- Кабельное судно
-
судно для прокладки подводных (морских, океанских) кабельных линий связи (преимущественно) и электропередачи, а также для подъёма кабелей со дна и их ремонта. Первым К. с. считают небольшой английский паровой буксир «Голиаф», с которого 28 августа 1850 был проложен первый морской телеграфный кабель через пролив Па-де-Кале. Крупнейшим К. с. 19 в. был английский пароход «Грейт-Истерн» водоизмещением 32 тыс. т, построенный по проекту английским инженером И. Брюнеля. «Грейт-Истерн» был использован для прокладки первой серии трансатлантических телеграфных кабелей в период 1865—74. В 60-е гг. 20 в. кабельный флот мира насчитывал свыше 30 судов, в их числе английский «Монарх» (водоизмещение 12 тыс. т, год постройки 1946) и «Алерт» (8 тыс. т, 1961), французский «Марсель Байяр» (7,1 тыс. т, 1961), советский «Ингул» и «Яна» (оба по 6,9 тыс. т, 1963), американский «Лонг Лайнс» (17 тыс. т, 1962).В трюмах К. с. (см. рис.), имеющих форму цилиндрических баков, называемых тенксами, витками укладывается до нескольких тысяч км подводного кабеля связи (См. Подводный кабель связи). При прокладке линии связи в специальных помещениях на палубе, называемыми ангарами, закрепляются усилители электрических сигналов. Концы каждой строительной длины кабеля (10—50 км) выводят на палубу и подсоединяют к соответствующему усилителю, т. е. монтируют всю подводную магистраль или ту её часть, которую вмещает К. с. до начала прокладки. Для прокладки и подъёма кабеля с целью ремонта служат кабельные машины с электроприводом — одна кормовая и две носовые (правого и левого борта). Прокладка кабеля с усилителями производится с кормы, а прокладка без усилителей и подъём — с носа К. с. Кабельная машина (лебёдка), развивающая усилие до нескольких сотен кн (десятков тс), имеет натяжное устройство со шкивами диаметром 2—3 м либо гусеничного типа. Последнее предпочтительнее при прокладке кабелей с усилителями в жёстких цилиндрических корпусах. С носа К. с. выступает кронштейн (крамбол) со шкивами (роульсами) для кабеля и подъёмного троса. Прокладка кабелей на глубины до 5—6 тыс. м ведётся со скоростью до 8 узлов (15 км/ч), при прохождении через кабельную машину усилителя скорость прокладки снижается до 1—2 узлов. К. с. снабжают аппаратурой непрерывного контроля характеристик прокладываемого или ремонтируемого кабеля и состояния усилителей; аппаратурой связи с береговой станцией по прокладываемому кабелю; устройствами с захватами, т. н. грапнелями, для поиска и подъёма кабеля со дна; буями для временной фиксации поврежденного участка кабеля; поплавками для выведения кабеля на берег; устройствами для сращивания концов кабеля.Для прокладки кабеля в реках, озёрах, каналах, прибрежных участках морей и в портах используются обычные грузовые и буксирные суда. Они временно оборудуются лебёдкой для спуска и подъёма кабеля и шкивом большого диаметра на корме (при прокладке кабеля) или на носу (при подъёме кабеля).Лит.: Подводные кабельные магистрали связи, под ред. И. С. Равича и Д. Л. Шарле, М., 1971.Д. Л. Шарле.Схема английского кабельного судна «Монарх»: 1 — кормовой роульс; 2 — динамометр; 3 — барабан кабельной машины для прокладки кабеля; 4 — натяжное устройство; 5 — направляющие ролики; 6 — натяжные ролики; 7 — группа направляющих роликов; 8 — тенксы; 9 — натяжное устройство; 10 — барабан машины для подъёма и прокладки кабеля; 11 — динамометр; 12 — натяжные ролики; 13 — носовой роульс; 14 — прокладываемый кабель.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.