Дьюи Джон это:

Дьюи Джон
Дьюи (Dewey) Джон (20.10.1859, Барлингтон, штат Вермонт, ‒ 1.6.1952, Нью-Йорк), американский философ-идеалист, один из ведущих представителей прагматизма. Окончил Вермонтский университет (1879). Профессор Мичиганского, Чикагского и Колумбийского (1904‒30) университетов. Д. развил новый вариант прагматизма ‒ инструментализм, разработал прагматистскую методологию в области логики и теории познания. Согласно Д., различные виды человеческой деятельности суть инструменты, созданные человеком для разрешения индивидуальных и социальных проблем. Познание трактуется Д. в духе бихевиоризма как сложная форма поведения, в конечном итоге ‒ средство борьбы за биологическое выживание. Истина определяется не как соответствие объективной действительности, а как практическая эффективность, полезность. Помимо неизменных истин, Д. отвергает существование и неизменных этических норм, объявляя успех, практическую целесообразность критерием нравственности. Мораль, как и наука, составляет лишь техническое, оперативное средство социального маневрирования в любых интересах. Отвергая традиционные формы религии, Д. выдвигал на их место свою «натуралистическую», или «гуманистическую», религию (вид богостроительства). Эстетическое сводится Д. к чувственному («искусство ‒ это жизнь») и трактуется как всякое выражение гармонии, равновесия между организмом и средой.

В социальной области Д. выступал как идеолог буржуазного либерализма и «американского образа жизни». Идеям классовой борьбы он противопоставлял идеи классового сотрудничества и «мелиоризма», т. е. постепенного улучшения общества (особое место в этом процессе Д. отводил реформам в области педагогики). Возглавляемая Д. «Лига независимого политического действия» активно участвовала в антисоветской пропаганде. В годы 2-й мировой войны 1939‒45 Д. выступал с позиций буржуазного либерализма против идеологии фашизма, в частности против нацистского насилия над педагогикой.

Цель теории воспитания Д. ‒ формирование личностей, умеющих «приспособляться к различным ситуациям» в условиях буржуазной системы «свободного предпринимательства». Д. подверг критике господствовавшую в США школу за отрыв от жизни, абстрактный схоластический характер обучения и предложил реформу всей школьной системы. Школьной системе, основанной на приобретении и усвоении знаний, он противопоставляет обучение «путём делания», т. е. так, чтобы все знания извлекались из практической самодеятельности и личного опыта ребёнка. В школах, работавших по системе Д., не было постоянной программы с последовательной системой изучаемых предметов, а отбирались только такие знания, какие могли найти практическое применение в жизненном опыте учащихся. Д. является идеологом так называемой педоцентрической теории и методики обучения (см. Педоцентризм), согласно которой решающая и руководящая роль учителя в процессах обучения и воспитания умаляется и сводится в основном к руководству самодеятельностью учащихся и пробуждению их пытливости. В методике Д. наряду с трудовыми процессами непомерно большое место занимают игры, импровизации, экскурсии, художественная самодеятельность, домоводство. Воспитанию дисциплины учащихся Д. противопоставляет развитие их индивидуальности.

Особое внимание Д. уделял воспитанию у детей преданности буржуазной демократии. Большое значение он придавал роли семьи в воспитании и вовлечению родителей в осуществление педагогических задач. С этой целью им была организована «Ассоциация родителей и учителей».

Педагогические идеи Д. оказали большое влияние на общий характер учебно-воспитательной работы в школах США и некоторых др. стран, в частности и на советскую школу в 20-х годах, что нашло своё выражение в так называемых комплексных программах и в методе проектов, применявшихся в 20-х гг. Д. неоднократно выезжал в разные страны (Китай, Японию, Мексику, Англию, Турцию) для распространения своих педагогических идей; в 1928 посетил СССР.


Соч.: Reconstruction in philosophy, N. Y., 1920; Ideals, aims and methods of education, L., 1922; Experience and nature, Chi.‒L., 1925; The quest for certainty, N. Y., 1929; Human nature and conduct, N. Y., 1930; Individualism old and new, L., 1931; Art as experience, N. Y., 1934; Democracy and education, N. Y., 1934; Logic. The theory of inquiry, N. Y., 1938; Problems of men, N. Y., 1946; Experience and education, N. Y., 1948; в рус. пер. ‒ Психология и педагогика мышления, 2 изд., Берлин, 1922; Введение в философию воспитания, М., 1921; Школы будущего, М., 1922; Школа и ребёнок, 2 изд., М.‒П., 1923; Школа и общество, М., 1925.


Лит.: Кроссер П., Нигилизм Дж. Дьюи, пер. с англ, М., 1958; Богомолов А., Англо-американская буржуазная философия, М., 1964; Хилл Т. И., Современные теории познания, пер. с англ., М., 1965; Geiger G. R., J. Dewey in perspective, N. Y., 1958; Deledalle G., L'idée d'expérience dans la philosophiе de J. Dewey, [P., 1966]; Bernstein R. J., J. Dewey, N. Y., 1967; Somjee A. Н., The political theory of J. Dewey, N. Y., [1968]; Claparеde Ed., La pédagogic de J. Dewey, Nchât.‒P., 1913; Rippe F., Die Pädagogik J. Deweys..., [s. 1.], 1934; Smith M., J. Dewey and moral education, Wash., 1939; Schilpp P. A., The philosophy of J. Dewey, Evanston‒Chi., 1939; Thomas M. H., J. Dewey. A centennial bibliography, Chi., 1962.

Б. Э. Быховский.


Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Дьюи Джон" в других словарях:

  • Дьюи Джон — (1859–1952) американский педагог, психолог, автор первого американского учебника по психологии, один из основателей Чикагской школы психологов. Задачи психологии Д. усматривал не в анализе содержания сознания, а в изучении целостного организма в… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ДЬЮИ Джон — (Dewey, John) ДЖОН ДЬЮИ (1859 1952), американский философ, психолог и педагог, один из ведущих представителей прагматизма, оказавший сильное влияние на педагогическую мысль США. Родился близ Берлингтона (шт. Вермонт) 20 октября 1859. До сих пор… …   Энциклопедия Кольера

  • Дьюи Джон — (Dewey) (1859 1952), американский философ, систематизатор прагматизма. Профессор Колумбийского университета (Нью Йорк) в 1904 30. Развил концепцию инструментализма, согласно которой понятия и теории лишь инструменты приспособления к внешней среде …   Энциклопедический словарь

  • Дьюи, Джон — Джон Дьюи John Dewey Дж …   Википедия

  • Дьюи Джон — Джон Дьюи Дата и место рождения: 20 октября 1859, Барлингтон, штат Вермонт Дата и место смерти: 1 июня …   Википедия

  • Дьюи Джон — (1859 1952) один из представителей и основоположников прагматизма. Его рассматривают даже как главного выразителя идей прагматизма, потому что он систематизировал многие положения других представителей прагматизма Пирса, Джемса. Им были написаны… …   Великие философы: учебный словарь-справочник

  • Дьюи Джон — Опыт не сводится ни к сознанию, ни к познанию     «Неутомимым в работе, щедрым в отношениях с коллегами и друзьями, необычайно влиятельным философом и педагогом» назвал Б. Рассел Джона Дьюи (1859 1952). Философию Дьюи определяет как натурализм.… …   Западная философия от истоков до наших дней

  • Дьюи, Джон — (Dewey, John) (1859 1952) выдающийся американский философ и педагог. Дьюи был в начале неогегельянцем, но в дальнейшем разработал вид прагматизма, который он называл экспериментализмом или инструментализмом . Характерной чертой этой философии… …   Исторический справочник русского марксиста

  • ДЬЮИ Джон — (20.10.1859, Берлингтон, шт. Вермонт, 1.6.1952, Нью Йорк), амер. философ, психолог и педагог. Окончил Вермонтский ун т (1879). Проф. Мичиганского (1884 94), Чикагского (1894 1904) и Колумбийского (1904 30) ун тов. Развил новый вариант прагматизма …   Российская педагогическая энциклопедия

  • ДЬЮИ (Джон) — американский философ и психолог (Барлинг тон, Вермонт, 1859 Нью Йорк, 1952), основоположник педагогики, основанной на прагматизме. Разум лишь орудие среди прочих, одна из движущих сил успеха. Дьюи открыл в Чикаго «школу лабораторию» (University… …   Философский словарь

Книги

Другие книги по запросу «Дьюи Джон» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»