Кинотелевизионная техника это:

Кинотелевизионная техника
        способы фиксации и передачи изображений, для осуществления которых применяют сочетание технических средств кино и телевидения. К. т. связывает между собой кинотехнику (См. Кинотехника), Телевидение, Видеозапись и является базой не только для производства телевизионных кинофильмов, но и для всё большего числа новейших технологических процессов кинематографии. В области К. т. сложилось 5 основных направлений: прямая киносъёмка телевизионных фильмов; киносъёмка с телевизионным видеоконтролем и контрольной видеозаписью; кинозапись телевизионных изображений с экрана кинескопа и непосредственно его электронным лучом; телевизионный видеоконтроль при монтаже и печати кинофильмов; передача по телевизионному тракту фильмов, снятых или напечатанных на киноплёнке, — телекинопроекция. В результате разработки методов кинозаписи электронным лучом в 1969—70 образовалось 6-е направление: показ специальных узкоплёночных фильмокопий на экранах обычных телевизоров посредством своего рода «телекинопроигрывателей» (см. Кассетное кино). Кроме того, ведутся разработки способов кинотелевизионных комбинированных киносъёмок, перезаписи на киноплёнку магнитных видеограмм, изготовления контратипов кинофильмов путём перезаписи изображений электронным лучом (см. Контратипирование).
         Прямая киносъёмка телевизионных фильмов является наиболее распространённым методом телевизионного фильмопроизводства. В странах с развитым телевидением выпуск телевизионных фильмов, снимаемых этим методом, в несколько раз превышает объём производства обычных кинофильмов. Меньшая деталировка и контрастность изображения при телевизионном показе определили технологию киносъёмки телевизионных фильмов, во многом отличающуюся от технологии кинопроизводства. Главные её особенности заключаются в широком применении 16-мм киноплёнки, в повышенной производительности путём съёмки более длинных эпизодов, чем в кино, с преимущественным использованием крупных планов изображения. При съёмке художественных телевизионных фильмов достигается существенное снижение производственных затрат за счёт широкого использования многосерийных постановок, более простого, чем в кино, декоративного оформления, удлинения монтажных эпизодов. Наибольшее повышение производительности получено облегчением условий работы актёров путём съёмки художественных телевизионных фильмов в сюжетной последовательности, использования 2—3 телевизионных передающих камер одновременно, аналогично использованию их в прямых телевизионных передачах.
         Киносъёмка с видеоконтролем имеет целью дальнейшее облегчение условий съёмки и повышение её производительности. Для этих целей применяется ряд различающихся по конструкции комплектов комбинированного кинотелевизионного оборудования. Комплект состоит из одной, двух и более кинокамер. К каждой из них пристроена малогабаритная телевизионная передающая камера. Изображение в кинокамере и телевизионной камере образуется общим объективом. Телевизионное изображение непрерывно передаётся на режиссёрский пульт, а киноизображение снимается только по командам режиссёра. Наибольшее распространение такие комплекты получили при многокамерной съёмке телевизионных фильмов, но в одно-, двухкамерных вариантах начинают применяться и в производстве кинофильмов. При многокамерной съёмке телевизионных фильмов () контрольные телевизионные изображения от комбинированных камер 1, 2 и 3 передаются на пульт 4 и воспроизводятся, отдельно для каждой из камер, на видеоконтрольных устройствах (См. Видеоконтрольное устройство) (мониторах) I, II и III. Снимаемый эпизод, таким образом, всё время виден на пульте в трёх различных ракурсах или планах изображения. Включение камер на съёмку производится по выбору режиссёра непосредственно с пульта. Контрольное телевизионное изображение от снимающей в данный момент камеры дополнительно воспроизводится на выходном мониторе IV и может быть записано на контрольном видеомагнитофоне 5. В результате длинные эпизоды могут быть сыграны и сняты без перерывов на переходы между монтажными планами, причём съёмка эпизода не только всё время контролируется на пульте, но и может быть повторно проверена и обсуждена по контрольной видеограмме. Применение видеоконтроля заметно повышает производительность киносъёмок.
         Кинозапись телевизионных изображений непосредственно электронным лучом без преобразования его в свет также обеспечивает очень высокую производительность, т.к. электронная съёмка записываемых изображений проводится, как правило, несколькими телевизионными камерами, с непрерывным видеоконтролем. В созданных для этого в конце 60-х гг. установках киноплёнка движется в вакуумированной камере на месте экрана кин (См. Кинескоп)ескопа (См. Кинескоп), так что электронный луч кинескопа образует на ней скрытое фотографическое изображение, которое затем проявляется и копируется обычным способом. Детальность записанных этим способом черно-белых фильмов составляет несколько сот штрихов на мм. Это позволяет такому способу в ряде случаев успешно конкурировать с другими методами видеозаписи, а иногда и с прямой киносъёмкой телевизионных фильмов. Весьма высока также резкость записываемого изображения, что даёт возможность данным способом изготавливать высококачественные дубль-негативы телевизионных и обычных кинофильмов, перезаписывать на киноплёнку цветоделённые изображения с магнитных видеограмм, записывать выходные буквенно-цифровые данные с электронных вычислительных машин и т.п.
         Видеоконтроль при монтаже и печати кинофильмов был применен впервые в начале 60-х гг. и получил распространение не только в производстве телевизионных фильмов, но и в кинематографии. Монтируемые или печатаемые фильмы воспроизводятся на телевизионном экране замкнутого телевизионного тракта с любой необходимой коррекцией столько раз, сколько требуется для решения данной технологической задачи. При монтаже тем самым создаётся возможность подбирать композицию, не разрешая и не склеивая киноплёнки, пока не будет найдено наиболее выразительное решение. В этом случае каждый очередной вариант монтажа записывается на служебной дорожке магнитной ленты и при очередном сквозном просмотре воспроизводится на выходном мониторе (видеоконтрольном устройстве) видеозвукомонтажного стола. При печати кинофильмов видеоконтроль позволяет подбирать оптимальные цветовые и градационные решения для каждого монтажного куска фильма («старта») без необходимости печатать и проявлять контрольные пробы. Предназначенные для этого электронные цветоанализаторы (рис. 2) состоят из электроннолучевой трубки 1 с бегущим лучом, просвечивающим через объектив 2 цветной негатив 3, и системы дихроичных зеркал 4 с фотоэлектронными умножителями (См. Фотоэлектронный умножитель) 5, создающими три цветоделённых видеосигнала: красный, зелёный и голубой. Сигналы усиливаются видеоусилителями (См. Видеоусилитель) 6 и могут корректироваться посредством регуляторов и матричных преобразователей 7 в соответствии с принятыми условиями фотообработки и печати данного фильма. В результате на выходном мониторе 8 образуется цветное изображение, в точности соответствующее (в зависимости от настройки) либо получаемому при данных условиях цветному позитивному изображению на киноплёнке, либо его изображению на экране типового телевизора, принимаемому за эталон.
         Телекинопроекция фильмов возникла вместе с радиовещательным телевидением и является наиболее старым направлением работ в области К. т. За 30 лет развития её методы и средства неоднократно менялись. Постоянным оставалось лишь деление каждой телекиноустановки на 3 основные части: проекционную, передающую и оптический коммутатор для безостановочного перехода с одного кинопроекционного аппарата на другой и безостановочного переключения с рабочей передающей части (телевизионной камеры) на резервную. В СССР и во многих других странах с развивающимся цветным телевидением наиболее распространены телекиноустановки, использующие при черно-белой и цветной проекции телевизионные камеры с передающими телевизионными трубками типа Видикон или Плюмбикон. Проекционная часть таких установок состоит, как правило, из двух-трёх кинопроекторов для 35-мм киноплёнки, одного-двух кинопроекторов для 16-мм киноплёнки, использующих в качестве источников света ксеноновые лампы, мощные лампы накаливания и иногда дуговые лампы. Кинопроекторы располагаются вокруг оптического коммутатора таким образом, чтобы простым поворотом зеркал и призм коммутатора было возможно подавать изображение с любого кинопроектора на любую телевизионную камеру установки. Проекция производится с частотой смены кадров, принятой по телевизионному стандарту данной страны (в СССР — 25 кадр/ сек), и на большинстве телевизионных центров ею управляют дистанционно с центрального пульта. В некоторых странах (например, в Великобритании, Франции, ФРГ) продолжают применять и более сложные телекиноустановки, работающие по принципу бегущего луча (см. Камера с бегущим лучом). В них источником света служит электроннолучевая трубка, а передающей частью — фотоэлектронные умножители, кинофильм движется или непрерывно (с оптическим и электронным выравниванием), или прерывисто, но с весьма быстрым продёргиванием киноплёнки (кадр за 1,3 мсек) специальным пневматическим устройством.
         Лит.: Бургов В. А., Основы кинотелевизионной техники, М., 1964; его же, Развитие кинотелевизионной техники в СССР, «Техника кино и телевидения», 1967, №9 (библ.); Толмачев В. Б., Технология съёмки телевизионных фильмов, М., 1965 (библ.): его же, Производство телефильмов, М., 1971; Ross R. J., Television-film engineering, N. Y., 1966.
        В. Б. Толмачев.
        Рис. 1. Схема комплекта аппаратуры для многокамерной киносъёмки телевизионных фильмов с видеоконтролем: 1, 2, 3 — комбинированные кинокамеры; 4 — режиссёрский пульт; 5 — контрольный видеомагнитофон.
        Рис. 1. Схема комплекта аппаратуры для многокамерной киносъёмки телевизионных фильмов с видеоконтролем: 1, 2, 3 — комбинированные кинокамеры; 4 — режиссёрский пульт; 5 — контрольный видеомагнитофон.
        Рис. 2. Схема электронного цветоанализатора, применяемого при печати цветных телевизионных фильмов и обычных кинофильмов: 1 — электроннолучевая трубка; 2 — объектив; 3 — цветной негатив; 4 — система дихроичных зеркал; 5 — фотоэлектронные умножители; 6 — видеоусилители; 7 — регуляторы и матричные преобразователи сигналов; 8 — выходной монитор.
        Рис. 2. Схема электронного цветоанализатора, применяемого при печати цветных телевизионных фильмов и обычных кинофильмов: 1 — электроннолучевая трубка; 2 — объектив; 3 — цветной негатив; 4 — система дихроичных зеркал; 5 — фотоэлектронные умножители; 6 — видеоусилители; 7 — регуляторы и матричные преобразователи сигналов; 8 — выходной монитор.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Кинотелевизионная техника" в других словарях:

  • Монтаж (в кино) — Монтаж в кино, творческий и одновременно технический процесс в создании фильма, особая форма художественного мышления, интерпретация снятого киноматериала путём отбора, сочетания отдельных кусков изображения, или т. н. монтажных кадров (см. Кадр) …   Большая советская энциклопедия

  • Монтаж — I Монтаж (франц. montage подъём, установка, сборка, от monter поднимать)         сборка и установка сооружений, конструкций, технологического оборудования, агрегатов, машин (см. Сборка машин), аппаратов, приборов и другие устройств из готовых… …   Большая советская энциклопедия

  • Кинотехника —         отрасль техники, образовавшаяся в результате развития производства, размножения и демонстрирования кинофильмов. Для этого К. использует фотографию, оптику, механику, светотехнику, электронику и многое другое. К. широко используется в… …   Большая советская энциклопедия

  • Кинорегистрация видео — (Видеозапись на кинопленку, англ. Kinescope)  способ записи и хранения телевизионного видеосигнала при помощи съёмки на киноплёнку изображения с телевизионного кинескопа. До появления видеомагнитофонов в 1956 году[1] была единственным… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»