Концентрация производства это:

Концентрация производства
        рост числа крупных предприятий и сосредоточение на них всё большей части имеющихся в обществе средств производства, рабочей силы и продукции. Концентрация капитала и производства — закон капитализма. При капитализме условием К. п. является Концентрация капитала. Капиталист может расширять предприятие лишь по мере того, как в его руках скапливается всё больший капитал. К. п. усиливает концентрацию и централизацию капитала (См. Централизация капитала). Крупные предприятия имеют преимущества перед мелкими как в сфере производства, так и в сфере обращения, поэтому у их владельцев норма прибыли всегда выше, чем у мелких предпринимателей, и они обладают большей конкурентоспособностью. Между концентрацией капитала и К. п. существует, т. о., сложная взаимосвязь. На рубеже 19—20 вв. концентрация капитала и производства привела к возникновению монополий (см. Монополии капиталистические). Господствующей формой капиталистических предприятий становится Акционерное общество. При Империализме происходит монополистическая концентрация, т. е. экономическое могущество всё больше сосредоточивается в руках крупнейших монополий. Исключительно высокой становится конкурентоспособность монополий. Чем большим капиталом они обладают, тем выше степень эксплуатации ими рабочих и эффективность использования основных фондов, тем ниже в расчёте на единицу продукции расходы по продаже товаров и выше размеры прибыли. Монополии располагают обширной производственно-сбытовой сетью не только внутри страны, но и за её пределами, что обеспечивает устойчивость роста их доходов. Прибыльность операций крупнейших монополий особенно велика, а чем больше прибыли получают монополии, тем больше у них возможностей и для её капитализации, и для поглощения своих менее сильных соперников. Капиталовложения в расчёте на одного рабочего на автоматизированном предприятии примерно в 10 раз больше, чем на неавтоматизированном. Владение результатами научно-исследовательских работ, способность обеспечивать изменение номенклатуры продукции, диктуемое спросом, стали одним из главных средств конкурентной борьбы. Экономические преимущества монополистических фирм возрастают.
         Мощным фактором К. п. стало государственное стимулирование. Объединяющиеся компании получают специальные государственные субсидии и скидки по налогам. Монополистическая концентрация усиливается милитаризацией экономики. государство передаёт военные заказы главным образом крупнейшим военно-промышленным компаниям на исключительно выгодных для них условиях, что является источником нового роста монополистической концентрации. Ускорителем монополистической К. п. является международная конкуренция, развивающаяся в особенности в связи с империалистической интеграцией. Например, в рамках каждой из стран Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) монополии стараются консолидировать свои силы, чтобы противостоять конкуренции со стороны других стран — как участниц этих экономических группировок, так и не входящих в них. Происходят новые слияния, заключаются новые соглашения между монополиями. Кроме того, возникает необходимость в объединениях и соглашениях между монополиями разных стран ЕЭС и ЕАСТ. Всё это ведёт к повышению уровня всемирной концентрации капитала и производства. О современном уровне монополистической К. п. можно судить, в частности, по следующим данным: в Германии в 1907 предприятия с количеством рабочих свыше 50 составляли 0,9% всего числа предприятий, в ФРГ в 1966— 24,1%. Особенно показательны данные, относящиеся к самым крупным предприятиям. В ФРГ это — предприятия с суммой годового оборота в 250 млн. марок и более. В 1965 они составляли 0,4% общего числа предприятий, но на них было занято 28,1% всего количества рабочих и служащих, на их долю приходилось 34,6% общей суммы оборота всех предприятий страны.
         Процесс К. п. захватил и сельское хозяйство. В США в 1967 насчитывалось 3200 тыс. ферм. Их общая выручка от продажи товаров и от услуг составила 35 млрд. долларов Между тем всего лишь 157 с.-х. акционерных обществ разных видов имели выручку от таких операций на сумму 14,3 млрд. долларов.
         Об уровне монополистической К. п. не всегда можно судить по данным о крупных производственных единицах, об их размерах и доле в совокупном производстве. Монополии иногда не стремятся доводить размеры своих предприятий до технологически возможного максимума. Им нужны оптимальные размеры производственных единиц. С ростом размеров последних снижаются издержки производства. Но норма прибыли зависит и от расходов по перевозке продукции к пунктам её реализации. В связи с этим наступает момент, когда для монополии становится выгоднее не увеличивать размеры имеющихся у неё предприятий, а строить новые, размещая их ближе к центрам сбыта. Поэтому не столько размеры отдельных производственных единиц, как бы они ни были велики, характеризуют уровень монополистической концентрации, сколько общий объём сконцентрированного в их руках производства, что определяется количеством предприятий, которыми владеет монополия. В США автомобильная компания «Дженерал моторс» имеет 125 основных предприятий, не считая многих подсобных производственных единиц. По данным за 1969, на предприятиях компании было занято 757 тыс. лиц наёмного труда, общий годовой оборот этих предприятий составил 22,8 млрд. доллара. Подобная централизация средств производства в руках крупнейших монополий, выводящая концентрацию далеко за пределы отдельных производственных единиц, довела этот процесс до небывало высокого уровня.
         С концентрацией и централизацией капитала и производства всё более углубляются основное противоречие капитализма и весь комплекс характеризующих его противоречий. Складывается широкая антимонополистическая коалиция. Растут материальные предпосылки социализма, развиваются социально-политические условия новых социалистических революций.
         О концентрации в социалистических странах см. Концентрация социалистического производства.
        
         Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 641, 773; Ленин В. И., Империализм, как высшая стадия капитализма, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 27; Драгилев М. С., Мохов Н. И., Ленинский анализ монополистического капитализма и современность, М., 1970.
         М. С. Драгилев.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Концентрация производства" в других словарях:

  • Концентрация производства — форма организации производства на базе крупных предприятий. По английски: Concentration of production См. также: Промышленность Финансовый словарь Финам …   Финансовый словарь

  • Концентрация Производства — А. Сосредоточение производства однотипных видов продукции в крупных компаниях. Б. Сосредоточение средств производства и рабочей силы на крупных предприятиях в целях роста производства однородной продукции. В. Преобладание на рынке товаров одного… …   Словарь бизнес-терминов

  • концентрация производства — Сосредоточение производства и рабочей силы на крупных предприятиях в целях увеличения эффективности выпуска однородной или технологически связанной продукции. Syn.: укрупнение производства …   Словарь по географии

  • Концентрация производства —         (a. concentration of production; н. Betriebszusammenfassung; ф. concentration de la production; и. concentracion de produccion) процесс укрупнения производств. единиц, дающий возможность сосредоточить произ во на меньшем числе предприятий …   Геологическая энциклопедия

  • КОНЦЕНТРАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА — сосредоточение производства одного или нескольких родственных видов продукции на весьма крупных предприятиях, в пределах небольшого региона. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.:… …   Экономический словарь

  • Концентрация производства — [industrial concentration]  1. Доля крупных предприятий в отрасли, доминирующих в объеме продукции и в продажах на рынке. Есть разные способы определения коэффициента концентрации. Например, в США вычисляется процент от общего объема продукции… …   Экономико-математический словарь

  • концентрация производства — 1. Доля крупных предприятий в отрасли, доминирующих в объеме продукции и в продажах на рынке. Есть разные способы определения коэффициента концентрации. Например, в США вычисляется процент от общего объема продукции отрасли, приходящийся на 4, 8 …   Справочник технического переводчика

  • концентрация производства — концентрация производства, в сельском хозяйстве СССР, объективный экономический процесс сосредоточения производства во всё более крупных размерах в рамках одного предприятия (объединения) или их подразделений. К. п. осуществляется двумя основными …   Сельское хозяйство. Большой энциклопедический словарь

  • Концентрация производства — изменение масштабов производства, которое осуществляется за счет внутренних и внешних источников накопления. При К. п. размер совокупного капитала в обществе увеличивается за счет внутренних источников накопления. На уровне предприятия масштабы… …   Экономика. Словарь по обществознанию

  • КОНЦЕНТРАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА — – способ организации производства, предусматривающий сосредоточение средств производства отдельных товаропроизводителей на крупных предприятиях. Различают агрегатную (повышение мощности установленного оборудования), технологическую (увеличение… …   Краткий словарь экономиста

Книги

Другие книги по запросу «Концентрация производства» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»