Дюркгейм Эмиль это:

Дюркгейм Эмиль
Дюркгейм (Durkheim) Эмиль (15.4.1858, Эпиналь, ‒ 15.11.1917, Париж), французский социолог-позитивист, основатель французской социологической школы. Профессор социологии и педагогики в Бордо (с 1896) и Сорбонне (с 1902). Основал журнал «L'Année sociologique» (1896). Социологическая концепция Д. формировалась главным образом под влиянием Ш. Монтескьё и особенно О. Конта, а также в полемике с индивидуально-психологическими и биологическими направлениями. Согласно Д., предметом социологии являются социальные факты, которые обладают двумя отличительными признаками: объективностью (внешним существованием) и принудительностью по отношению к индивидам (см. «Метод социологии», К.‒Хар., 1899, с. 8‒9). В противовес «атомистическим» концепциям (общество ‒ сумма составляющих его индивидов), общество трактуется Д. как реальность особого рода, не сводимая к совокупности индивидов.

Д. настаивал на необходимости применения в социологии объективных методов, аналогичных методам естественных наук, выдвинув принцип: «социальные факты надо рассматривать как вещи». Одним из первых в социологии он пытался соединить теоретический анализ социальных явлений с эмпирическим.

Д. является одним из основателей структурно-функционального направления в социологии (см. Структурно-функциональный анализ). Основным постулатом социологии он считал положение: «... Человеческие институты не могут основываться на заблуждении или на лжи: в противном случае они не могли бы продолжать свое существование. Если бы они не базировались на природе вещей, они встретили бы в ней сопротивление, которое не смогли бы преодолеть» («Les formes élémentaires de la vie religiеuse...», P., 1912, p. 3). Тем самым Д. утверждал соответствие каждого социального явления определённой потребности общества. Социальные конфликты трактовались им главным образом как патологические явления. Это нашло выражение в работе «О разделении общественного труда» (1893, рус. пер. 1900), в которой солидарность по существу рассматривается как синоним общественного состояния. Д. различает два типа социальной солидарности: механический и органический. Механическая солидарность доминирует в архаических обществах, органическая ‒ в современных. Первый тип основан на сходстве индивидуальных сознаний, целиком поглощаемых коллективным. С развитием разделения общественного труда механическая солидарность уступает место органической, основанной на разделении функций и индивидуальных различиях.

В работе «Самоубийство» (1897, рус. пер. 1912) Д. на основании анализа статистических данных убедительно доказал зависимость числа самоубийств от характера и интенсивности социальных связей. Наиболее важен анализ Д. аномического самоубийства, которое является следствием социальной дезорганизации. Аномия, по Д., выражается в разрушении системы социальных норм. Понятие аномии приобрело большое значение в современной социологии.

В последней крупной работе «Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии» (1912) Д. на примере верований австралийских аборигенов доказывал социальную обусловленность религии и познания, их роль в поддержании социального единства.

Отношение Д. к марксизму было противоречивым. В его концепции сказывается влияние некоторых идей исторического материализма. В то же время он вульгарно трактовал материалистическое понимание истории как «экономический детерминизм» и отрицательно относился к идее революционного преобразования общества рабочим классом, предпочитая буржуазно-реформаторский путь социального переустройства.

Сотрудники журнала «L'Année sociologique» (М. Мосс, М. Хальбвакс, Ж. Дави, С. Бугле и др.) представляли французскую социологическую школу, которая играла ведущую роль во французской социологии вплоть до 2-й мировой войны 1939‒45.


Соч.: Education et sociologie, P., 1922; Sociologie et philosophie, P., 1924; L'éducation morale, P., 1923; Le socialisme, P., 1928; Leçons de sociologie. Physique des mœurs et du droit, P., 1950; Pragmatisme et sociologie, P., 1955; в рус. пер. ‒ Социология и теория познания, в сб.: Новые идеи в социологии, сб. 2, СПБ, 1914.


Лит.: Ковалевский М., Современные социологи, СПБ, 1905; Кон И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964; Alpert Н., Emile Durkheim and his sociology, N. Y., 1961; Duvignaud J., Durkheim, P., 1965.

Э. М. Коржева.


Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Дюркгейм Эмиль" в других словарях:

  • Дюркгейм, Эмиль — Эмиль Дюркгейм Emile Durkheim Дата рождения …   Википедия

  • Дюркгейм Эмиль — Эмиль Дюркгейм Emile Durkheim Дата рождения: 15 апреля 1858 Место рождения: Эпиналь Дата смерти …   Википедия

  • ДЮРКГЕЙМ ЭМИЛЬ — (Durkheim, Emile) (1857–1917) Французский социолог. С 1906 по 1917 г., во время заведования кафедрой образования в Сорбоне (переименованной в кафедру социологии в 1913 г.), был ведущей фигурой во французской системе образования. В работе Права… …   Политология. Словарь.

  • Дюркгейм, Эмиль — (Durkheim) (1858 1917) французский социолог, один из создателей социологии как самостоятельной науки, основатель французской социологической школы. Родился в городе Эпинале в семье небогатого потомственного раввина. В детстве он тоже начал… …   Политология. Словарь.

  • Дюркгейм Эмиль — (1858–1917) французский социолог. Оказал влияние на развитие психологических исследований отношений между индивидом и обществом. Выделил в качестве основного объяснительного принципа человеческого поведения понятие вырабатываемых обществом… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Дюркгейм Эмиль — (Durkheim) (1858 1917), основатель французской социологической школы. Выступил против индивидуально психологических и биологических направлений, рассматривал общество как реальность, несводимую к совокупности индивидов. В то же время отводил… …   Энциклопедический словарь

  • Дюркгейм, Эмиль — ДЮРКГЕЙМ (Durkheim) Эмиль (1858 1917), социолог, основатель французской социологической школы. Рассматривал общество как реальность, несводимую к совокупности индивидов. Отводил определяющую роль в обществе “коллективному сознанию”. Разделение… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Дюркгейм Эмиль — У истоков научной социологии Эмиль Дюркгейм и правила социологического метода     Социология прошлого века была социологией философов систематиков, дочерью надежд и опасений, о которых говорил Сен Симон в связи с развитием индустриального… …   Западная философия от истоков до наших дней

  • ДЮРКГЕЙМ Эмиль — (Durkheim, Emile) (1858 1917), французский социолог, один из первых представителей функционализма, родился в Эпинале 15 апреля 1858 в семье потомственного ученого раввина. В Высшей нормальной школе, которую он окончил в 1882, его учителями были… …   Энциклопедия Кольера

  • ДЮРКГЕЙМ Эмиль — (DURKHEIM, Emile) (1858 1917) Дюркгейм получил широкое признание в качестве «отца основателя» современной социологии, способствовавшего определению предмета и установлению автономии социологии как дисциплины. Он преподавал вначале в университете… …   Социологический словарь

Книги

Другие книги по запросу «Дюркгейм Эмиль» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»