Классическое образование это:

Классическое образование
        тип общего среднего образования, в основу которого положено изучение латинского и греческого языков и античной литературы. К. о. начало складываться в Европе в эпоху Возрождения (См. Возрождение), когда резко возрос интерес к культурному наследию античных народов. В 14—15 вв. латинский и особенно греческий языки гуманисты рассматривали как единственное средство приобщения к забытым в предыдущие столетия науке и искусству Древней Греции и Древнего Рима. К числу первых классических учебных заведений следует отнести школы итальянских гуманистов — Гуарино Веронезе и Витторино да Фельтре. Однако уже к концу 15 в. содержание К. о. претерпело серьёзные изменения. В преобладающем большинстве школ главной целью стало овладение формальной стороной латинского языка, изящным стилем. Широкое распространение получило так называемое цицеронианство — увлечение изучением языка и стиля крупнейшего римского оратора и писателя Цицерона (106—43 до н. э.). Это ограничило К. о. узкофилологическими рамками и способствовало возрождению формализма в обучении. С резкой критикой преувеличенного внимания к внешней стороне латинского языка выступали Эразм Роттердамский, X. Вивес, И. Рейхлин, Ф. Меланхтон и многие другие. Однако цицеронианство продолжало господствовать в повышенных школах вплоть до 18 в. Наиболее ярким примером средней школы, где давалось так односторонне трактуемое К. о., явилась Гимназия.
         Новый этап в развитии К. о. начался с середины 18 в. и был связан с распространением в странах Западной Европы, особенно в Германии, неогуманизма. Латинский и греческий языки вновь стали рассматриваться как основное средство для усвоения культурного наследия древнего мира. Передовым мыслителям 18 в. древние греки казались идеалом гармонически развитых людей, к которому надо стремиться в процессе воспитания. С этого времени основной задачей К. о. становится развитие мышления, эстетических вкусов, формирование мировоззрения. В связи с этим в учебных планах гимназий и аналогичных им средних учебных заведений (латинских школ, грамматических школ (См. Грамматические школы), лицеев и т.п.) довольно значительное место стала занимать математика, изучение которой наряду с изучением грамматики древних языков считалось главным средством формального образования. В учебный план гимназий были включены также родной язык, история, география, в небольшом объёме — естественные науки. К. о. стало рассматриваться исключительно как подготовительное к получению университетского и превратилось в главный вид среднего образования. Таким К. о. сохранилось в большинстве стран Европы и Америки без существенных изменений до конца 19 в. В настоящее время классические лицеи имеются во Франции и Италии, классические гимназии — в ФРГ, классические отделения в некоторых грамматических школах — в Великобритании, есть классические средние школы в Бельгии, Бразилии и др. Однако в чистом виде К. о. не встречается уже нигде. В учебные планы школ входят различные предметы, главным образом гуманитарные, хотя изучаются и предметы естественно-математического цикла. На изучение древних языков отводится, например, в классических лицеях Италии около 28% общего времени, на классических отделениях средних школ в ГДР — 12%.
         В России идеи К. о. начали распространяться с 17 в., когда появились греко-латинские школы, открылись Киево-Могилянская и Славяно-греко-латинская академии. В 18 в. в России были открыты первые гимназии — при Академии наук в Петербурге (1726), при Московском университете (1755) и в Казани (1758). Они носили смешанный характер, и в их работе можно легко обнаружить черты, свойственные как школам формально-грамматических, так и неогуманистических направлений со значительной примесью элементов реально-практического образования. Государственные гимназии, как тип общеобразовательной средней школы были созданы в России по Уставу 1804, и с ними связана дальнейшая история К. о. Первые гимназии давали не узкоклассическое образование, на изучение латинского языка в них отводилось только 13% учебного времени. Тенденция к усилению К. о. в духе неогуманизма наметилась в процессе подготовки гимназического устава 1828, по которому удельный вес древних языков в учебных планах значительно увеличился (в гимназиях с одним латинским языком — 17% учебного времени, в гимназиях с 2 языками — 30% на оба). Усиление К. о. шло параллельно с усилением сословного начала в русской средней школе. Древние языки превратились в барьер, закрывавший доступ в средние школы детям непривилегированных сословий. По Уставу 1864 предусматривалось создание наряду с классическими гимназиями также реальных. Однако по-прежнему только К. о. считалось полноценным, дающим достаточную подготовку для поступления в университет. Для 2-й половины 19 в. характерна борьба между сторонниками 2 типов среднего образования — классического и реального (см. Реальное образование). К сторонникам последнего относились революционные демократы, К. Д. Ушинский и его последователи, большинство прогрессивно настроенных людей. При реакционном министре народного просвещения Д. А. Толстом (1866—80) К. о. было вновь дано формально-грамматическое направление. Ценность изучения древних языков правительственные круги усматривали только в развитии формального мышления учащихся, в отвлечении их от актуальных проблем современности. Древние языки считались средством, которое может задержать развитие материалистических воззрений. Оторванное от жизни, К. о. вызывало недовольство во всех кругах общества. В результате в начале 20 в. было несколько сокращено количество учебных часов, отводившихся на изучение латинского языка, в большинстве гимназий было снято преподавание греческого языка. Однако К. о. Оставалось господствующим типом среднего образования до Великой Октябрьской социалистической революции.
         Лит.: Капнист П., Классицизм, как необходимая основа гимназического образования, в. 2, М., 1900; Зелинский Ф., Древний мир и мы, СПБ, 1903; Паульсен Ф., Исторический очерк развития образования в Германии, пер, с нем., М., 1908; Алешинцев И., История гимназического образования в России, СПБ, 1912; Рождественский С. В., Очерки по истории систем народного просвещения в России в XVIII—XIX вв., СПБ, 1912; Мижуев П. Г., Главные моменты в развитии западноевропейской школы, М., 1913; Ганелин Ш. И., Очерки по истории средней школы в России второй половины XIX в., 2 изд., М.. 1954: Константинов Н. А., Очерки по истории средней школы. Гимназии и реальные училища с конца XIX в. до февральской революции 1917 г., 2 изд., М., 1956.
         Э. Д. Днепров.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Классическое образование" в других словарях:

  • КЛАССИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — КЛАССИЧЕСКОЕ образование, тип общего среднего образования, в котором главными предметами были древние языки и математика. Возникло в Западной Европе в эпоху Возрождения. В 19 в. учебные заведения с классической программой (гимназии, лицеи и др.)… …   Современная энциклопедия

  • КЛАССИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — тип общего среднего образования, в котором главными предметами были древние языки и математика. Возникло в Зап. Европе в эпоху Возрождения. В 19 в. учебные заведения с классической программой (гимназии, лицеи, и пр.) были основным типом средней… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Классическое образование — КЛАССИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, тип общего среднего образования, в котором главными предметами были древние языки и математика. Возникло в Западной Европе в эпоху Возрождения. В 19 в. учебные заведения с классической программой (гимназии, лицеи и др.)… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • КЛАССИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — образование, основанное на изучении древних языков и вообще греческой и римской древности. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907 …   Словарь иностранных слов русского языка

  • классическое образование — тип общего среднего образования, в котором главными предметами были древние языки и математика. Возникло в Западной Европе в эпоху Возрождения. В XIX в. учебные заведения с классической программой (гимназии, лицеи и прочие) были основным типом… …   Энциклопедический словарь

  • ◘ классическое образование —    Основано на изучении греческого и латинского языков и античной литературы.    ► И она... за ужином говорила с родителями Саши о том, как теперь детям трудно учиться в гимназиях, но что все таки классическое образование лучше реального. //… …   Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков

  • Классическое образование —     тип общего среднего образования, ориентированный на изучение древних языков и математики в качестве гл. предметов. К.о. сформировалось в эпоху Возрождения. Идеологи педагогических гуманистических концепций провозгласили идеалом воспитания… …   Педагогический терминологический словарь

  • КЛАССИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — тип общего среднего образования, предусматривающий систематич. изучение древних языков и математики в качестве гл. предметов. Совр. теория К. о. основывается на психол. способности переноса знаний и навыков, полученных в одной области, в любую… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Классическое образование — тип общего среднего образования, характеризующийся сохранением преемственной связи с дореволюционным гимназическим образованием с его высоким уровнем академичности и гуманитарности. Основой содержания классического образования является изучение… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • Классическое образование — система общ. образования, содержание к рого изучение др. греч. и лат. яз., а также математики. Возникло в Зап. Европе в эпоху Возрождения. Осн. задача К. О. развитие мышления, эстетич. вкусов, формирование мировоззрения. В России идеи К. О.… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Книги

  • Рембрандт, . Голландский художник Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669) - один из величайших мастеров мирового изобразительного искусства. Рембрандт писал картины на библейские иевангельские сюжеты, был… Подробнее  Купить за 818 руб
  • Рембрандт, . Голландский художник Рембрандт Харменс ван Рейн - один из величайших мастеров мирового изобразительного искусства. Рембрандт писал картины на библейские и евангельские сюжеты, был… Подробнее  Купить за 626 руб
  • Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания, Сатпрем. В книге французского автора рассказывается о жизни и деятельности Шри Ауробиндо Гхоша - выдающегося индийского мыслителя и поэта, основоположника интегральной йоги. Необычен весь его… Подробнее  Купить за 560 руб
Другие книги по запросу «Классическое образование» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»