Домье Оноре Викторьен это:

Домье Оноре Викторьен
Домье (Daumier) Оноре Викторьен (26.2.1808, Марсель, ‒ 11.2.1879, Вальмондуа, близ Парижа), французский график, живописец и скульптор. Сын мастера-стекольщика. С 1814 жил в Париже, где в 1820-х гг. брал уроки живописи и рисунка, овладевал ремеслом литографа, выполнял мелкие литографские работы. Творчество Д. сложилось на основе наблюдения уличной жизни Парижа и внимательного изучения классического искусства. Д., по-видимому, участвовал в Революции 1830, а с установлением Июльской монархии стал политическим карикатуристом и завоевал общественное признание беспощадной острогротескной сатирой на Луи Филиппа и правящую буржуазную верхушку. Обладая политической проницательностью и темпераментом борца, Д. сознательно и целеустремлённо связал своё искусство с демократическим движением. Карикатуры Д. распространялись в виде отдельных листов или публиковались в иллюстрированных изданиях, где сотрудничал Д. (в «Силуэт», «Silhouette», 1830‒31; в основанных издателем Ш. Филипоном «Карикатюр», «Caricature», 1831‒35, и «Шаривари», «Charivari», 1833‒60 и 1863‒72). Смело и точно вылепленные скульптурные эскизы-бюсты буржуазных политических деятелей (раскрашенная глина, около 1830‒32, сохранились 36 бюстов в частном собрании) послужили основой для серии литографических портретов-шаржей («Знаменитости золотой середины», 1832‒33). В 1832 Д. за карикатуру на короля (литография «Гаргантюа», 1831) был заключён на полгода в тюрьму, где общение с арестованными республиканцами укрепило его революционные убеждения. Высокой степени художественного обобщения, мощной скульптурности форм, эмоциональной выразительности контура и светотени Д. добился в литографиях 1834; в них обличаются бездарность и своекорыстие власть имущих, их лицемерие и жестокость (коллективный портрет Палаты депутатов ‒ «Законодательное чрево»; «Все мы честные люди, обнимемся», «Этого можно отпустить на свободу»); глубоким трагизмом проникнуто изображение расправы с рабочими («Улица Транснонен 15 апреля 1834 года»); в литографиях «Свобода печати» и «Современный Галилей» Д. создал героический образ рабочего-революционера.

Запрещение политической карикатуры и закрытие «Карикатюр» (1835) вынудили Д. ограничиться бытовой сатирой. В сериях литографий «Парижские типы» (1839‒40), «Супружеские нравы» (1839‒1842), «Лучшие дни жизни» (1843‒1846), «Люди юстиции» (1845‒48), «Добрые буржуа» (1846‒49) Д. едко осмеивал и клеймил лживость и эгоизм мещанской жизни, духовное и физическое убожество буржуа, раскрывал характер буржуазной социальной среды, формирующей личность обывателя. Типический образ, концентрирующий пороки буржуазии как класса, Д. создал в 100 листах серии «Карикатюрана» (1836‒38), рассказывающей о похождениях авантюриста Робера Макера. В сериях «Древняя история» (1841‒43), «Трагико-классические физиономии» (1841) Д. зло пародировал буржуазное академическое искусство с его лицемерным культом классических героев. Виртуозно сочетая гротескную фантазию и точность наблюдения, Д. придал публицистическую обличительную заострённость самому графическому языку: язвительная, жалящая выразительность линии как бы срывала с буржуа маску благопристойности, обнаруживая под ней бездушие и пошлое самодовольство. Зрелым литографиям Д. присущи динамика и сочная бархатистость штриха, свобода в передаче психологических оттенков, движения, света и воздуха. Д. создавал и рисунки для гравюр на дереве (главным образом книжные иллюстрации).

Новый недолгий подъём французской политической карикатуры связан с Революцией 1848‒49. Приветствуя революцию, Д. разоблачал её врагов; олицетворением бонапартизма стал образ-тип политического проходимца Ратапуаля, созданный сперва в гротескной динамичной статуэтке (1850, бронзовый экземпляр в Лувре, Париж), а затем использованный в ряде литографий. В 1848 Д. выполнил для конкурса живописный эскиз «Республика 1848 года» (вариант в Лувре). С этого времени Д. всё больше отдавался живописи маслом и акварелью. В новаторской по тематике и художественному языку живописи Д. нашли воплощение пафос революционной борьбы («Восстание», около 1848; «Семья на баррикадах», Национальная галерея, Прага) и неудержимое движение людских толп («Эмигранты», около 1848‒49, Музей изящных искусств, Монреаль), уважение и сочувствие художника трудящимся («Прачка», около 1859‒60, Лувр; «Вагон 3-го класса», около 1862‒63, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) и злая издёвка над беспринципностью буржуазной юстиции («Защитник», акварель, частное собрание). Особенно увлекала Д. тема искусства: его роль и положение в обществе, психология творчества и восприятия; излюбленные мотивы живописи Д. ‒ театр, цирк, лавки эстампов, зрители, актёры, бродячие комедианты, художники, коллекционеры («Мелодрама», около 1856‒60, Новая пинакотека, Мюнхен; «Криспен и Скапен», около 1860, Лувр; «Совет молодому художнику», 1860-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон). Д. создал ряд портретов, картин на литературные, религиозные, мифологические сюжеты; серия картин посвящена Дон Кихоту, чья комическая внешность лишь подчёркивает духовное величие и трагичность судьбы искателя правды («Дон Кихот», около 1868, Новая пинакотека, Мюнхен). В живописи Д. особенно сильно ощутимы связь художника с романтизмом, переосмысление его традиций: героическое величие переплетается с гротеском, драма с сатирой, острая характерность образов сочетается со свободой письма, смелой обобщённостью, экспрессией, мощью пластической формы и световых контрастов; на протяжении 1850‒60-х гг. всё напряжённее и стремительнее становится динамичная композиция, объём лаконично лепится цветовым пятном и энергичным, сочным мазком.

В конце 60-х гг. бытовая сатира стала уступать место в литографиях Д. новым темам: художник с тревогой следил за ростом милитаризма и колониализма, за расправой с национально-освободительными движениями, за происками военщины и церкви. Франко-прусской войне 1870‒71 посвящён последний шедевр Д. ‒ альбом «Осада»; аллегорические образы альбома полны потрясающего трагизма и глубокой горечи, язык литографии поражает силой обобщения и лаконичностью точных, упругих линий («Империя ‒ это мир», 1870; «Потрясённая наследством», 1871). Огромное наследие Д. (около 4 тыс. литографий, свыше 900 рисунков для гравюр, свыше 700 картин и акварелей, свыше 60 скульптурных работ), одна из вершин критического реализма в мировом искусстве, характеризует Д. как великого художника-новатора, защитника интересов трудящихся.


Лит.: Замятина А. Н., Оноре Домье. 1808‒1879, М., 1954; Калитина Н., Оноре Домье. 1808‒1879, М., 1955; Герман М. Ю., Домье, М., 1962; Daumier raconté par lui-même et par ses amis, Vésenaz ‒ Gen., P., 1945; [Adhémar J.], Honoré Daumier, P., 1954; Balzer W., Der junge Daumier und seine Kampfgefährten, Dresden, 1965.

А. Н. Замятина.


Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Домье Оноре Викторьен" в других словарях:

  • Домье Оноре Викторьен —         (Daumier) (1808 1879), французский график, живописец и скульптор. С 1814 жил в Париже, где в 20 х гг. брал уроки живописи и рисунка, овладевал искусством литографии. После Революции 1830 стал политическим карикатуристом и завоевал… …   Художественная энциклопедия

  • Домье, Оноре Викторьен — Оноре Домье Оноре Домье, портрет работы Надара Имя при рождении: Оноре Викторен Домье Дата рождения: 26.02.1808 Место рождения: Марсель …   Википедия

  • Домье Оноре Викторьен — Оноре Домье Оноре Домье, портрет работы Надара Имя при рождении: Оноре Викторен Домье Дата рождения: 26.02.1808 Место рождения: Марсель …   Википедия

  • Оноре Викторьен Домье — Оноре Домье Оноре Домье, портрет работы Надара Имя при рождении: Оноре Викторен Домье Дата рождения: 26.02.1808 Место рождения: Марсель …   Википедия

  • Домье — (daumier) Оноре Викторьен (1808, Марсель – 1879, Вальмондуа, близ Парижа), французский живописец, график и скульптор. Сын стекольщика. С 1814 г. жил в Париже. Брал уроки рисования у художника А. Ленуара, работал в мастерской Э. Будена, копировал… …   Художественная энциклопедия

  • Домье — (Daumier)         Оноре Викторьен (26.2.1808, Марсель, 11.2.1879, Вальмондуа, близ Парижа), французский график, живописец и скульптор. Сын мастера стекольщика. С 1814 жил в Париже, где в 1820 х гг. брал уроки живописи и рисунка, овладевал… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»