Кинотехника это:

Кинотехника
        отрасль техники, образовавшаяся в результате развития производства, размножения и демонстрирования кинофильмов. Для этого К. использует фотографию, оптику, механику, светотехнику, электронику и многое другое. К. широко используется в художественной игровой и документальной кинематографии, для научного исследования, сохранения информации, обучения, инструктажа и любительских целей.
         Основной кинотехнический процесс — передача движения или изменения состояния объектов — заключается в образовании на киноплёнке изображений последовательных фаз движения или состояния объектов съёмок и воспроизведении этих фаз с определённой скоростью оптическим путём на кинопроекционном экране (См. Кинопроекционный экран). Получение движущегося изображения состоит из отдельных последовательных процессов киносъёмки, фотографической обработки киноплёнки и кинопроекции. Эти процессы дополняются процессом звукопередачи, состоящим из звукозаписи (См. Звукозапись) и последующего воспроизведения звука в соответствии с изображением на экране. К. является технической базой киноискусства. Выразительные возможности последнего в значительной мере зависят от использования К. В свою очередь, требования киноискусства стимулируют развитие К.
         С момента изобретения кинематографа (1895) его основными техническими средствами являются: Киносъёмочный аппарат, Кинопроекционный аппарат и киноплёнка. В процессе развития кинематографии были созданы проявочные машины для химико-фотографической обработки киноплёнки, кинокопировальные аппараты (См. Кинокопировальный аппарат) для печати фильмокопий, аппаратура для освещения при киносъёмке и др. Первые аппараты для киносъёмки и кинопроекции изготовляли сами изобретатели кинематографа (в своих небольших мастерских). Во Франции Ш. Пате и Л. Гомон в 1897 организовали промышленный выпуск нескольких усовершенствованных киносъемочных аппаратов и кинопроекторов. Они же выпустили и первые кинокопировальные аппараты. Кинопленку для съемки и печати фильмокопий в первые годы существования кинематографии выпускали фабрики «Люмьер» (Франция) и «Истмен Кодак» (США). Несмотря на быстрый количественный рост производства «немых» кинофильмов и сети кинотеатров в 1-е десятилетие 20 в., К. развивалась медленно. Из-за патентной борьбы и монополизации кинопромышленности (См. Кинопромышленность) задерживалось совершенствование аппаратуры. Возникновение киноискусства, повысившего требования к техническим средствам кинематографии, способствовало созданию новых типов киноаппаратуры. В 1908 французская фирма «А. Дебри» начала выпуск киносъёмочных аппаратов «Парво» с внутренними кассетами и сквозной наводкой изображения на резкость.
         Новый этап развития техники «немого» кино начался в 1918. В это время появились новые усовершенствованные модели киносъемочных аппаратов с механизмом автоматического наплыва, Контргрейфером и пульсирующей рамкой, а также различные аппараты для микросъёмки и скоростной киносъёмки, для съёмки хирургических операций и др. Были разработаны автоматические аппараты для ручной киносъёмки — «Кинамо» (1921—24), «Аймо» (1924) и т.д. Началось изготовление аппаратуры для съёмки и проекции фильмов на 16-мм киноплёнке. В России производство кинопроекторов организовали инженер П. В. Сосновский (1914) и К. Николаев (1915). После Великой Октябрьской социалистической революции в результате национализации кинопромышленности началось быстрое развитие К. В 1919 появились кинопроекторы «Русь», затем кинопередвижки ГОЗ и стационарные кинопроекторы ТОМП-З и ТОМП-4 (1923—24). К 30-м гг. было развёрнуто промышленное производство киноплёнок, киносъёмочных, кинокопировальных и кинопроекционных аппаратов, проявочных машин, осветительной аппаратуры для киносъёмок и аппаратуры для монтажа кинофильмов.
         После изобретения кинематографа и создания крупного производства «немых» кинофильмов важнейшими этапами развития К. были: появление звукового кино, цветного и стереоскопического кино, широкоэкранного, панорамного и широкоформатного кино со стереофоническим воспроизведением звука, возникновение кругового панорамного, куполорамного, полиэкранного и вариоскопического кино. Для каждого из этих этапов характерно применение новых аппаратов, приборов, материалов и методов, а также — реконструкция или замена существующих технических средств. Звуковое кино, расширившее выразительные свойства кинематографа, возникло почти одновременно в СССР, США и странах Западной Европы. В 50-х гг. в К. начинают получать распространение запись звука на магнитной ленте и Стереофоническая звукозапись. В основу получивших широкое применение систем цветного кино был положен метод получения трёхцветного изображения на многослойной киноплёнке [«Агфа-Колор» (фирма «Агфа», Германия, 1941), «Истмен-Колор» (фирма «Кодак», США, 1950)]. Советская система цветного кино (1945—47) также основана на использовании многослойной киноплёнки. Широкое применение, особенно в США и Великобритании, получила система цветного кино «Техниколор», основанная на гидротипном методе печати цветных изображений (см. Гидротипия). Несколько отличный по технологии гидротипный метод применяется в СССР для печати цветных фильмокопий. Безочковое Стереоскопическое кино, изобретённое П. Ивановым в 1935, было основано на использовании растрового кинопроекционного экрана. Первый стереокинотеатр, оборудованный таким растровым экраном, был открыт в Москве в 1941. В ограниченных масштабах с 1939 в разных странах применяются системы стереоскопического кино с использованием очков поляроидных (См. Очки поляроидные). Успешное развитие технических средств кинематографа позволило, начиная с 50-х гг. создавать новые его виды с более значительными изобразительными возможностями, используя широкие экраны (с большими угловыми размерами по горизонтали). Стали распространяться системы панорамного кино (См. Панорамное кино) с использованием трёх 35-мм киноплёнок «Синерама» (1952—57), системы широкоэкранного кино (См. Широкоэкранное кино) («Синемаскоп» и др.) с использованием киноплёнки шириной 35 мм и анаморфотной оптики (1953—56), широкоформатного кино (См. Широкоформатное кино) с использованием киноплёнок шириной 65—70 мм (1956—59). Иногда применяются также системы широкоэкранного кино по методу кашетированного кадра (верхняя и нижняя части кадра на фильмокопии шириной 35 мм не используются), при котором изображение, спроецированное короткофокусным объективом на экран, имеет несколько большую ширину, чем в обычном кино (например, соотношение сторон кадра 1: 1,75 или 1:1,85 вместо обычного 1:1,37). В СССР в 50-х гг. были разработаны и получили применение: советская система панорамного кино на трёх 35-мм киноплёнках — «Кинопанорама»; широкоэкранное кино с использованием анаморфотной оптики; широкоформатное кино с использованием 70-мм киноплёнки с шестиканальным стереозвуком; стереоскопическое кино по системе «Стерео-70», в которой 2 изображения (одно — для левого глаза, другое — для правого) с обычным соотношением сторон (1:1,37) располагаются рядом на 70-мм киноплёнке и имеют 5 перфораций на каждый кадр; вариоскопическое кино на 70-мм киноплёнке с несколькими изображениями в одном кадре, имеющем 5 или 10 перфораций. Для демонстрирования видовых и информационных программ, обычно на выставках и в парках, нашли применение круговое панорамное кино и куполорама (США, 1955), полиэкран (Франция, 1956). В СССР также разработаны подобные системы: «Круговая кинопанорама» (1959) и система полиэкранного кино (1959), основанные на применении для киносъемки и кинопроекции одновременно несколько кинопленок и или несколько изображений в кадре одной кинопленки. Для К., используемой в научных исследованиях характерно увеличение диапазона частоты киносъемки от многих часов на один Кадр до сотен миллионов кинокадров в сек при сверхскоростной киносъёмке (См. Сверхскоростная киносъёмка); непрерывное расширение диапазона оптических увеличений при киносъёмке (макро и Микросъёмка), Эксплуатационные удобства и экономичность технических средств обеспечили развитие узкоплёночного кино на 16-мм киноплёнке. Оно применяется в основном в телевидении, в учебных и любительских целях.
         В 60-х гг. большое развитие и широкое использование для любительских и учебных целей получает узкоплёночное кино на 8-мм киноплёнке, в особенности так называемой система «Супер-8», в которой площадь кадра увеличена на 40% по сравнению с площадью обычного 8-мм кадра, К. непрерывно совершенствуется — улучшается качество изображения и звука, расширяются выразительные возможности кинопоказа, создаются более светочувствительные кинопленки, совершенствуется оборудование и технология процессов для перевода фильмов одного формата в другой методом оптической печати и контратипирования (См. Контратипирование) для обеспечения возможно более широкого показа фильмов, повышаются экономия, показатели. Кинотехнические процессы используются в телевидении (см. Кинотелевизионная техника).
        
         Лит.: Голдовский Е. М., Введение в кинотехнику, М., 1947; его же, Проблемы панорамного и широкоэкранного кинематографа, М., 1958; его же, Основы кинотехники, М., 1965 (библ.); Высоцкий М. 3., Большие киноэкраны и стереофония, М., 1966; Кинословарь, т. 1—2, М.,1966—70.
         М. З. Высоцкий.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Синонимы:

Смотреть что такое "Кинотехника" в других словарях:

  • кинотехника — кинотехника …   Орфографический словарь-справочник

  • Кинотехника — Кинотехника  комплекс устройств и технологий, необходимых для записи и воспроизведения движущихся изображений, а также аппаратура, применяющаяся в процессе кинопроизводства и тиражирования кинофильмов. Кинотехникой также считаются аппаратура …   Википедия

  • КИНОТЕХНИКА — 1) отрасль техники, разрабатывающая средства и методы производства, размножения и демонстрирования кинофильмов. Базируется на достижениях фототехники, оптики, механики, светотехники, электроники и др.2) Совокупность технических средств,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • КИНОТЕХНИКА — КИНОТЕХНИКА, кинотехники, мн. нет, жен. (неол., спец.). Техника оборудования кино и постановки фильм. см. кино…. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • кинотехника — сущ., кол во синонимов: 1 • техника (41) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • кинотехника — и; ж. Техническое оборудование, технические средства для производства и демонстрации фильмов. Приобрести кинотехнику. * * * кинотехника 1) отрасль техники, разрабатывающая средства и методы производства, размножения и демонстрирования кинофильмов …   Энциклопедический словарь

  • Кинотехника — ж. Техническое оборудование, технические средства для производства, размножения и демонстрации кинофильмов. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • кинотехника — кинотехника, кинотехники, кинотехники, кинотехник, кинотехнике, кинотехникам, кинотехнику, кинотехники, кинотехникой, кинотехникою, кинотехниками, кинотехнике, кинотехниках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • кинотехника — отрасль техники, связанная с созданием технических средств производства, тиражирования и демонстрации кинофильмов; в узком смысле – совокупность технических средств, применяемых в кинематографии. Основывается на использовании оптики, фотографии,… …   Энциклопедия техники

  • кинотехника — кинот ехника, и …   Русский орфографический словарь

Книги

  • Советская кинотехника, Е. М. Голдовский. В книге изложены принципы основных процессов кинотехники, приведено описание технологии производства и демонстрации кинофильмов, кратко освещены задачи применения кинематографа, как метода… Подробнее  Купить за 1648 руб
  • Е. М. Голдовский. Избранные статьи, Е. М. Голдовский. Из большого числа работ, опубликованных профессором Е. М. Голдовским, отобраны те, которые посвящены наиболее актуальным проблемам современного кинематографа или освещают главные этапы его… Подробнее  Купить за 200 руб


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»