Искусствоведческое образование это:

Искусствоведческое образование
I Искусствове́дческое образова́ние
        система подготовки специалистов по теории и истории различных видов искусства (изобразительного и декоративно-прикладного, архитектуры, музыки, театра, кино), а также в области художественной критики для работы в научно-исследовательских институтах, вузах, творческих союзах, музеях, театрах, в печати, на радио и телевидении и в других учреждениях и организациях культуры и искусства.
         Истоки И. о. в России относятся к середине 18 — началу 19 вв. В 1756 в учебный план Московского университета были включены некоторые вспомогательные искусствоведческие дисциплины, с 1804 на отделении словесных наук — курсы теории изящных искусств, в 1857 в университете организована первая в России кафедра истории искусств, в 1907 — первое отделение истории и теории искусства. В дореволюционный период учебные курсы истории и теории искусств включали изучение истории мирового искусства и основных специфических особенностей отдельных видов искусства; современное искусство не изучалось. Специалистов по истории и теории музыки и театрального искусства в дореволюционной России не готовили. Историей и теорией музыки занимались, как правило, музыканты, получавшие композиторское образование. В области теории и истории театрального искусства и кино (с начала 20 в.) работали обычно театральные, и литературные критики, драматурги и мастера театра.
         После Великой Октябрьской революции 1917 в ряде университетов и художественных вузов страны создаются искусствоведческие отделения (истории и теории изобразительных искусств); организуется подготовка специалистов по истории и теории музыки, театра, кино. В 1920 в Петроградском институте искусств был образован первый в стране факультет истории музыки. В 20-х гг. в Московской и Ленинградской консерваториях подготовка музыковедов осуществлялась на научно-композиторских факультетах (отделениях). В начале 30-х гг. в консерваториях организуются историко-теоретические кафедры, самостоятельные историко-теоретические факультеты, в 40—50-е гг. — музыковедческие факультеты во всех высших музыкальных учебных заведениях. В 1921—30 при Академии художественных наук (ныне Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии) работали Высшие курсы театроведения. В 1931 в Государственном институте театрального искусства (ГИТИС, с 1934 — им. А. В. Луначарского) открылся первый в стране театроведческий факультет; в 40—50-е гг. театроведческие факультеты созданы в ряде национальных театральных институтов. Подготовка киноведов в системе высшего образования началась в 30-е гг. при Государственном институте кинематографии (с 1934 — Всесоюзный государственный институт кинематографии — ВГИК). В 1945 во ВГИКе открылся специальный киноведческий факультет, с 1955 — сценарно-киноведческий.
         В 1972 специалистов с высшим И. о. готовили: в области изобразительных искусств — Московский, Ленинградский, Тбилисский и Уральский (в Свердловске) университеты, Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, Киевский и Литовской ССР (Вильнюс) художественные институты, Академия художеств Латвийской ССР (Рига), Тбилисская академия художеств, Ташкентский театрально-художественный институт; музыковедов — консерватории, институты искусств и музыкально-педагогические институты (в том числе Московский им. Гнесиных); театроведов — ГИТИС, Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии, Киевский институт театрального искусства, Белорусский (Минск) и Ташкентский театрально-художественные институты и Азербайджанский институт искусств (Баку); киноведов — ВГИК и Киевский институт театрального искусства. В 1971/72 учебном году на искусствоведческих факультетах (отделениях) обучалось свыше 6 тыс. студентов, приём составил 1,2 тыс. чел., выпуск — свыше 1 тыс. специалистов.
         Советское И. о. имеет целью подготовку широкообразованных искусствоведов-марксистов, специалистов в области классического и современного отечественного и зарубежного искусства (см. Искусствознание). В учебные планы искусствоведческих факультетов включены: общественно-политические и исторические дисциплины, курсы эстетики, теории и истории искусства (того, по которому специализируется искусствовед, и смежных искусств), истории искусств народов СССР и зарубежных стран, русской, советской и зарубежной литературы, иностранного языка и др. Значительное место в учебных планах занимают специальные курсы и семинары по теории и истории искусства, основным проблемам развития современного советского и зарубежного искусства, по теории и практике художественной критики, а также производственная практика. На семинарах осуществляются специализация студентов и подготовка их к самостоятельной научной, педагогической, литературной работе. Учебные планы искусствоведческих специальностей рассчитаны на 5 лет (в вечерней и заочной системах — 6 лет). Обучение завершается сдачей государственных экзаменов и защитой дипломной работы.
         Подготовка научных и педагогических кадров в области теории и истории искусств осуществляется в системе аспирантуры, которая организована в ряде университетов, в крупнейших вузах искусств и консерваториях, а также в научно-исследовательских учреждениях Министерства культуры СССР, академий наук союзных республик, Академии художеств СССР и др. Право принимать к защите докторские диссертации по искусствоведению предоставлено (1971): Московскому, Ленинградскому, Тбилисскому, Вильнюсскому университетам, Московской консерватории, ГИТИСу, ВГИКу, Ленинградскому институту живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, Институту истории искусств Министерства культуры СССР, Институту теории и истории изобразительных искусств Академии художеств СССР, Институту искусствоведения, фольклора и этнографии АН УССР, Отделению общественных наук АН Азербайджанской ССР и др. В области искусствоведения работают (на конец 1970) 12,2 тыс. научных сотрудников, в том числе 139 докторов и 1262 кандидата наук.
         Курсы теории и истории искусств включены в учебные планы всех художественно-творческих специальностей (см. Музыкальное образование, Театральное образование, Художественное образование), а также ряда университетских и педагогических специальностей. Начальные сведения по истории и теории искусств учащиеся получают в средней общеобразовательной школе, профессионально-технических и средних специальных учебных заведениях.
         В других социалистических странах искусствоведы готовятся в университетах, художественных академиях, консерваториях и институтах. Подготовка искусствоведов (по истории и теории изобразительных искусств) осуществляется: в ГДР — на факультете эстетики и искусствоведения в Берлинском университете им. Гумбольдта, в Польше — на кафедрах истории искусства философских факультетов в Варшавском, Познанском и Краковском университетах, в Чехословакии — в Пражском университете и др. В театральных институтах некоторых социалистических стран созданы самостоятельные театроведческие факультеты — в Лейпцигском, Варшавском, Бухарестском, Софийском театральных институтах. В Варшавском университете — отделение теории кино для подготовки киноведов.
         В капиталистических странах И. о. поставлено на службу господствующим классам, подготовка историков и теоретиков в области изобразительных искусств и музыки сосредоточена в основном в университетах; вопросами теории и истории театра и кино занимаются, как правило, литературоведы или деятели театра и кинематографии.
         Л. Г. Ильина, Г. А. Пелисов.
II Искусствове́дческое образова́ние
        система подготовки специалистов по теории и истории различных видов искусства (изобразительного и декоративно-прикладного, архитектуры, музыки, театра, кино), а также в области художественной критики для работы в научно-исследовательских институтах, вузах, творческих союзах, музеях, театрах, в печати, на радио и телевидении и в других учреждениях и организациях культуры и искусства.
         Истоки И. о. в России относятся к середине 18 — началу 19 вв. В 1756 в учебный план Московского университета были включены некоторые вспомогательные искусствоведческие дисциплины, с 1804 на отделении словесных наук — курсы теории изящных искусств, в 1857 в университете организована первая в России кафедра истории искусств, в 1907 — первое отделение истории и теории искусства. В дореволюционный период учебные курсы истории и теории искусств включали изучение истории мирового искусства и основных специфических особенностей отдельных видов искусства; современное искусство не изучалось. Специалистов по истории и теории музыки и театрального искусства в дореволюционной России не готовили. Историей и теорией музыки занимались, как правило, музыканты, получавшие композиторское образование. В области теории и истории театрального искусства и кино (с начала 20 в.) работали обычно театральные, и литературные критики, драматурги и мастера театра.
         После Великой Октябрьской революции 1917 в ряде университетов и художественных вузов страны создаются искусствоведческие отделения (истории и теории изобразительных искусств); организуется подготовка специалистов по истории и теории музыки, театра, кино. В 1920 в Петроградском институте искусств был образован первый в стране факультет истории музыки. В 20-х гг. в Московской и Ленинградской консерваториях подготовка музыковедов осуществлялась на научно-композиторских факультетах (отделениях). В начале 30-х гг. в консерваториях организуются историко-теоретические кафедры, самостоятельные историко-теоретические факультеты, в 40—50-е гг. — музыковедческие факультеты во всех высших музыкальных учебных заведениях. В 1921—30 при Академии художественных наук (ныне Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии) работали Высшие курсы театроведения. В 1931 в Государственном институте театрального искусства (ГИТИС, с 1934 — им. А. В. Луначарского) открылся первый в стране театроведческий факультет; в 40—50-е гг. театроведческие факультеты созданы в ряде национальных театральных институтов. Подготовка киноведов в системе высшего образования началась в 30-е гг. при Государственном институте кинематографии (с 1934 — Всесоюзный государственный институт кинематографии — ВГИК). В 1945 во ВГИКе открылся специальный киноведческий факультет, с 1955 — сценарно-киноведческий.
         В 1972 специалистов с высшим И. о. готовили: в области изобразительных искусств — Московский, Ленинградский, Тбилисский и Уральский (в Свердловске) университеты, Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, Киевский и Литовской ССР (Вильнюс) художественные институты, Академия художеств Латвийской ССР (Рига), Тбилисская академия художеств, Ташкентский театрально-художественный институт; музыковедов — консерватории, институты искусств и музыкально-педагогические институты (в том числе Московский им. Гнесиных); театроведов — ГИТИС, Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии, Киевский институт театрального искусства, Белорусский (Минск) и Ташкентский театрально-художественные институты и Азербайджанский институт искусств (Баку); киноведов — ВГИК и Киевский институт театрального искусства. В 1971/72 учебном году на искусствоведческих факультетах (отделениях) обучалось свыше 6 тыс. студентов, приём составил 1,2 тыс. чел., выпуск — свыше 1 тыс. специалистов.
         Советское И. о. имеет целью подготовку широкообразованных искусствоведов-марксистов, специалистов в области классического и современного отечественного и зарубежного искусства (см. Искусствознание). В учебные планы искусствоведческих факультетов включены: общественно-политические и исторические дисциплины, курсы эстетики, теории и истории искусства (того, по которому специализируется искусствовед, и смежных искусств), истории искусств народов СССР и зарубежных стран, русской, советской и зарубежной литературы, иностранного языка и др. Значительное место в учебных планах занимают специальные курсы и семинары по теории и истории искусства, основным проблемам развития современного советского и зарубежного искусства, по теории и практике художественной критики, а также производственная практика. На семинарах осуществляются специализация студентов и подготовка их к самостоятельной научной, педагогической, литературной работе. Учебные планы искусствоведческих специальностей рассчитаны на 5 лет (в вечерней и заочной системах — 6 лет). Обучение завершается сдачей государственных экзаменов и защитой дипломной работы.
         Подготовка научных и педагогических кадров в области теории и истории искусств осуществляется в системе аспирантуры, которая организована в ряде университетов, в крупнейших вузах искусств и консерваториях, а также в научно-исследовательских учреждениях Министерства культуры СССР, академий наук союзных республик, Академии художеств СССР и др. Право принимать к защите докторские диссертации по искусствоведению предоставлено (1971): Московскому, Ленинградскому, Тбилисскому, Вильнюсскому университетам, Московской консерватории, ГИТИСу, ВГИКу, Ленинградскому институту живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, Институту истории искусств Министерства культуры СССР, Институту теории и истории изобразительных искусств Академии художеств СССР, Институту искусствоведения, фольклора и этнографии АН УССР, Отделению общественных наук АН Азербайджанской ССР и др. В области искусствоведения работают (на конец 1970) 12,2 тыс. научных сотрудников, в том числе 139 докторов и 1262 кандидата наук.
         Курсы теории и истории искусств включены в учебные планы всех художественно-творческих специальностей (см. Музыкальное образование, Театральное образование, Художественное образование), а также ряда университетских и педагогических специальностей. Начальные сведения по истории и теории искусств учащиеся получают в средней общеобразовательной школе, профессионально-технических и средних специальных учебных заведениях.
         В других социалистических странах искусствоведы готовятся в университетах, художественных академиях, консерваториях и институтах. Подготовка искусствоведов (по истории и теории изобразительных искусств) осуществляется: в ГДР — на факультете эстетики и искусствоведения в Берлинском университете им. Гумбольдта, в Польше — на кафедрах истории искусства философских факультетов в Варшавском, Познанском и Краковском университетах, в Чехословакии — в Пражском университете и др. В театральных институтах некоторых социалистических стран созданы самостоятельные театроведческие факультеты — в Лейпцигском, Варшавском, Бухарестском, Софийском театральных институтах. В Варшавском университете — отделение теории кино для подготовки киноведов.
         В капиталистических странах И. о. поставлено на службу господствующим классам, подготовка историков и теоретиков в области изобразительных искусств и музыки сосредоточена в основном в университетах; вопросами теории и истории театра и кино занимаются, как правило, литературоведы или деятели театра и кинематографии.
         Л. Г. Ильина, Г. А. Пелисов.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Искусствоведческое образование" в других словарях:

  • Искусствоведческое образование — I Искусствоведческое образование         система подготовки специалистов по теории и истории различных видов искусства (изобразительного и декоративно прикладного, архитектуры, музыки, театра, кино), а также в области художественной критики для… …   Большая советская энциклопедия

  • ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — систематическое накопление знаний как о самих произведениях различных искусств, так и об исследованиях по поводу этих произведений …   Профессиональное образование. Словарь

  • Гуманитарное образование —         совокупность знаний в области общественных наук (философии, истории, филологии, права, экономики, искусствоведения и др.) и связанных с ними практических навыков и умений. Г. о. важнейшее средство формирования мировоззрения, играет… …   Большая советская энциклопедия

  • Художественное образование —         в СССР, система подготовки мастеров изобразительного, декоративно прикладного и промышленного искусства, архитекторов художников, искусствоведов, художников педагогов. На Руси первоначально существовало в форме индивидуальной подготовки… …   Большая советская энциклопедия

  • Театральное образование —         система профессиональной подготовки артистов, режиссёров, художников, театроведов и др. работников в области театрального искусства. Т. о. зародилось в театре Древнего Рима (школа Росция, 1 в. до н. э.). В 8 в. н. э. первое театральное… …   Большая советская энциклопедия

  • Историческое образование —         в России и в СССР, система подготовки педагогических и научных кадров в области истории. Как самостоятельная отрасль высшего образования И. о. в России сформировалось в начале 19 в. С 1804 на словесных факультетах университетов было… …   Большая советская энциклопедия

  • Высшее образование —         совокупность систематизированных знаний и практических навыков, позволяющих решать теоретические и практические задачи по профилю подготовки, используя и творчески развивая современные достижения науки, техники и культуры. Под термином «В …   Большая советская энциклопедия

  • Искусств институты —         готовят творческие и педагогические кадры в области музыкального, театрального, изобразительного искусства и культурно просветительной работы. В 1971 в СССР было 8 И. и.: Дальневосточный педагогический (организован в 1962), Уфимский… …   Большая советская энциклопедия

  • Кляйн Мелани — Кляйн (Klein) Мелани (30.03.1882, Вена 22.09.1960, Лондон) австро английский психоаналитик. Получила неполное искусствоведческое образование в Вене. В Будапеште познакомилась в Ш. Ференци . С 1921 по 1 …   Психологический словарь

  • Бьязини, Сара — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Бьязини. Сара Бьязини. 2008 Сара Магдалена Бьязини (фр. Sarah Magdalena Biasini; род. 21 июля 1977(19770721) …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»