Инструментовка (в музыке) это:

Инструментовка (в музыке)
Инструментовка, изложение музыкального произведения для какого-либо инструментального состава ‒ от камерного ансамбля до симфонического оркестра. В широком смысле слова говорят и об И. для вокального ансамбля, хора. Чаще всего под И. понимается изложение музыки для оркестра. В том же значении нередко используется и термин оркестровка. Порою, однако, этим терминам придают разное значение, понимая под И. изложение для оркестра сочинения, специально задуманного как оркестровое, а под оркестровкой ‒ изложение для оркестра произведения, написанного для другого состава или для какого-либо одного инструмента (например, для фортепиано). И. основывается на использовании наиболее естественных технических и выразительных возможностей каждого инструмента, на соединении звучания однородных и разнородных инструментов, на противопоставлении контрастных звуковых красок. Эволюция И. тесно связана с развитием всего музыкального искусства, со сменой различных стилей; в И. находят отражение и особенности творческой индивидуальности композитора, его отдельного произведения. Примерно с 17 в. стала входить в практику запись оркестровой музыки в виде партитуры; до этого инструментальный состав обычно не определялся композитором, и одно и то же сочинение могло исполняться различными исполнительскими силами. Искусство И. развивалось параллельно с обогащением музыкального инструментария, совершенствованием техники сольной игры, расширением состава оркестра. Наряду с собственно оркестровыми жанрами видную роль в развитии И. играла опера. Один из важнейших этапов эволюции И. связан с творчеством композиторов венской классической школы ‒ И. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена. Особенно быстро искусство И. развивалось в 19‒20 вв. В это время поиски новых средств И. интенсивно велись в области оркестровой программной музыки. Особое значение приобретает красочность тембров и их сочетаний; в сочинениях Г. Берлиоза, Р. Вагнера, Ф. Листа, Р. Штрауса, Г. Малера увеличение оркестрового состава нередко совмещается с тонкой дифференциацией оркестровых партий. Большой вклад в области И. внесли русские композиторы-классики ‒ М. И. Глинка, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин; их традиции трактовки оркестра творчески развивают советские композиторы.


Лит.: Каре А., История оркестровки, пер. с англ., М., 1932; Видор Ш. М., Техника современного оркестра, пер. с франц. и доп. Д. Рогаль-Левицкого, М., 1938; Римский -Корсаков Н. А., Основы оркестровки..., 2 изд., ч. 1‒2, М.‒Л., 1946; Глинка М. И., Заметки об инструментовке, в кн.: М. И. Глинка. Литературное наследие, т. 1, Л.‒М., 1952; Василенко С. Н., Инструментовка для симфонического оркестра, т. 1, М., 1952; Berlioz Н., Grand traité d▓instrumentation et d▓orchestration modernes, P., 1843.


Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Инструментовка (в музыке)" в других словарях:

  • Инструментовка —         изложение музыки для исполнения её к. л. составом оркестра или инстр. ансамблем. Изложение музыки для оркестра часто называют также оркестровкой. В прошлом мн. авторы придавали терминам И. и оркестровка разл. значение. Так, напр., Ф.… …   Музыкальная энциклопедия

  • Опера в Германии и Австрии — Декорация к «Волшебной флейте» Моцарта (1815) …   Википедия

  • Беллини В. —         (Bellini) Винченцо (3 XI 1801, Катания, Сицилия 23 IX 1835, Пюто, близ Парижа) итал. композитор. Происходил из семьи музыкантов (отец дирижёр, дед органист и композитор). В 1819 25 (или 1827) учился в неаполитанской консерватории Сан… …   Музыкальная энциклопедия

  • Рахманинов С. В. —         Сергей Васильевич (20 III (1 IV) 1873, имение Онег (Семёново?), ныне Новгородский р н Новгородской обл. 28 III 1943, Беверли Хилс, Калифорния; похоронен на кладбище в Кенсико, близ Нью Йорка) рус. композитор, пианист и дирижёр. Происходил …   Музыкальная энциклопедия

  • Моцарт В. А. —         (Mozart) Вольфганг Амадей (Иоанн Хризостом Вольфганг Теофиль; лат. имя греч. происхождения Theophilus и позднее лат. Amadeus, или Amade) (27 I 1756, Зальцбург 5 XII 1791, Вена) австр. композитор.         Большое влияние на муз. развитие М …   Музыкальная энциклопедия

  • НАУКА О МУЗЫКЕ — Музыка сделалась предметом серьезного научного изучения гораздо позже других искусств; даже и теперь приходится еще бороться ей за равноправность со своими сестрами в официальных рассадниках науки, как это видно из сравнительно малого числа… …   Музыкальный словарь Римана

  • Цытович В. И. —         Владимир Иванович (р. 6 VIII 1931, Ленинград) сов. композитор. Кандидат искусствоведения (1973). Чл. КПСС с 1979. Окончил Ленингр. консерваторию (1958) и аспирантуру при ней по классу композиции у Б. А. Арапова (1961), по классу фп. у И.… …   Музыкальная энциклопедия

  • Танеев С. И. —         Сергей Иванович (13 (25) XI 1856, Владимир 6 (19) VI 1915, Дюдьково, близ Звенигорода Московской обл.; похоронен в Москве) рус. композитор, педагог, пианист, ученый, муз. обществ. деятель. Род. в дворянской семье. Отец Иван Ильич Т. был… …   Музыкальная энциклопедия

  • Стравинский И. Ф. —         Игорь Фёдорович (5 (17) VI 1882; Ораниенбаум, ныне г. Ломоносов 6 IV 1971, Нью Йорк, похоронен в Венеции) рус. композитор и дирижёр. С ранних лет приобщился к высоким достижениям отечеств. иск ва в доме отца певца (бас) Мариинского т ра Ф …   Музыкальная энциклопедия

  • ОПЕРА — драма или комедия, положенная на музыку. Драматические тексты в опере поются; пение и сценическое действие почти всегда сопровождаются инструментальным (обычно оркестровым) аккомпанементом. Для многих опер характерно также наличие оркестровых… …   Энциклопедия Кольера


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»