Киномузыка

Киномузыка
        один из компонентов кинопроизведения, одно из его важных выразительных средств. Первоначально, в немом кинематографе, музыка имела чисто прикладное значение: пианист сопровождал своей игрой демонстрацию кинофильма (для музыкантов-иллюстраторов выпускались специальные альбомы). Однако уже в этот период делались попытки создавать оригинальную музыку для каждого фильма (музыка К. Сен-Санса к премьере фильма «Убийство герцога Гиза», 1908, и др.). С изобретением звукозаписывающей аппаратуры (конец 1920-х—начало 1930-х гг.) каждый фильм получает свою собственную фонограмму. Музыка становится частью структуры кинопроизведения.
         С момента рождения звукового кино произошло разделение музыки фильма на внутри кадровую, конкретную, мотивированную (звучание изображаемого в кадре инструмента, радиорепродуктора, пение действующего лица и т.д.) и закадровую, «авторскую», «условную», наиболее ясно выражающую идею фильма, характеризующую события, выражающую скрытое течение сюжета. Часто композиторы, вводя конкретный музыкальный материал, стремились дать собственную интерпретацию музыкальных образов самой жизни, преобразовывали внутрикадровую К. в закадровую. В 1930-е гг. одной из наиболее популярных форм музыкальной характеристики персонажа в фильме становится песня, отличающаяся простотой, лаконизмом, завершённостью, доходчивостью. Классические образцы К. этого вида создал И. О. Дунаевский. Его музыка, песни к фильмам «Весёлые ребята» (1934), «Волга-Волга» (1938) и др., отличающиеся мелодичностью, лейтмотивностью характеристик, проникнутые жизнерадостным мироощущением, приобрели широкую популярность. Песенную традицию оформления фильма развивали композиторы — братья Дан. Я. и Дм. Я. Покрасс, Т. Н. Хренников, позднее, в 50—60-е гг., — Н. В. Богословский, А. Я. Эшпай, А. Н. Пахмутова, А. П. Петров, В. Е. Баснер, М. Г. Фрадкин и др.
         Большой вклад в развитие К. внесли крупнейшие советские композиторы-симфонисты, пришедшие в кинематограф в 1930-е гг., — Д. Д. Шостакович, С. С. Прокофьев, Ю. А. Шапорин и др. Подлинно творческое содружество связывало композитора С. С. Прокофьева и режиссёра С. М. Эйзенштейна, работавших над проблемой звукозрительной структуры фильма. Музыка Прокофьева к фильмам Эйзенштейна «Александр Невский» (1938), «Иван Грозный» (1-я серия — 1945, 2-я — 1958) отличается скульптурной выпуклостью музыкальных образов, их точным совпадением с ритмикой и динамикой изобразительного решения (новаторски разработанный звукозрительный контрапункт достигает особого совершенства в сцене ледового побоища из фильма «Александр Невский»). Стремление к эксперименту, открытию новых возможностей сочетания К. и изображения характерно для творчества советских композиторов 1950—60-х гг.
         Современный кинематограф предусматривает наличие в фильме музыкальной концепции. Она строится на использовании как закадровой, так и внутрикадровой, мотивированной К., которая нередко становится способом ненавязчивого, но глубокого и тонкого проникновения в суть человеческих характеров. Наряду с широким применением приёма прямого параллелизма, когда К. усиливает ту или иную эмоцию, настроение, выраженные экраном, всё большую роль начинает играть «контрапунктическое» использование К. Построенный часто на контрастном сопоставлении музыки и изображения, «контрапунктический» приём усиливает драматизм показываемых событий. Значительную эволюцию претерпел музыкальный лейтмотив, раскрывающий часто общую идею фильма. Важнейшее место музыка занимает в музыкальных фильмах, посвященных рассказу о композиторах, певцах, музыкантах. В этих фильмах она либо выполняет определённые драматургические функции (если это рассказ о создании того или иного музыкального произведения), либо включается в картину как вставной номер.
         Музыка — обязательная участница мультипликационных, документальных и научно-популярных фильмов. В мультипликационном кино сложились свои законы музыкального оформления. Наиболее распространённый из них — приём точного параллелизма музыки и изображения: мелодия буквально повторяет или даже имитирует движение на экране (получаемый эффект может быть как пародийным, так и лирическим). Значительный интерес в этом отношении представляют фильмы американского кинорежиссёра У. Диснея и особенно его картины из серии «Забавные симфонии» («Танец скелетов» на музыку симфонической поэмы К. Сен-Санса, и др.). Равноправная в современном кинематографе среди других компонентов фильма, К. нередко становится ключом к раскрытию идейно-тематического замысла кинопроизведения.
         Лит.: Лондон К., Музыка фильма, пер. с нем., М. — Л., 1937; Иоффе И., Музыка советского кино, Л., 1938; Корганов Т., Фролов И., Кино и музыка. Музыка в драматургии фильма, М., 1964; Петрова И. Ф., Музыка советского кино, М., 1964; Из переписки С. Прокофьева и С. Эйзенштейна, «Советская музыка», 1961, №4; Эйзенштейн С. М., Режиссер и композитор, там же, 1964, № 8; Фрид Э., Музыка советского кино, Л., 1967; Лисса 3., Эстетика киномузыки. М., 1971; Eisler Н., Composing for the films, N. Y., 1947; Manvell R. and Huntlev J., The technique of film music, L. — N. Y., 1957; Colpi Н., Défense et illustration de la musique, dans ie film, Lyon, 1963; Adorno Theodor W. et Eisler Hans, Musique de cinéma, P., 1972.
        И. М. Шилова.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Нужна курсовая?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Киномузыка" в других словарях:

  • киномузыка — киномузыка …   Орфографический словарь-справочник

  • КИНОМУЗЫКА — инструментальная и вокальная музыка, исполняемая в кинофильме персонажами по ходу действия (внутрикадровая) или сопровождающая его (закадровая). Один из важнейших компонентов фильма …   Большой Энциклопедический словарь

  • киномузыка — сущ., кол во синонимов: 1 • музыка (65) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • киномузыка — инструментальная и вокальная музыка, исполняемая в кино , теле или видеофильме персонажами по ходу действия (внутрикадровая) или сопровождающая его (закадровая). Один из важнейших компонентов фильма. * * * КИНОМУЗЫКА КИНОМУЗЫКА, инструментальная… …   Энциклопедический словарь

  • Киномузыка —         компонент кинопроизведения, одно из важных его выразительных средств. В развитии иск ва муз. оформления фильма различают период немого и период звукового кино. В немом кинематографе музыка ещё не была частью кинопроизведения. Она… …   Музыкальная энциклопедия

  • киномузыка — кином узыка, и …   Русский орфографический словарь

  • Мехтиева, Наиля Мехти-кызы — род. 21 апр. 1932 в Баку. Музыковед. Кандидат искусствоведения (1968), диссертация "Киномузыка Кара Караева" (1968). В 1959 окончила историко теоретич. ф т Азерб. конс., в 1961 аспирантуру Ин та архитектуры и искусства АН АзССР (рук. А …   Большая биографическая энциклопедия

  • жанр — а; м. [франц. genre] 1. Исторически сложившийся род искусства или литературы, характеризующийся определёнными сюжетными, композиционными, стилистическими и др. признаками; отдельные разновидности этого рода. Музыкальные, литературные жанры.… …   Энциклопедический словарь

  • Гобой — Классификация язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент с двойной тростью Диапазон …   Википедия

  • Пендерецкий, Кшиштоф — Кшиштоф Пендерецкий польск. Krzysztof Penderecki …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»