мадхьямиков,йогачаров, Хуаянь-цзун; несомненно, нек-рое влияние на идеи чань оказал даосизм. Д. признает реальность феноменального мира, но воспринимает его как неистинный, иллюзорный, «ничто» (му). Только при помощи медитации можно постичь свою изначальную природу, к-рая есть не что иное, как «сущность будды» (буссё), достичь пробуждения (сатори) и после этого постичь истинную природу вещей, увидеть их сокровенную суть и осознать свою причастность ко всему сущему. Большое внимание уделяется в Д. проблемам психотренинга, для чего используются прежде всего практикика дзадзэн и коан. Из учения Хуаянь Д. позаимствовал идею о тотальной взаимосвязи общего и частного, что выражается принципом «все в одном, одно во всем». Д. не признает существования вселенского Будды, считается, что он наличествует в каждом индивидууме, к-рый в свою очередь тождественен абсолюту и является вместилищем неогранич. возможностей. Существование в мире каких-либо принцип. оппозиций есть фикция, порождение «замутненного» сознания. В действительности же между субъектом и объектом, нирваной и сансарой, жизнью и смертью, знанием и невежеством не существует никакой разницы «Пробужденное» сознание приравнивается к «безмыслию» (мунэн), а мир предстает для него недвойственным (фуни). В то же время Д. подчеркивает важность активного отношения к миру, реализации в нем творч. энергии. Д. не приемлет крайнего аскетизма: человеч. желания должны не подавляться, а направляться в духовные сферы. Сокровенные истины, считают последователи Д., передаются не через будд. трактаты, а «от сердца, к сердцу», от учителя к ученику. На раннем этапе своего существования в Китае чань выступал против любых авторитетов, против необходимости изучения свящ. будд. текстов. Но с течением времени (в Китае, а еще в большей степени в Японии) декларируемые иконопластические и антиавторитарные принципы спокойно могли сосуществовать с богатейшей письменной традицией, усиленным и глубоким изучением и комментированием писаний др. наставников, равно как с почти харизматич. отношением к своим непосредственным наставникам, к их трудам и высказываниям. Повышенное внимание обращалось на строгость наследования опред. традиции, что привело к дроблению подшкол Д. на отд. ветви, обладавшие не всегда отчетливо выраженными, но только ему присущими тенденциями. В Японии существовало более 50 разных ветвей Д. В Китае расцвет чань приходится на время правления династии Тан (618 — 907). В это время первоначально относительно однородное учение после шестого патриарха Хуэйнэна разделилось на «пять домов и семь школ», дробление к-рых продолжалось и в дальнейшем. В это время жили такие прославленные наставники чань, как Мацзу Даои, Байчжан Хуайхай, Хуанбо Сиюнь, Линьцзи Исюань и лр. Впервые Япония познакомилась с теорией и практикой чань-буддизма только к кон. 12 в., когда его история в Китае уже насчитывала неск. веков. Два осн. направления яп. Д. — Риндзай-сю и Сото-сю получили в Японии распространение прежде всего благодаря усилиям соответственно Эйсая и Догэна. Вслед за ними мн. японцы отправлялись в Китай для изучения философии чань, а кит. миссионеры в свою очередь прибывали в Японию и распространяли там свои идеи. Ко времени знакомства японцев с чань он претерпел в Китае сильные видоизменения. От былого бунтарского чань оставалась лишь жалкая тень. Жизнь в чаньских монастырях строжайшим образом регламентировалась монаст. уставами, а вместо религ. практики монахи чаще предпочитали заниматься литературным трудом или изящными искусствами. Поэтому яп. Д. имеет много общих черт именно с «постхаризматич.», монаст. чань. Начало распространения Д. в Японии совпало с переходом власти в руки самурайского военного сословия, к-рое остро нуждалось в собств. идеологии. Декларируемое Д. отрицат. отношение к письм. слову и кажущаяся простота дзэнской философии больше импонировали вкусам и запросам малограмотных самураев, чем сложные филос. концепции таких школ, как Тэндай-сю или Сингон-сю. Одновременно через посредство Д. самураи получали возможность приобщиться к кит. культуре, к-рая удовлетворяла их в значительно большей степени, чем предельно эстетизир. национ. культура, культивировавшаяся в придворной среде. Сёгунское пр-во осознало возможность использования Д. в качестве интегрирующего социального фактора и постаралось подчинить дзэнские монастыри правительств. контролю. По существовавшему в Китае образцу была создана иерархич. система «пяти гор и десяти храмов» (годзан дзиссацу), в к-рую включались почти все монастыри Риндзай. Храмы Сото, расположенные преимуществ. в провинциях, не входили в эту систему (за исключением подшколы Ванси) и поэтому обладали большей степенью внутр. свободы. Наивысший расцвет Д. в Японии приходится на 14-15 вв., когда дзэнские монахи выступали в роли советников и наставников при сёгунском и императ. окружении. Монастыри годзан были крупными центрами культурной деятельности, там возникла богатейшая дзэнская лит-ра на кит. языке (см. Пяти гор литература) — годзан бунгаку. И все же на протяжении эпохи Муромати (1333-1568) Д. в осн. оставался достоянием людей образов., независимо от того, к каким соц. слоям они относились. Нек-рые проповедники пытались распространить идеи Д. и в среде простого народа, для чего отказывались от кит. языка в пользу яп. Наиболее рано эта тенденция проявилась в направлении Сото, где уже Догэн создавал свои сочинения на яп. языке. В эпоху Токугава (1603-1868) в Д., как и в других будд. школах, шел активный процесс переосмысления накопленных идей и знаний в сторону большего прагматизма и синкретизма. На протяжении всей своей истории Д. оказывал сильнейшее влияние на мн. сферы яп. культуры и традиц. эстетики, что нашло яркое отражение в таких национ. искусствах, как монохромная живопись, икебана, чайная церемония, каллиграфия, искусство разбивки садов, разные виды военных искусств (кэмпо), яп. поэзия и драма Но. Простота, естественность, спонтанность, гармония — эти эстетич. принципы не только стали неотъемл. чертами яп. искусства, но и во многом определяли отношение к жизни для японцев. В 20 в. благодаря усилиям прежде всего Д. Судзуки (1870-1966) Д. стал достоянием зап. культуры. Многие зап. философы, теологи, писатели, художники, психиатры, музыканты проявляли интерес к Д. и пытались приспособить его идеи к собств. творчеству. Отголоски Д. можно обнаружить в произведениях Г. Гессе, Дж. Сэлинджера. ,Дж. Керуака, в поэзии Г. Снайдера и А. Гинсберга, в живописи В. Baн Гога и А. Матисса. в музыке Г. Малера и Дж. Кейджа, в философии А. Швейцера, в трудах по психологии К. Г. Юнга и Э. Фромма. В 60-х гг. «дзэнский бум» охватил многие америк. ун-ты и придал опред. окраску движению битников. В наст. вр. Д. не является самой массовой школой яп. буддизма, но продолжает сохранять довольно прочные позиции. Число приверженцев Сото-сю оценивается в 7 млн, Риндзай-сю — в 3 млн человек. Монастыри и центры по изучению Д. существуют и за пределами Японии — прежде всего в США и Зап. Европе (Франция. Англия, ФРГ и др.). — А. М. Кабанов

Буддизм. Словарь. — М.: Республика. . 1992.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "дзэн" в других словарях:

  • Дзэн — буддизм школа японского буддизма, получившая широкое распространение в ХII–ХIII вв. В дзэн буддизме выделяются две основные секты: Риндзай, основанная Эйсаем (1141–1215), и Сото, первым проповедником которой был Догэн (1200–1253). Особенность… …   Вся Япония

  • дзэн — (кит. чань, санскр. дхъяна  созерцание), одно из ведущих направлений в буддизме Японии, базирующееся на практике медитации, которая рассматривается в качестве главного метода достижения «просветления». В Японию учение дзэн проникло из Китая в… …   Энциклопедия «Народы и религии мира»

  • ДЗЭН — (японское, от санскритского дхьяна самопогружение, созерцание), чань (китайское), одна из школ буддизма. Возник в Китае в 5 6 вв., с 12 13 вв. получил распространение в Японии, где существует и ныне. Основателем считается индийский миссионер… …   Современная энциклопедия

  • ДЗЭН — (япон. от санскр. дхьяна медитация, сосредоточение, созерцание), чань (кит.), одна из школ буддизма. Возник в Китае в 5 6 вв., с 12 13 вв. получил распространение в Японии, где существует до настоящего времени. Основателем считается индийский… …   Большой Энциклопедический словарь

  • дзэн — нескл.; = дзэн буддизм Одна из школ японского буддизма, распространённая с XII в., в основе теории которой лежит усиленное внимание к медитации и другим видам аутотренинга. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • ДЗЭН — БУДДИЗМ, ДЗЭН [яп. < санскр.] одно из направлений в буддизме (БУДДИЗМ), возникшее в Китае в первой половине VI в., с XII XIII вв. получившее распространение в Японии. Д. возвысил личный духовный опыт человека, независимый от книжного учения,… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • дзэн — чань Словарь русских синонимов. дзэн сущ., кол во синонимов: 1 • чань (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • ДЗЭН —         япон. название школы буддизма махаяны, сформировавшейся в ср. век. Китае (см. Чанъ). Практика Д. появилась в Японии ещё в 7 в., но распространение Д. как самостоят. направления япон. буддизма начинается в кон. 12 в. Первым проповедником Д …   Философская энциклопедия

  • Дзэн — (Zen), течение в буддизме, наиб, широко распространенное в Японии. Возникло под сильным влиянием даосизма, пришедшего из Китая в период Камакура. В отличие от таких популярных течений, как Сукхава ти (буддизм Счастливой страны ), Д. видит… …   Всемирная история

  • Дзэн — Cтатья является частью серии статей про Дзэн …   Википедия

  • дзэн — ДЗЕН, ДЗЭН [зэ], а; м. = Дзен буддизм. * * * дзэн (япон., от санскр. дхьяна  медитация, сосредоточение, созерцание), чань (кит.), одна из школ буддизма. Дзэн возник в Китае в V VI вв., с XII XIII вв. получил распространение в Японии, где… …   Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»