Караваджо Микеланджело это:

Караваджо Микеланджело
Караваджо (Caravaggio; собственно Меризи да Караваджо, Merisi da Caravaggio) Микеланджело (28.9.1573, Караваджо, Ломбардия, ‒ 18.7.1610, Порто-Эрколе, Тоскана), итальянский живописец. Основоположник реалистического направления в европейской живописи 17 в. Учился в Милане (1584‒88) у С. Петерцано. Между 1589 и 1593 приехал в Рим, где работал до 1606, затем ‒ в Неаполе (1607 и 1609‒10), на острове Мальта и в Сицилии (1608‒09). Творчество К., не принадлежавшего к какой-либо определённой художественной школе, возникло как оппозиция господствующим направлениям в итальянском искусстве конца 16 ‒ начала 17 вв. (маньеризму и академизму).

Ранние произведения К. (между 1592 и 1598), с их звонким колоритом и прозрачной светотенью, обнаруживают связь с традициями североитальянской живописи 16 в. (Дж. Савольдо, Л. Лотто, А. Моретто и др.). Вместе с тем уже в них появляется ряд существенно новых черт. Принципу идеализации образа К. противопоставляет индивидуальную выразительность конкретной модели («Маленький больной Вакх», Галерея Боргезе, Рим), аллегорическому истолкованию сюжета ‒ непредвзятое изучение натуры в простом бытовом мотиве («Юноша с корзиной фруктов», Галерея Боргезе, Рим). Полемизируя с художественными концепциями маньеризма и академизма, К. воплощает в античном сюжете празднично-игровое, народное начало («Вакх», 1592‒93, Галерея Уффици, Флоренция), приходит к отрицанию господствующей системы жанров и вносит вклад в создание новых видов живописи ‒- натюрморта («Корзина с фруктами», около 1596, Пинакотека Амброзиана, Милан) и бытового жанра («Гадалка», Лувр, Париж). Религиозная картина получает у него новую, интимно-психологическую интерпретацию («Отдых на пути в Египет», Галерея Дориа-Памфили, Рим). К концу 1590-х гг. складывается оригинальная живописная система К. Ярко освещенный лучом света передний план картины выделяется на погруженном в густую тень фоне, чем достигается подчёркнутая оптическая наглядность изображения и создаётся впечатление его непосредственной близости к зрителю («Лютнист», Эрмитаж, Ленинград). Зрелые произведения К. (1599‒1606) ‒ это монументальные по композиционному решению полотна, обладающие исключительной драматической силой. Мощные контрасты света и тени, выразительная простота жестов, энергичная пластичная лепка и звучный, насыщенный колорит отражают эмоциональное напряжение, возникающее при неожиданном проявлении идеально-возвышенного в обыденной жизни людей или в моменты духовного противостояния человека враждебному ему окружению («Призвание апостола Матфея» и «Мучение апостола Матфея», 1599‒1600, церковь Сан-Луиджи деи Франчези, «Распятие апостола Петра» и «Обращение Савла», 1600‒01, церковь Санта-Мария дель Пополо, «Мадонна ди Лорето», около 1603‒06, церковь Сант-Агостино, ‒ все в Риме; «Положение во гроб», 1602‒04 (см. илл.), Пинакотека, Ватикан; «Смерть Марии», около 1605‒06, Лувр, Париж). Подчёркнутая простонародность типажа, решительность утверждения демократических художественных идеалов в картинах К. вызвали резкую оппозицию сторонников официального искусства. Ряд произведений художника был отвергнут заказчиками. В поздних работах К., созданных в годы скитаний по югу Италии (1606‒10), дальнейшее развитие реалистических тенденций, расширение сферы охвата жизненных явлений («Семь деяний милосердия», 1607, церковь Пио Монте делла Мизерикордия, Неаполь) сопровождаются углублением трагизма мироощущения. Наряду с нотами скорбной отрешённости в них проявляется дух возвышенного стоицизма («Казнь Иоанна Крестителя», 1609, собор Сан-Джованни, Ла-Валлетта; «Погребение св. Лучии», 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракуза). К. обращается к теме одиночества людей в огромном мире, его привлекает образ тесно спаянного человеческого коллектива, объединённого атмосферой родственной близости и душевного тепла. Свет в поздних картинах К. становится мягким и вибрирующим, цветовая гамма тяготеет к тональному единству («Поклонение пастухов», 1609, Национальный музей, Мессина). Манера исполнения приобретает черты свободной импровизационности.

Новаторское искусство К. нашло последователей в Италии и др. странах Европы, оказав влияние на сложение реалистические течении во многих европейских художественных школах (см. Караваджизм).


Лит.: 3намеровская Т., Микельанджело да Караваджо, М., 1955; [Всеволожская С.], Микельанджело да Караваджо, М., 1960; Виппер Б. Р., Проблема реализма в итальянской живописи XVII‒XVIII веков, М., 1966, с. 34‒54; Venturi L., Il Caravaggio, Novara, 1951; Joffroy B., Le dossier Caravage, [P., 1959]; Jullian R., Le Caravage, Lyon ‒ P., 1961; L'opera completa del Caravaggio, Mil., 1967: Longhi R., Caravaggio, Dresden, [19681; Friedlaender W., Caravaggio studies, 2 ed., N. Y., [1969].

М. И. Свидерская.


Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Караваджо Микеланджело" в других словарях:

  • Караваджо Микеланджело —         (Caravaggio; собственно Меризи да Караваджо, Merisi da Caravaggio) (1573 1610), итальянский живописец. Основоположник реалистического направления в европейской живописи XVII в. Учился в Милане (1584 88). Работал в Риме, Неаполе, на… …   Художественная энциклопедия

  • КАРАВАДЖО Микеланджело — КАРАВАДЖО (Caravaggio) (наст. фам. Меризи, Merisi) Микеланджело да (1573 1610), итальянский живописец. Основоположник реалистического направления в европейской живописи 17 в., внес в нее демократизм, повышенное чувство материальности,… …   Энциклопедический словарь

  • Караваджо, Микеланджело — Караваджо Портрет Караваджо выполненный Оттавио Леони, ок.1621 г. Дата рождения: 28 сентября 1571 Место рождения: Милан Д …   Википедия

  • Караваджо Микеланджело — Караваджо Портрет Караваджо выполненный Оттавио Леони, ок.1621 г. Дата рождения: 28 сентября 1571 Место рождения: Милан Д …   Википедия

  • Караваджо, Микеланджело Меризи — Караваджо Портрет Караваджо выполненный Оттавио Леони, ок.1621 г. Дата рождения: 28 сентября 1571 Место рождения: Милан Д …   Википедия

  • Караваджо, Микеланджело да — Караваджо Портрет Караваджо выполненный Оттавио Леони, ок.1621 г. Дата рождения: 28 сентября 1571 Место рождения: Милан Д …   Википедия

  • Караваджо, Микеланджело де — Караваджо Портрет Караваджо выполненный Оттавио Леони, ок.1621 г. Дата рождения: 28 сентября 1571 Место рождения: Милан Д …   Википедия

  • Караваджо Микеланджело Меризи — Караваджо Портрет Караваджо выполненный Оттавио Леони, ок.1621 г. Дата рождения: 28 сентября 1571 Место рождения: Милан Д …   Википедия

  • Караваджо Микеланджело де — Караваджо Портрет Караваджо выполненный Оттавио Леони, ок.1621 г. Дата рождения: 28 сентября 1571 Место рождения: Милан Д …   Википедия

  • КАРАВАДЖО Микеланджело да — (Caravaggio, Michelangelo Merisi da) (1573 1610), итальянский живописец. Имя Караваджо происходит от названия городка в Северной Италии, в котором художник родился 28 сентября 1573. С одиннадцати лет он работал подмастерьем одного из миланских… …   Энциклопедия Кольера

Книги

  • Караваджо, Юрий Андреевич Астахов. Богато иллюстрированный альбом познакомит вас с жизнью и творчеством знаменитого итальянского художника XVII века – Караваджо, основоположника целого направленияв искусстве, носящего его имя… Подробнее  Купить за 3886 руб
  • Караваджо, Астахов Юрий. Итальянский художник Караваджо (1573-1610) относится к мастерам изобразительного искусства, которые открывают в нем новые направления. Он стоял у истоков реализма в живописи, и многих… Подробнее  Купить за 2883 руб
  • Караваджо, Юрий Астахов. Богато иллюстрированный альбом познакомит вас с жизнью и творчеством знаменитого итальянского художника XVII века - Караваджо, основоположника целого направления вискусстве, носящего его… Подробнее  Купить за 2451 руб
Другие книги по запросу «Караваджо Микеланджело» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»