Корнель Пьер это:

Корнель Пьер
Корнель (Corneille) Пьер (6.6.1606, Руан, ≈ 1.10.1684, Париж), французский драматург. Член Французской академии с 1647. Сын адвоката. Литературную деятельность начал с галантных стихов, за которыми последовали комедии «Мелита, или Подложные письма» (постановка 1629, издание 1633) и др., трагикомедия «Клитандр, или Освобожденная невинность» (постановка 1630≈31, издание 1632), трагедия «Медея» (постановка 1635, издание 1639). Эти произведения были поисками жанровой формы. Трагикомедия «Сид» (постановка и издание 1637), конфликт которой (борьба долга и страсти) отражает центральное противоречие времени ≈ отношение личности к складывающемуся в форме абсолютной монархии национальному государству, ознаменовала начало театра французского классицизма. И хотя в «Сиде» ещё сильна атмосфера вольности, что и было главной причиной осуждения пьесы Французской академией, в нём уже звучит тема государства как высшего начала жизни, получившая дальнейшее развитие в трагедиях «Гораций» (постановка 1640, издание 1641), «Цинна, или Милосердие Августа» (постановка 1640≈41, издание 1643) и др. Победа разума над чувством, гражданской доблести над индивидуальными страстями, торжество героической воли составляют пафос трагедий К. начала 40-х гг. Он находит выражение и в классической, рационалистически строгой и ясной форме пьес, в которой всегда ощутима организующая художественная воля драматурга. Принципы поэтики классицизма К. стремится приложить и к комедии («Лжец», постановка 1643, издание 1644).

═ Начиная с трагедии «Родогуна... » (постановка 1644≈45, издание 1647), в театре К. намечаются новые мотивы, вызванные разочарованием в абсолютистском государстве, которые определили характер его пьес конца 40-х гг., получивших впоследствии название трагедий «второй манеры» К. Не судьбы нации, а династическая борьба за престол, мир дворцовых интриг и преступлений составляют содержание этих пьес. Образ монарха ≈ тирана, движимого личным честолюбием, становится центральной фигурой театра К. Не находя больше разумного общественного содержания, воля его героев предстаёт как иррациональная, извращённая, преступная сила; драму движет слепая случайность, и принцип простоты и ясности, свойственный поэтике классицизма, сменяется нарочитой запутанностью интриги. К. делает попытки отойти от канонов классицизма и создать новые жанровые формы, промежуточные между трагедией и комедией («Дон Санчо Арагонский», постановка 1649, издание 1650). Демократическая тенденция этой пьесы, явившаяся отголоском общественного подъёма, вызванного оживлением оппозиционных абсолютизму сил, нашла дальнейшее развитие в лучшей трагедии позднего К. «Никомед» (постановка и издание 1651), заканчивающейся народным восстанием. После провала «Пертарита...» (постановка 1651, издание 1653) К. уходит из театра и возвращается к театральной деятельности лишь в 1659. Трагедии К. 60-х гг. «Серторий» (постановка и издание 1662), «Отон» (постановка 1664, издание 1665) и др. свидетельствуют о творческом упадке драматурга. К. оказался в стороне от новых проблем времени. С театром он простился пьесой «Сурена» (постановка 1674, издание 1675). Последние годы почти ничего не писал; умер в нищете, всеми забытый. Новая слава пришла к К. в эпоху Просвещения и Великой французской революции. В России трагедии К. переводились и ставились уже в 18 в. Особенно популярен К. был в годы борьбы с деспотизмом Екатерины II и во время декабристского движения. Новые переводы трагедий К. были сделаны в конце 19 в. и в советское время (М. Л. Лозинским).


═ Соч.: CEuvres, v. 1≈12, P., 1862≈68; в рус. пер. ≈ Избранные трагедии, М., 1956; Театр французского классицизма. П. Корнель, Ж. Расин, М., 1970.


Лит.: Батюшков Ф. Д., Корнелиев «Сид», СПБ, 1895; Балашов Н. И., П. Корнель, М., 1956; Сигал Н. А., П. Корнель. 1606≈1684, Л.≈ М., 1957; Klemperer V., P. Corneille, Münch., 1933; Dort В., P. Corneille dramaturge, [P., 1957]; Descotes М., Les grands rôles du theatre de Corneille..., P., 1962 (имеется библ.).

═ В. Я. Бахмутский.


Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Корнель Пьер" в других словарях:

  • Корнель, Пьер — Пьер Корнель Pierre Corneille …   Википедия

  • Корнель Пьер — Пьер Корнель Пьер Корнель (фр. Pierre Corneille; 6 июня 1606, Руан  1 октября 1684, Париж)  знаменитый французский драматург, «отец французской трагедии». Член Французской Академии (1647). Содержание …   Википедия

  • Корнель, Пьер — Пьер Корнель. КОРНЕЛЬ (Corneille) Пьер (1606 1684), французский драматург, представитель классицизма. Трагический конфликт страсти и долга в основе трагикомедии Сид (поставлена и издана в 1637), первого образца классицистического театра. Тема… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Корнель Пьер — (Corneille) Корнель (Corneille) Пьер (1606 1684) Французский драматург. Афоризмы, цитаты • Самые приятные удовольствия наши не лишены грусти. • Так со смертными судьба порой играет: • То вознесет их вверх, то в пропасть низвергает. • И так… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Корнель Пьер — (Corneille) (1606 1684), французский драматург, представитель классицизма. Сборник стихов «Поэтическая смесь» (1632). Трагический конфликт страсти и долга в основе трагикомедии «Сид» (постановка и издание 1637), первого образца классицистического …   Энциклопедический словарь

  • КОРНЕЛЬ Пьер — КОРНЕЛЬ (Corneille) Пьер (1606—1684), французский драматург. Стихотв. комедии «Мелита, или Подложные письма» (1629, изд. 1633), «Вдова, или Наказанный предатель» (1631 — 1632), «Галерея суда, или Подруга соперница» (1632), «Субретка»… …   Литературный энциклопедический словарь

  • Корнель, Пьер — (1606 1684) в истории французского театра занимает одно из первых мест, как создатель национальной трагедии. До него французская драма была рабским подражанием латинским образцам. Корнель оживил ее, ввел в нее движение и страсть, возобновив… …   Исторический справочник русского марксиста

  • Корнель\ Пьер — (1606 1684), автор трагедий Сид , Цинна, или великодушие Августа …   Биографический словарь Франции

  • Корнель, Пьер — Смотри также (1606 1684). Отец фр. трагедии , Корнеля гений величавый ( Евг. Он. , I, 118). Мой старый К. Пушкин считал Сида лучшей его трагедией (Катенину, 1822) …   Словарь литературных типов

  • Корнель Пьер — (1606 1684) знаменитый французский драматург, виднейший представитель французского классицизма. Автор комедии в стихах Мелита , комедий Клитандр, или Спасенная невинность , Вдова и др., трагедий Медея , Сид , Гораций , Цинна , Полиевкт , Смерть… …   Словарь литературных типов

Книги

Другие книги по запросу «Корнель Пьер» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»