Историческое образование это:

Историческое образование
        в России и в СССР, система подготовки педагогических и научных кадров в области истории. Как самостоятельная отрасль высшего образования И. о. в России сформировалось в начале 19 в. С 1804 на словесных факультетах университетов было введено преподавание исторических дисциплин, в 1835 — в 4 университетах на философских факультетах открылись историко-филологические отделения, которые в 1849 были преобразованы в факультеты со специальными кафедрами истории. Читались курсы русской истории, словесности и систематики, истории и литературы славянских народов, древней истории и истории средних веков, теории и истории изящных искусств, вспомогательных исторических дисциплин, греческой и римской словесности, восточных языков. И. о. осуществлялось в духе официальной теории «самодержавия, православия и народности». Революционная историческая мысль, представленная в трудах декабристов и революционных демократов, преследовалась. Вместе с тем учреждение специальных исторических кафедр и историко-филологических факультетов в университетах способствовало развитию исторической науки. Становление отечественного И. о. связано с научной и педагогической деятельностью ведущих русских учёных буржуазно-либерального направления — Т. Н. Грановского, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского и др.
         Введение в 1863 Университетского устава благотворно сказалось на развитии И. о. В 70-х гг. 19 в. наряду с чтением лекций начали практиковаться семинарии. На содержании И. о. в конце 19—20 вв. отразился идейно-методологический кризис буржуазной исторической науки, углубившийся в период империализма (уход в частную исследовательскую проблематику, распространение теории о непознаваемости законов исторического развития и т. п.).
         После победы Великой Октябрьской социалистической революции началось создание принципиально новой системы И. о., основанного на марксистско-ленинской теории. В 1918 в Москве открылась Социалистическая академия общественных наук, преобразованная в 1924 в Академию коммунистическую (См. Академия Коммунистическая), имевшую в своём составе Институт истории. В 1925 образовалось общество историков-марксистов, оказавшее значительное влияние на И. о. в СССР. В 1919 историко-филологические факультеты университетов были реорганизованы в факультеты общественных наук (ФОНы) с историческими отделениями в составе; в университеты направлены на преподавательскую работу коммунисты — преподаватели и научные работники. В 1921 для подготовки кадров учёных-марксистов был организован Институт красной профессуры (ИКП), в 1925 ИКП был разделен на несколько институтов, в том числе и институт истории. В 1925 вместо ФОНов были созданы гуманитарные факультеты, в том числе этнологические с историко-археологическими отделениями (в 1931 эти факультеты были упразднены). В 1931 основан Московский институт истории, философии и литературы — МИФЛИ (в 1941 слившийся с соответствующими факультетами МГУ). В 1931—37 действовал Ленинградский институт истории, философии и лингвистики (ЛИФЛИ).
         Перестройка И. о. в конце 20-х — начале 30-х гг., как показал опыт, была во многом неоправданной и привела на практике по существу к ликвидации системы И. о., что было тесно связано с происшедшим в это время фактическим упразднением преподавания истории как учебного предмета в средней школе. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 16 мая 1934 «О преподавании гражданской истории в школе», в котором были разработаны основные принципы преподавания и изучения истории, обратило внимание на недопустимость игнорирования И. о. и создало перелом в развитии И. о. в СССР. В 1934 в Московском и Ленинградском университетах, а затем во многих других университетах и педагогических институтах открылись исторические факультеты. Во 2-й половине 30-х гг. под руководством ЦК ВКП(б) была осуществлена подготовка новых учебников истории для средней и высшей школы; в ходе этой работы было найдено марксистско-ленинское решение ряда крупных проблем истории СССР и всеобщей истории. Большой вклад в развитие И. о. в СССР внесли крупные советские учёные Б. Д. Греков, Н. М. Дружинин, Е. В. Тарле, М. В. Нечкина, М. Н. Тихомиров, Е. А. Косминский, А. М. Панкратова, С. Д. Сказкин, В. М. Хвостов, И. И. Минц, А. С. Бубнов. Ем. Ярославский и многие др., принявшие участие в создании учебников истории для высшей и средней школы.
         В 30-х гг. сформировалась современная система советского И. о. В 1971 специалисты с И. о. готовились в более чем 150 университетах и педагогических институтах страны (по дневной, вечерней и заочной формам обучения). Учебные планы специальности «история» предусматривают изучение курсов истории СССР, археологии, всеобщей истории (древнего мира, средних веков, нового и новейшего времени, истории южных и западных славян, стран Азии, Африки и Латинской Америки), таких исторических дисциплин, как историография, источниковедение и др., курсов истории философии, истории религии и атеизма, истории искусства. Значительное место уделяется изучению методологических и социально-экономических дисциплин (марксистско-ленинская философия, научный коммунизм, политическая экономия), истории КПСС, а также одного или нескольких иностранных языков. Так как основной задачей И. о. является подготовка преподавателей истории и обществоведения, в учебных планах имеется цикл педагогических дисциплин — педагогика, психология, методика преподавания истории и обществоведения и др. Около 20% учебного времени в университетах занимает специализация студентов (в области истории СССР, всеобщей истории, археологии, музееведения, архивоведения, этнографии, истории религии и научного атеизма, истории отдельных стран), в педагогических институтах подготовка историков осуществляется без специализации. Учебная и производственная практика проводится в школах, археологических и этнографических экспедициях, архивах, музеях и др. В Дальневосточном (во Владивостоке), Ереванском, Ленинградском, Ташкентском, Тбилисском университетах на факультетах востоковедения и в Институте восточных языков при МГУ готовятся историки-страноведы по странам Азии и Африки; в Московском, Ленинградском, Тбилисском и Уральском (в Свердловске) университетах — по специальности «история искусств» (о подготовке специалистов по истории и теории искусств см. Искусствоведческое образование).
         Срок обучения в университетах — 5 лет, в педагогических институтах — 4 года (подготовка учителей истории со знанием иностранного языка — 5 лет). Обучение в университетах и большинстве педагогических вузов завершается защитой дипломной работы и сдачей государственных экзаменов.
         В 1971 по специальности «история» в университетах и педагогических институтах (с учётом студентов-заочников и вечерников) обучалось 104,7 тыс. студентов (из них около 45 тыс. — в университетах); на исторические факультеты было принято около 20 тыс. чел. (в том числе 7,7 тыс. — в университеты), выпущено 15,7 тыс. специалистов с И. о. (свыше 6 тыс. из университетов). Кроме того, свыше 3 тыс. студентов обучалось по специальности «историко-архивоведение» в Московском историко-архивном институте (См. Московский историко-архивный институт).
         Научные и научно-педагогические кадры историков готовятся в системе аспирантуры вузов, научно-исследовательских учреждений АН СССР, республиканских академий, Академии общественных наук при ЦК КПСС по специальностям: история КПСС, история СССР, история рабочего и коммунистического движения, всеобщая история, история международных отношений и внешней политики, историография и источниковедение и др. В 1971 в аспирантуре по историческим специальностям обучалось свыше 3 тыс. чел.
         В 1971 в средней общеобразовательной школе работало свыше 166 тыс. учителей истории, в вузах и научно-исследовательских учреждениях — 26,5 тыс. научных и научно-педагогических работников в области истории, в том числе около 12 тыс. докторов и кандидатов наук. В 1937—71 Высшая аттестационная комиссия утвердила в учёной степени доктора исторических наук 1,7 тыс. чел. и в учёной степени кандидата исторических наук — 15,7 тыс. чел.
         В конце 60-х гг. в Московском, Ленинградском, Киевском, Уральском университетах, Московском педагогическом институте и ряде других крупнейших вузов организованы факультеты повышения квалификации преподавателей истории в вузах. Во всех республиках и областях СССР имеются Институты усовершенствования учителей, в которых повышают квалификацию учителя истории в средней школе.
         Специализированные курсы истории народного хозяйства, истории экономических учений, истории государства и права, истории философии, истории науки и техники, истории искусства и т. п. изучаются на соответствующих факультетах различных вузов; во всех вузах обязательными с учётом профиля подготовки являются курсы истории КПСС, философии, политической экономии и научного коммунизма.
         Общее И. о. осуществляется в средней общеобразовательной школе, в средних специальных учебных заведениях и предусматривает изучение основных сведении из истории древнего мира, средних веков, новой и новейшей истории, истории СССР. а также обществоведения.
         Лит.: Бущик Л. П., Очерк развития школьного исторического образования в СССР, М., 1961; О работе исторических факультетов государственных университетов (К 25-летию постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О преподавании гражданской истории в школах СССР»), «Вопросы истории», 1959, № 7, 11, 12; 1960, № 1; Алексеева Г. Д., Октябрьская революция и историческая наука в России (1917—1923), М., 1968.
         А. М. Сахаров.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Историческое образование" в других словарях:

  • Историческое образование —    появилось на У. во 2 пол. XIX в. и связано с преподаванием в гимназиях курса отечественной и древней истории. Учителей истории готовили открытая в Благовещенске (1876) учительская семинария и учительский ин т в Оренб. (1878). В 1915… …   Уральская историческая энциклопедия

  • Образование — У этого термина существуют и другие значения, см. Образование (значения). Класс в детском саду, Афганистан …   Википедия

  • Образование —         процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. В процессе О. происходит передача от поколения к поколению знания всех тех духовных богатств, которые выработало человечество, усвоение результатов общественно… …   Большая советская энциклопедия

  • ОБРАЗОВАНИЕ — процесс и результат усвоения человеком навыков, умений и теоретических знаний. Слово образовывать имеет двоякое значение. Во первых, оно значит выставлять образец и устанавливать предписания , а во вторых формировать уже имеющиеся задатки .… …   Современный философский словарь

  • Образование монгольской державы и монгольские завоевания — В начале XIII в. в степях Центральной Азии сложилось сильное Монгольское государство, с образованием которого началась полоса монгольских завоеваний. Это повлекло за собой последствия, имевшие всемирно историческое значение. Затронув все страны… …   Всемирная история. Энциклопедия

  • Образование Циньской империи — В ходе непрерывной междоусобной борьбы древнекитайских царств на протяжении V III вв. до н. э. выявилась определённая историческая тенденция необходимость политического объединения разрозненных царств в единое сильное государство, способное… …   Всемирная история. Энциклопедия

  • Народное образование — Класс в детском саду, Афганистан. Начальная школа, Мексика. Образование  по законодательству РФ  целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся… …   Википедия

  • Просвещение (образование) — Класс в детском саду, Афганистан. Начальная школа, Мексика. Образование  по законодательству РФ  целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся… …   Википедия

  • Гуманитарное образование —         совокупность знаний в области общественных наук (философии, истории, филологии, права, экономики, искусствоведения и др.) и связанных с ними практических навыков и умений. Г. о. важнейшее средство формирования мировоззрения, играет… …   Большая советская энциклопедия

  • Педагогическое образование —         система подготовки педагогических кадров (учителей, воспитателей и т. п.) для общеобразовательной школы и др. учебно воспитательных учреждений в педагогических институтах, училищах и университетах; в широком смысле подготовка… …   Большая советская энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «Историческое образование» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»