Комитеты и общества грамотности это:

Комитеты и общества грамотности
        в России, общественные просветительные организации, ставившие своей целью содействие начальному народному образованию. К. и о. г. были своеобразными центрами педагогической деятельности, проникнутой демократическими тенденциями.
         В 1861 возник Санкт-Петербургский комитет грамотности при Вольном экономическом обществе (См. Вольное экономическое общество). Комитет выступил инициатором открытия школ для подготовки сельских учительниц. Созданная им в Петербурге школа пользовалась большой популярностью (1863—67). Комитет проводил конкурсы на лучший учебник для начальной школы, предпринял издание дешёвых народных книг. Во время русско-турецкой войны 1877—78 комитет скомплектовал около 450 бесплатных библиотек для полков и лазаретов. В 1891—93 провёл сбор средств для голодающих, организовал в 12 губерниях школьные столовые. В разное время в его работе участвовали Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, В. Г. Короленко, Г. И. Успенский, В. В. Стасов, Н. А. Рубакин, А. М. Калмыкова, П. П. Семенов Тян-Шанский, И. В. Вернадский, С. Ф. Ольденбург и др. Деятельность комитета развивалась «в духе несогласия с видами правительства» (как отмечало министерство внутренних дел), и в 1895 он был преобразован в Петербургское общество грамотности и подчинён министерству народного просвещения. В знак протеста 600 членов комитета вышли из его состава.
         Московский комитет грамотности, учрежден в 1845 с целью «всенародного распространения грамотности на религиозно-нравственной основе». В 1870-х годах комитет установил связь с земствами по вопросам народного образования, открыл летние педагогические курсы для народных учителей. В начале 1890-х гг. при комитете был создан ряд комиссий, например Библиотечная комиссия, руководимая В. П. Вахтеровым и Д. И. Тихомировым, комиссии, изучающие положение учителей и учащихся, и др. В 1895 комитет был преобразован в общество грамотности и подчинён министерству народного просвещения.
         В 1869 возникло Харьковское общество распространения в народе грамотности, направившее свои усилия главным образом на организацию общеобразовательных ежедневных и воскресных школ для народа. Общество оказывало материальную помощь народным учителям. Аналогичная работа проводилась обществом распространения грамотности среди грузин, которое было создано в Тбилиси в 1879 при участии И. Г. Чавчавадзе. В 1882 возникли Киевское общество грамотности и Томское общество попечения о народном образовании, в 1886 Самарское общество поощрения образования. В конце 19—начале 20 вв. общественные просветительские организации возникли во многих городах России; общее число их к 1917 достигло 270.
         К. и о. г. сыграли известную роль в распространении грамотности в народе. После Октябрьской революции 1917 с созданием государственной системы народного образования прекратили своё существование.
         Лит.: Протопопов Д. Д., История Санкт-Петербургского Комитета грамотности (1861-1895), СПБ, 1898; Диксон К., Кетриц Б., Санкт-Петербургский комитет грамотности, СПБ, 1915; Обзор деятельности Комитета грамотности, состоящего при императорском Московском обществе сельского хозяйства, М., 1894; Исторический обзор деятельности Харьковского Общества распространения в народе грамотности, М., 1911.
        Э. Д. Днепров.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Комитеты и общества грамотности" в других словарях:

  • Комитеты и общества грамотности в России — обществ. просветит. орг ции, ставившие своей целью развитие нач. образования в стране. Моск. к т грамотности образован в 1845; постепенно установил связь с земствами, открыл летние пед. курсы для учителей. В 1895 преобразован в Об во грамотности… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Общества педагогические и просветительные —     общественные организации в области образования. В России до 1917 действовали общества просветительские, имеющие целью развитие образования в целом; научно педагогические, разрабатывавшие вопросы теории и практики образования; профессиональные …   Педагогический терминологический словарь

  • Комитеты грамотности — два частных учреждения, ставящих своей целью содействие начальному народному образованию, как в смысле разработки теоретических вопросов, так и в смысле непосредственного практического содействия образованию народа. В настоящее время в России… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Народные библиотеки и читальни — I На Западе еще в XVI в. встречались единичные попытки, имевшие целью доставить всем слоям населения возможность бесплатно и широко пользоваться книгой; в Гамбурге, например, уже в 1529 г. была основана городская библиотека. Широкое развитие Н.… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, РСФСР (народное образование и культурно-просветительные учреждения) — VIII. Народное образование и культурно просветительные учреждения = История народного образования на территории РСФСР уходит в глубокую древность. В Киевской Руси элементарная грамотность была распространена среди разных слоев населения, о чём… …   Большая советская энциклопедия

  • Сербия и Черногория — (Србия – Црна Гора; Srbija – Crna Gora), гос во на ЮВ. Европы, на Балканском п ове, пл. 102,2 км²; состоит из 2 республик: Сербия (включает области Косово и Воеводина) и Черногория. Столица – Бе …   Географическая энциклопедия

  • Внешкольное образование —     В отечественной истории педагогики термином В.о. принято обозначать (с конца 19 в.) развившуюся во 2 й половине 19 начале 20 вв. просветительскую деятельность общественных организаций и частных лиц, направленную на удовлетворение… …   Педагогический терминологический словарь

  • Торговля книжная — По движению книжной Т., по колебаниям книжного рынка можно, до известной степени, судить о духовном богатстве общества, подобно тому, как промышленный рынок отражает в себе уровень материального благосостояния населения. Иногда этот параллелизм… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Начальное народное образование — I Содержание: I. Начальное народное образование вообще. II. Начальное народное образование за границей: Австро Венгрия, Англия, Бельгия, Болгария, Германия, Голландия, Дания, Испания, Италия, Норвегия, Португалия, Румыния, Сербия,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика —         РСФСР.          I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»