Духовные учебные заведения это:

Духовные учебные заведения
        готовят служителей религиозных культов и дают теологическое образование. Появились в древних государствах с выделением общественных групп — жречества и духовенства, и усложнением культовых обрядов и ритуалов, знанием которых можно было овладеть только годами ученичества.
         Первые Д. у. з. возникли при храмах Древнего Египта и Древней Вавилонии (2-е тысячелетие до н. э.) для подготовки жрецов (см. Жреческие школы). В середине 1-го тысячелетия до н. э. в Индии и в рабовладельческих государствах Центральной и Средней Азии появились буддийские монастыри, многие из которых становились учебными заведениями. В Индии, помимо монастырских школ Буддизма и его разновидности — ламаизма, существовали кастовые школы брахманов, выпускники которых нередко становились профессиональными жрецами. С возникновением христианства (См. Христианство) (середина 1 в.) появились Д. у. з. нового типа: в Александрии (Египет) — первая катехизическая школа (конец 2 в.), в Иерусалиме, Риме и др. городах Римской империи — епископские школы и школы экзегетов (истолкователей Священного писания). Постепенно сложилась система Д. у. з.: архиерейские (епископские), катехизические, монастырские пасторско-монашеские школы, школы-общежития при монастырях. В византийский период возникают духовные семинарии армяно-григорианской и грузинской церквей. Д. у. з. католицизма мало отличались от духовных школ православия и имели строго выраженную религиозную и профессиональную направленность. С организацией университетов (См. Университеты) (11—12 вв.) в них стали учреждаться богословские факультеты. В начале 15 в. такие факультеты имелись в 18 из 46 университетов Западной Европы. Католическая церковь создала сеть теологических университетов — в Болонье, Оксфорде, Кёльне, Лувене и др. Высшим богословским центром считался Парижский университет (Сорбонна, основан в 1253). Позднее сложились следующие типы Д. у. з.: богословские университеты и академии, теологические факультеты при светских университетах, семинарии, колледжи, коллегиумы. В католическом Риме были основаны Грегорианский (16 в.), Урбанианский (17 в.) и др. университеты, папская академия паук (1603), церковная академия (1701). В 16 в. создаются Д. у. з. протестантских церквей — богословские университеты, теологические факультеты при светских вузах, духовные академии и семинарии, колледжи и пастырские школы. Первые упоминания о Д. у. з. мусульманства — Медресе — относятся к 9 в. Система образования в медресе в течение многих веков включала как теологические, языковые и религиозно-юридические предметы, так и философию, прикладные науки, но затем она приобрела строго профессиональную направленность. Исключение составляли отдельные мусульманские университеты.
         В России Д. у. з. ведут начало с 1030, когда по указу Ярослава Мудрого при епископской кафедре в Новгороде было основано училище православных священников. Однако в последующие столетия Д. у. з. не получили развития. Подготовка клириков православной церкви осуществлялась в немногих братских школах при монастырях, отдельных школах при архиерейских домах. Единственной богословской школой была Киевская духовная академия (основана в 1632). В конце 17 в. в Москве основана монастырская школа, а затем на её базе — Славяно-греко-латинская академия. Развитию духовного образования способствовал изданный Петром I «Регламент Духовной коллегии» (1721), который обязал епископов «иметь в своих домах школы для приготовления священников». Эти Д. у. з. получили название архиерейских школ (См. Архиерейские школы). Во 2-й четверти 18 в. архиерейские школы с 8-летней программой обучения стали называться семинариями (17 в 1740). Одна из первых семинарий основана Феофаном Прокоповичем в Петербурге (1725), затем семинарии открылись в Москве, Новгороде, Ростове, Чернигове и Тобольске. К началу 19 в. в России было 37 семинарий и 76 низших архиерейских школ. С конца 18 в. подготовка служителей культа осуществлялась в Петербургской и Казанской духовных академиях (обе основаны в 1797), в 1809 они получили статут высшего Д. у. з. С 1814 стала действовать Московская духовная академия, реорганизованная из Славяно-греко-латинской академии. В 1913 функционировало 4 академии (около 1 тыс. студентов), 57 духовных семинарий (22 тыс. учащихся), 186 духовных училищ (24 тыс. учащихся), а также 85 женских Д. у. з. Кроме того, в России существовали римско-католическая академия, католические коллегии и семинарии, протестантский богословский факультет Юрьевского университета, мусульманские учебные заведения в Казани, Уфе, Оренбурге, Ташкенте, Бухаре и др. В отличие от др. стран, духовное образование осуществлялось в России только в Д. у. з.; богословских (теологических) факультетов в составе русских университетов не было (богословие и церковная история изучались на всех факультетах университетов наряду с др. обязательными учебными дисциплинами).
         Современные зарубежные Д. у. з. подразделяют на 4 основные группы: богословские университеты, институты, академии и теологические факультеты при светских вузах, дающие высшее образование (часто с присвоением степеней бакалавра, кандидата, магистра, доктора); богословские семинарии, колледжи, медресе, высшие теологические и коранические школы — среднее образование; библейские, катехизические, коранические, монастырские и иные школы, готовящие церковнослужителей низшего звена. Наибольшее количество разнообразных Д. у. з. имеют мировые религии — буддизм, ислам, христианство.
         Подготовку высших служителей культа и специалистов в области буддийской философии, истории, литературы осуществляют буддийские университеты и институты: институты в Наланде (Индия), Мандалае (Бирма), Пномпене (Камбоджа) и университеты Видьодая и Видьяланкара (Цейлон), Киото (Япония).
         Основным типом мусульманских Д. у. з. являются медресе, которые выпускают служителей Ислама. В ряде стран имеются исламские университеты: Азхар (Египет), Зейтун (Тунис), готовящие кадры духовенства для многих арабских стран и мусульманской Африки, Алигархский (Индия), Пенджабский (Пакистан), Анкарский (Турция) и др. В ряде национальных университетов существуют исламские теологические факультеты, специальные факультеты по изучению исламских догматов, вероучения шариата, философии и религиозной мысли.
         Самую большую сеть Д. у. з. всех типов имеет католическая церковь: семинарии и лицеи; теологические университеты и факультеты при государственных университетах, дающие высшее богословское образование, не обязательно связанное принятием сана; понтификальные (папские) академии и специального высшего типа учебные заведения, готовящие прелатов высшего ранга, церковных дипломатов, руководящие и научные кадры церкви и др. Крупнейший центр подготовки служителей культа — Рим, где действует 11 богословских папских университетов и институтов (1970). Наиболее известны понтификальные (папские) университеты: Грегорианский, Урбанианский, Латеранский. В Риме 9 понтификальных академий, 29 семинарий и 94 колледжа. Во многих учебных заведениях ведётся подготовка миссионеров. В Италии (кроме Рима) более 60 Д. у. з. различных монашеских орденов, десятки монастырских школ и региональных семинарий.
         Католическая церковь имеет свои Д. у. з. во многих странах Западной Европы, Азии, Африки и Австралии. Только одна так называемая Священная конгрегация пропаганды веры при Ватикане финансирует 445 семинарий, в которых в 1969 обучалось свыше 34 тыс. чел. В разных городах США «Общество Иисуса» (орден иезуитов) имеет 28 университетов и колледжей. В ФРГ насчитывается до 30 философско-богословских орденских высших школ. Подготовкой священников в ФРГ занимаются 25 специальных учебных заведений, 8 теологических факультетов, 9 философско-теологических школ и 34 теолого-философских учебных заведения. Папский миссионерский институт ФРГ содержит в странах Азии, Африки и Латинской Америки около 70 семинарий. В 1960-е гг. католической церковью была создана широкая сеть Д. у. з. в развивающихся странах Азии. В Африке в 1970 было свыше 30 теологических институтов, семинарий и лицеев.
         Протестантская церковь имеет Д. у. з. разных типов: в 1970 только в Западной Европе насчитывалось свыше 100 духовных семинарий, теологических колледжей, богословских училищ и школ, до 70 духовных академий, университетов и теологических факультетов. Американский церковный справочник «1969 yearbook of Americеn churches» перечисляет 888 наименований Д. у. з. разных религий, из которых более половины готовят протестантских служителей культа. Так, баптистская церковь имеет 35 учебных заведений, лютеранская — 17, пресвитерианская — 17. В Африке действуют более 100 теологических семинарий, колледжей, богословских и библейских школ, готовящих служителей культа из местного населения.
         В Греции служителей культа готовят в Высшей богословской школе на острове Халки, на богословских факультетах университетов (Афины, Салоники) и в 3 семинариях. В Финляндии действует духовная семинария в Куопио, в Ливане — Бельментская семинария в Триполи, на Кипре — семинария в Никосии, в США — греческая богословская школа в Бруклине, православный богословский институт в Грествуде и семинарии в Джонстауне и Джорданвилле.
         В Индии действуют Старая семинария в Коттаяме, всехристианский колледж в Бенгалуру и Серампурский всехристианский университет; в Эфиопии — богословский колледж в Аддис-Абебе, дающий высшее образование, и несколько средних богословских школ. Коптская церковь в Египте готовит кадры на богословском факультете Александрийского университета. В Ливане действует богословская армянская семинария в Бейруте.
         В США, некоторых странах Западной Европы и Ближнего Востока существуют иешиботы, готовящие служителей иудейского культа и учёных — талмудистов.
         Богословское образование католицизма, протестантизма и др. религий переживает кризис; сокращается количество духовных школ. Это особенно заметно в религиях и церквах, действующих в социалистических странах. Функционируют: в НРБ — духовная академия и семинария; в ВНР — реформатская, лютеранская и католическая академии в Будапеште, реформатская в Дебрецене и семинарии; в ГДР — богословские факультеты, при ряде университетов, теологические, катехизические семинарии, колледжи и духовные школы; в ПНР — христианская и католическая академии в Варшаве, теологические факультеты и семинарии; в СРР — богословские институты в Бухаресте и Сибиу, протестантский в Сибиу и семинарии; в ЧССР — богословские факультеты в Праге, Братиславе, Прешове, богословские школы и училища; в СФРЮ — богословский факультет в Белграде, православные и протестантские семинарии, монашеская школа.
         Д. у. з. в религиях СССР. В 1970 подготовку духовенства для русской православной церкви осуществляли Московская (в Загорске) и Ленинградская духовные академии и духовные семинарии в Загорске, Ленинграде и Одессе. При Московской академии имеются сектор заочного образования по курсу семинарии и академии и аспирантура. Выпускники академии и приходское духовенство, имеющее высшее богословское образование, после защиты соответствующих диссертаций получают степени магистра и доктора богословия. В составе слушателей Д. у. з. имеются священники из зарубежных стран. Средними Д. у. з. являются пастырско-богословские курсы грузинской православной церкви (Мцхета Грузинской ССР); протестантские теологические курсы (Таллин и Рига), готовящие пасторов и проповедников, католические духовные семинарии и теологические курсы (Каунас и Рига); библейские курсы евангельских христиан-баптистов (Москва), иешибот — школа по подготовке служителей иудейского культа при Московской хоральной синагоге. Мусульманское духовенство готовится в Высшей духовной школе (Ташкент) и в медресе Мири-Араб (в Бухаре), имеющем 7-летний срок обучения. Армянская церковь имеет духовную академию (Эчмиадзин, близ Еревана) с 2 отделениями — академическим и семинарским. Эчмиадзинская академия готовит кадры и для зарубежных епархий и общин армянской церкви.
         В связи с тем, что в СССР церковь отделена от государства и школа от церкви (декрет СНК РСФСР от 21 января 1918), Д. у. з. не входят в государственную систему народного образования и богословские предметы не изучаются во всех типах светской школы. См. также Теологическое образование, Религия, Атеизм.
         Лит.: Токарев С. А., Религия в истории народов мира, 2 изд., М., 1965; Ранович А. Б., О раннем христианстве, М., 1959; Соловьев С. М., История России с древнейших времен, кн. 8, М., 1962; Никольский Н. М., История русской церкви, 2 изд., М.—Л., 1931; Ковальский Н. А., Ватикан и мировая политика, М., 1964; Шпажников Г. А., Религия стран Африки, М., 1967.
         В. Г. Фуров.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Духовные учебные заведения" в других словарях:

  • ДУХОВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ — готовят служителей религиозных культов и дают богословское образование. Высшие духовные учебные заведения теологические (богословские) университеты и институты, академии; средние духовные семинарии, богословские колледжи и лицеи (христианские),… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ДУХОВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ — ДУХОВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ, готовят служителей религиозных культов и дают богословское образование. Высшие духовные учебные учреждения теологические университеты и институты, соответствующие факультеты при светских университетах, академии;… …   Современная энциклопедия

  • Духовные учебные заведения — ДУХОВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ, готовят служителей религиозных культов и дают богословское образование. Высшие духовные учебные учреждения теологические университеты и институты, соответствующие факультеты при светских университетах, академии;… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • духовные учебные заведения — готовят служителей религиозных культов и дают богословское образование. Высшие духовные учебные заведения  теологические (богословские) университеты и институты, академии; средние  духовные семинарии, богословские колледжи и лицеи (христианские) …   Энциклопедический словарь

  • Духовные учебные заведения — дают богословское образование и готовят служителей религ. культов. В России первое уч ще для подготовки правосл. свящ. осн. по указу Ярослава Мудрого в Новгороде при епископской кафедре. Однако в последующие столетия дух. уч. заведения развития… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Духовные учебные заведения —     образовательные учреждения, дающие богословское образование. Высшие Д.у.з. теологические университеты и институты, академии; средние духовные семинарии, богословские колледжи и лицеи, медресе (бывают также высшими), иешива (иудаистские) и… …   Педагогический терминологический словарь

  • Учебные заведения — Учебное заведение прежнее название в дореволюционной России, а впоследствии и в СССР и Российской Федерации (до 1992 года) образовательного учреждения. В соответствии с действующим российским законодательством это учреждение, осуществляющее… …   Википедия

  • Учебные заведения Русской Православной церкви —    Руководство учебными заведениями Русской Православной церкви осуществляется Синодом через Учебный комитет.    К 1994 РПЦ имела три духовных академии: Московскую, Петербургскую и Одесскую. После Архиерейского собора 1994 продолжалось увеличение …   Религии народов современной России

  • Высшие учебные заведения —         вузы, готовят специалистов высшей квалификации, научные и педагогические кадры для различных отраслей хозяйства, науки и культуры; ведут научную работу теоретического и прикладного характера, являющуюся основой подготовки специалистов;… …   Большая советская энциклопедия

  • Духовно-учебные заведения — православного ведомства в России как специальные учреждения ведут свое начало лишь со времени издания Духовн. Регламента в 1721 г., хотя в древней Руси всякого рода школы существовали главным образом при церквах, монастырях и архиерейских домах,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

Другие книги по запросу «Духовные учебные заведения» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»